Краеведческий принцип и его реализация в биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 18:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение возможности реализации краеведческого принципа на уроках школьной биологии.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, учебные программы с целью выявления теоретических основ введения регионального компонента в содержание школьного курса биологии.
2. Рассмотреть теоретические основы школьного краеведения.
3. Дать ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в школьное образование и показать роль в воспитании учащихся.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Реализация краеведческого принципа в школьном
образовании …………………………………………..
1.1 Содержание, формы, методы школьного краеведения …………….
1.2 Ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в
школьное образование………………………………………………..
1.3. Роль краеведения в воспитании учащихся ………………………
Выводы по главе 1……………………………………………………………..30
Глава 2. Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии…………………………………………………………………………31
2.1. Использование краеведческого материала на уроках ботаники
2.2. Использование краеведческого материала на уроках зоологии …
2.3. Использование краеведческого материала на уроках общей биологии
Выводы по главе 2……………………………………………………………...45
Заключение ……………………………………………………………………..46
Список использованной литературы ……………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

 

Нужно пояснить, как это должно внедряться: по выбору учителя, в обязательном порядке. Ведь часов на предмет мало, невозможно всё это охватить

Учитель может организовать дополнительный факультативный курс по следующим направлениям.

1. Современное состояние природных  территорий Курганской области.

а) выявление объектов природы подлежащих охране (вековые дубы, редкие растения и животные, памятники природы);

б) организация охраны птиц, рыб, зверей и других полезных животных (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время, помощь взрослым в выявлении браконьеров, беседы с младшими школьниками о пользе птиц и охране);

в) работа «зеленых патрулей».

2. Обогащение природных территорий  родного края.

а) помощь в расселении полезных животных по новым местам обитания;

б) выращивание древесных, кустарниковых и травянистых растений;

в) озеленение (закладка скверов, цветников т.д.).

3. Изучение природных территорий  родного края.

а) организация и проведение экскурсий по Курганской области (в разное время года);

б) создание школьных краеведческих музеев (изготовление ботанических и зоологических препаратов, гербариев) с использованием результатов проведенных исследований [прпрпвргор].

 

 

Что и как использовалось вами? 
Список использованной литературы

 

  1. Байбородова, Л. В. Методика обучения биологии: пособие для учителя [Текст] / Л. В. Байбородова. - Л– М.: Владос, 2003. – 176 с.
  2. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах: [Текст] / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167с.
  3. Гришина, Г.А. Краеведческий материал как средство познания познавательной и творческой деятельности школьников [Текст] / Г.А. Гришина. – Челябинск : ЧГПИ, 1978. – 18 с.
  4. Журавская, М. Б. Программа элективного курса «Краеведение» [Текст] / М. Б. Журавская // География и экология в школе XXI века. - 2006.  -№5. - С. 72 - 75.
  5. Ионина, Н. Г. Научные основы школьного курса биологии: учеб.-метод. пособие для студ. [Текст] / Н. Г. Ионина. – Курган, 2002. – 48 с.
  6. Калинова, Г. С. Методика обучения биологии; 6-7 классы: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя [Текст] / Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова - М.: Просвещение, 1989.- 224 с.
  7. Кацюба, Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе [Текст] : учеб. пособие / Д.В. Кацюба. – Кемерово : КГУ, 1994. – 336 с.
  8. Кацюба, Д.В. Краеведение в воспитании учащихся [Текст] : пособие для учителей / Д.В. Кацюба. – М. : Просвещение, 1965. – 79 с.
  9. Конюшко, В. С. Методика обучения биологии: учеб. пособие [Текст] / В. С. Конюшко. – Мн: Книжный дом, 2004. – 256 с.
  10. Краеведение: Пособие для учителя. Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение. - 1987. - 158с.
  11. Кузнецова А. А. О стандарте второго поколения [Текст] / А. А. Кузнецова, М. В. Рыжаков // Биология в школе. – 2009. - №2. – С. 3-8.
  12. Лукашова, О. П. Организация экскурсий на природоохранные территории Курской области ] / О. П. Лукашова //// Биология в школе. – 2008. - №8. – С. 36-39.
  13. Михайлова, Л. Краеведение во внеурочное время. Школьное творческое объединение «Турист-историк, геоэколог [Текст] / Л. Михайлова // Народное образование. - 2003. - №3. - С. 214-217.
  14. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. вузов [Текст] / под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 272 с.
  15. Пасечник, В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник для 6 класса общ. учеб. зав. [Текст] / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2002.
  16. Петунин, О. Полевая практика им экспедиции школьников [Текст] / О. Петунин // Биология в школе. – 2005. - №5. – С. 45-48.
  17. Плотникова А.В. Дом пионеров и школьников в 1930-е – 1970-е гг. / Сост. и отв. ред. С. Б. Борисов //Шадринская старина. Краеведческий альманах. - Шадринск: ШГПИ, 2002. – Вып.9. – 128 с.
  18. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе [Текст] / Под ред. В. М. Константинова, А. М. Михеева – М.: Академия, 1999. – 200с.
  19. Понамарева, И. Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособ. [Текст] / И. Н. Понамарева. – М.: Академия, 2003. – 272 с.
  20. Пономарева, И. Н. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учеб. для 6 класса общеоб. учеб. зав. [Текст] / И. Н. Пономарева. - М.: Вента – на - Граф, 2003. – 224 с.
  21. Ревякина Г. А. Городская станция юных натуралистов в 1970-1990 гг. / Сост. и отв. ред. С. Б. Борисов //Шадринская старина. Краеведческий альманах. - Шадринск: ШГПИ, 2002. – Вып.9. – 128 с.
  22. Саловаров В. О. Птицы города. Исследовательская работа школьников [Текст] / В. О. Саловаров, Д. В. Кузнецова // Биология в школе. – 2006. - № 6. – С. 51-55.
  23. Строев, К. Ф. Краеведение [Текст] / К. Ф. Строев. – М.: Просвещение, 1967. – 144 с.
  24. Травников А. Туризм, краеведение как средство патриотического воспитания [Текст] / А. Травников // Спорт в школе. - 2005. - №11. - С. 23.
  25. Фасхутдинова Е. Н. Краеведение в учебно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Е. Н. Фасхутдинова. - 2002. - №5. - С.67-68.
  26. Юренева Т. Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2003. – 560 с.

 

 

Маловато источников, нужно дополнить


Информация о работе Краеведческий принцип и его реализация в биологии