Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 18:19, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение возможности реализации краеведческого принципа на уроках школьной биологии.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, учебные программы с целью выявления теоретических основ введения регионального компонента в содержание школьного курса биологии.
2. Рассмотреть теоретические основы школьного краеведения.
3. Дать ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в школьное образование и показать роль в воспитании учащихся.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Реализация краеведческого принципа в школьном
образовании …………………………………………..
1.1 Содержание, формы, методы школьного краеведения …………….
1.2 Ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в
школьное образование………………………………………………..
1.3. Роль краеведения в воспитании учащихся ………………………
Выводы по главе 1……………………………………………………………..30
Глава 2. Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии…………………………………………………………………………31
2.1. Использование краеведческого материала на уроках ботаники
2.2. Использование краеведческого материала на уроках зоологии …
2.3. Использование краеведческого материала на уроках общей биологии
Выводы по главе 2……………………………………………………………...45
Заключение ……………………………………………………………………..46
Список использованной литературы ……………………………………….48
Процесс обучения строится в соответствии с особенностями региона и народов, населяющих его, обеспечивает передачу подрастающему поколению всего, что накоплено ими в своей многовековой истории. Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам, и жизнь проходит в каждодневном общении с живой природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растительным и животным миром люди связывали свои судьбы, что является твёрдой основой для осуществления экологического воспитания. Проблема охраны природы заставляет школьников задуматься, к каким последствиям может привести активное вмешательство человека в природу.
В настоящее время предлагается несколько моделей включения краеведческого содержания в образовательный процесс:
1. Полипредметная базовая модель, которая предполагает обязательное включение вопросов краеведческого содержания в базовое путем диффузного и равномерного распределения его по учебным курсам. При таком построении программ региональные знания биологии рассматриваются как материал для расширения и углубления основных тем и разделов. Биологические явления и процессы обосновываются с помощью конкретных фактов. В процессе такого обучения реализуются установки краеведческого принципа: от частного к общему и от общего к частному; вести учащихся от доступных фактов к обобщениям и выводам;
2. Полипредметная повышенная модель, которая реализуется в базовых курсах повышенного уровня и предполагает изучение материала регионального характера по биологии за счет выделения дополнительных часов. Вопросы регионального содержания рассматриваются в русле общего содержания и рассредоточены по разным темам. На обобщающих уроках происходит систематизация и обобщение знаний;
3. Монопредметная углубленная модель, где региональное образование реализуется на специально отведенных уроках. Из вариативной части выделяются часы на факультативные курсы.
4. Монопредметная интегративная модель. Она ориентирована на подготовку комплексных курсов, в которых все аспекты регионального содержания взаимосвязаны. Например, курс «Биологическое краеведение» в котором можно связать историю нашего региона с ее природой, развитие современного хозяйства - с историей, показать связь и влияние природы на жизнь, и творчество великих деятелей национальной культуры.
1.3. Роль краеведения в воспитании учащихся
Школьное краеведение является важной областью работы школы в плане воспитания всесторонне развитой личности. Человек, знающий свою страну, должен знать и свой родной край; знать, где и как можно приложить свои познания на практике в условиях своей местности.
Краеведческая работа должна быть связана с учебным процессом, подкреплять и углублять его. Участие школьников в краеведческой деятельности может предшествовать соответствующим учебным курсам, темам, а накопление материалов может сыграть роль в последующем обучении.
Краеведение является необходимым и надежным средством связи школы с жизнью. Оно осуществляется через все учебные предметы, краеведческие кружки, экскурсионно-туристическую работу, школьные научно-краеведческие общества, через различные формы внеклассной работы (вечера, олимпиады, конференции, слеты, выставки), школьные музеи и др. Краеведческая работа со школьниками ведется во Дворцах и Домах детского творчества и на юннатских станциях.
Первый кружок юных натуралистов в г. Шадринске был организован в Доме пионеров и школьников, открытый 5 декабря 1934 г. (рук. Ю. П. Аргентовский). Ребята выращивали цветочную рассаду, лук, огурцы, помидоры [Сборник краевед]. Позднее был организован клуб «Друзья природы» (руководитель В. И. Лялина). Работал штаб зеленых патрулей, был живой уголок, проведены «День птиц», слет юных натуралистов, где подвели итоги своей работы любители природы всех школ города (Рев, 2001)
13 октября 1975 г. на базе теплицы
школы №8 была создана Шадринская
городская станция юных
Первым директором Станции юных натуралистов стала А. А. Новоторженова, учительница начальных классов, работала на СЮН 1976 г. Успехи в природоохранной и натуралистической работе были отмечены Грамотой Президиума Шадринского горсовета ВООП от 18 июня 1976 г. и дипломом 1 степени Президиума Курганского областного совета Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени ООП (от 10 августа 1976 г.). В 1977 г. за 2 место в городской выставке цветов награждены грамотой Президиума Шадринского горсовета ВООП от 13 августа 1977 г. [Сборник].
Позднее станция было организовано 2 новых кружка: «Юный натуралист» (рук. Конева М. В.), кружок «Охрана природы» (рук. Большакова Т. А.).
С каждым годом росло количество кружков, любители овощеводства: «Зеленая архитектура» (рук. С. П. Данилова), «Охрана природы» (рук. О. П. Ханаева и Т. И. Миронова), «Юный натуралист» (рук. М. В. Конева). Учителя биологии стали ежемесячно по радио рассказывать об охране природы в районе г. Шадринска. В этом же учебном году созданы кружки аквариумистов (рук. О. М. Нагаева), кактусоводов (рук. Е. А. Леонтьева), юных зоологов (рук. О. И. Мецих) [Сборник].
Здесь ученикам не только давали дополнительные знания по биологии, но и прививали любовь к родному краю, проводили экскурсий в природу, в семеноводческую станцию при Осеевском совхозе. Дети учились готовить поделки из природного материала, ухаживать за животными и растениями.
С 1980 – 1982 гг. станция юных натуралистов ежегодно проводила городские массовые мероприятия, которые были традиционными в городе: конкурс поделок из природного материала, конкурс рисунков, конкурсы ботаников, зоологов, праздники «День птиц», «Цвети родное Зауралье». В конкурсах и праздниках участвовали все школы города. В 1981 г. был проведен I городской Слет зеленых патрулей. Дозоры созданы почти во всех школах города, а штаб работал на СЮН. Ребята рисовали и распространяли листовки с призывами беречь птиц, кошек и собак, следили за тем, чтобы в кормушках, которые они развесили накануне зимы, снег не заносил корм.
Позднее, в 1988 г. проведен IV городской Слет зеленых патрулей, на котором юннаты призывали всех школьников принять активное участие в смотре-конкурсе «Зеленый наряд Отчизны», в операциях которого должны участвовать все ребята:
«Белая береза». Так называется операция по озеленению городов, поселков, улиц и дворов. Озеленим наш родной город!
«Красная гвоздика» – символизирует знаменательные даты в жизни страны. Вырастим и высадим цветы на священных местах!
«Красная книга тревоги» зовет ребят взять под защиту и охрану редкие и исчезающие виды животных и растений.
«Пернатые друзья» ждут помощи от юннатов зимой и в весеннюю пору гнездования. Будем охранять, и привлекать птиц!
Операция «Мой двор – моя забота» – должна стать зоной особого внимания юннатов по месту жительства.
Участвуя в операции «Юннаты – родной школе» школьники должны сделать свой второй дом – школу, удобным, зеленым, вырастить на приусадебных участках цветы, фрукты, овощи.
«Обогащать и охранять!» – девиз юннатов смотра-конкурса, это и девиз зеленых патрулей города!
23 декабря 1984 г. на станции юных
натуралистов прошел городской
конкурс рисунков «Родная
В 1989 – 1991 учебные года на станции юннатов работали кружки на любой вкус для юных любителей природы.
24 июня 1990 г. с целью пропаганды знаний о жизни домашних животных и бережного к ним отношения отделом культуры и станции юных натуралистов была проведена первая городская выставка кошек. Выставка проводилась под девизом «Мы в ответе за тех, кого приручили» [Сборник].
Сейчас Шадринская городская станция юных натуралистов ставит перед собой следующие задачи:
Цель кружка юных натуралистов - заинтересовать учащихся биологией, углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования и способствовать воспитанию материалистического понимания природы. Работа в кружке юннатов проводится систематически, по определенному плану, с добровольным, но постоянным составом участников.
В практике школ имеются: в начальной школе - общий юннатский кружок, в средней – специальные поклассные кружки:
в V - VI классах - кружок юных ботаников;
в VII классе - кружок юных зоологов;
в VIII классе - кружок юных физиологов;
в IX - X классах - кружок юных биологов.
Такое распределение диктуется уровнем знаний, приобретенных по курсу, и разницей в возрасте учащихся. Дифференциация юннатских кружков соответственно изучаемым в школе биологическим курсам, с одной стороны, дает возможность более углубленно познать тот или иной из них и, с другой стороны, использовать результаты некоторых опытов на уроках.
Работу учащихся в кружке следует рассматривать и как средство воспитания. Методисты станции не ставят условиями приема в кружок хорошую успеваемость по биологии и хорошую дисциплину, так как опыт учителей показывает: в результате занятий в кружке неуспевающие учащиеся начинают интересоваться биологией, а учащиеся с плохим поведением - вести себя значительно лучше.
В кружке сочетается индивидуальная, самостоятельная, творческая и ответственная работа каждого учащегося с работой - коллективной, общественной [сборник краевед].
Количество учащихся в кружке обычно не превышает 15 - 20 человек. При большем количестве желающих организуются две группы, занимающиеся в разное время. Занятия с кружком проводятся один раз в неделю или два раза в месяц.
Работа кружка строится по общим темам, включающим различные экспериментальные работы и знакомство с литературой, применяются разнообразные методы как индивидуальной, так и коллективной работы.
По ботанике в план работы кружка включены следующие темы: «Лесные богатства» (октябрь), «Сад на окне» (ноябрь - декабрь), «Зеленое строительство» (март - апрель - май), «Культурные растения полей» (VI класс), «В мире невидимых» (декабрь - январь, VI класс). Примером может служить работа кружка по теме «Лесные богатства». Вначале проводят экскурсию в лес («Разведка в лесу»), где собирают живой материал; отдельные юннаты выбирают для изучения определенные растения (сосну, ель, березу, дуб, кипрей, кислицу и др.). На занятиях ставят опыты («Разведка в лаборатории») с получением различных продуктов: сосновой «шерсти», скипидара, дегтя, красок, масла, хвойного напитка; составляют гербарии и монтируют коллекции полученных из них продуктов.
Попутно юннаты, самостоятельно собирая сведения о своих растениях в книгах, энциклопедиях («Разведка в книгах»), готовят доклады. Просматривают кинофильмы. Беседы учителя на экскурсиях и на собраниях дополняют доклады юннатов о жизни и биологическом значении леса.
По зоологии обсуждаются следующие темы: «Мир невидимых в капле воды», «Болезнетворные животные», «Сборщики нектара», «Шелковичный червь», «Жизнь в морских глубинах», «Жизнь в пруду», «Опасные пресмыкающиеся», «Вымершие чудовища», «Охрана пернатых друзей», «Наши птицы», «Следопыты в природе» (о пушных зверях), «Замечательные зоологические открытия», «В уголке Дурова», «Как управлять поведением животных», «Наши друзья - домашние животные» и т.п.
Информация о работе Краеведческий принцип и его реализация в биологии