Креативность как актуальное качество личности. Педагогический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является обоснование креативности как актуального качества личности.
В процессе достижения цели перед нами стоят следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «креативность»
2. Обосновать креативность в современном образовании как необходимое качество личности.
3. Определить пути формирования креативности в педагогическом процессе (на примере тренинга креативности).

Содержание

Введение……………………………………………………………….
1. Сущность понятия «креативность» …………………………….
2. Креативность в современном образовании как необходимое качество личности…………………………..………………..………
3. Формирование креативности в педагогическом процессе……....
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Журавская исправленная. (1).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный лингвистический университет»

 

Кафедра педагогики и управления образовательными системами

 

 

 

 

 

Креативность как актуальное качество личности: педагогический аспект

 

Курсовая работа

 

 

Выполнила:

студентка группы Поб1-11-01

факультета  Лингвистики и образовательных технологий

направления подготовки

Дошкольное образование и иностранный язык

Журавская Наталья Юрьевна

Научный руководитель:

Шумовская Альфия Гамировна,

ст. преподаватель


 

 

 

Иркутск - 2013

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………….

 

1. Сущность понятия «креативность» ……………………………. 

2. Креативность в современном  образовании как необходимое  качество личности…………………………..………………..………  

3. Формирование креативности в педагогическом процессе…….... 

Заключение……………………………………………………………. 

Список использованной литературы………………………………

 

3

 

6

 

15

 

 

21

 

28

 

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью, креативностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. Личность каждого педагога индивидуальна, уникальна, самобытно реализующаяся в творческой деятельности.

Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребёнка. Чем больше среди педагогов окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.

В наше время актуальным для общества считается вопрос развития способностей ребенка, его талантов, и креативности как качества современной личности. Обратимся к правовому аспекту данного вопроса. В Конвенции о правах ребенка выделена значимость реализации индивидуальных способностей формирующейся личности ребенка. В современной педагогике все большее внимание уделяется принципу  гуманизации в обучении и формированию гармонично и всесторонне развитого ребенка. В России 1 января 2014 года вступит в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.

Стандарт утверждает основные принципы образования такие как: сохранения индивидуальных особенностей каждого ребенка; Создание благоприятных социальных, эмоциональных и предметно-материальных условий развития ребенка; и другие.

Многие отечественные и иностранные исследователи такие как: С.Л Рубинштейн, А. Маслоу, М.Б. Теплов, Д.Б. Богоявленская, В.Ф. Вишнякова,  занимались осмыслением темы «креативность как качество личности».

Н.Н. Поддъяков, Л.А. Вергер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.В Запорожец: все эти люди занимались вопросом изучения креативности в дошкольном возрасте.

 Но, несмотря на большое количество исследований имеющихся по данному вопросу, многообразие методов, аспектов и подходов, немалый круг вопросов остается недостаточно изученным. В частности, это относится к разработке проблемы диагностирования уровня  креативности студентов педагогических специальностей и учителей.

Так же актуальность проблемы подчёркивается возрастающей потребностью общества в людях, способных нестандартно и неординарно решать существующие проблемы, творчески подходить к различного рода изменениям связанных с ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки людей к жизни в постоянно меняющихся условиях.

Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной изученностью проблемы развития одаренности, стимулирует рост интереса к проблеме формирования креативности  у детей.

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что на данный момент многие педагоги не обладают качествами присущими креативному педагогу и как следствие не в силах развить данное качество у детей. Решение задачи развития креативного потенциала ребёнка связано с потребностью школ в педагогах, эффективно преодолевающих данные сложности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.

Объект – креативность в научном поле.

Предмет – креативность как качество личности в педагогике.

Целью данного исследования является обоснование креативности как актуального качества личности.

В процессе достижения цели перед нами стоят следующие задачи:

1.Раскрыть сущность понятия  «креативность»

2. Обосновать креативность в современном образовании как необходимое качество личности.

3. Определить пути формирования креативности в педагогическом процессе (на примере тренинга креативности).

Методы, выбранные для решения поставленных задач и достижения  цели данной работы следующие: анализ литературы по данной проблеме, интерпретация, сопоставление, конкретизация, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность понятия «креативность»

 

В наше время существует множество понятий и определений креативности, мы постараемся рассмотреть некоторые из них:

Согласно большому энциклопедическому словарю: Креативность - это творческая, новаторская и созидательная деятельность личности.

В философском словаре дается следующее определение: Креативность (от лат. create - творить) - порождающая способность, характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры, опыта индивида, сферы культурных значений и смыслов.

Психологическая энциклопедия понятие креативность рассматривает как: творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Таким образом, обобщив все вышесказанное можно предположить, что креативность - это способность человека к новаторской деятельности, проявляющаяся в мышлении, чувствах, общении и отдельных видах деятельности. 

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда.  Прежде всего, он изучал зависимость креативности от интеллектуальных способностей. Но также указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. Таким образом, Д.П Гилфорд отождествил способность к конвергентному  мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления», ищущего в различных направлениях. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Большинство тестов креативности ориентировано именно на выявление дивергентных способностей. Разработанные тесты креативности имеют следующие критерии:

  • они не предполагают определенного числа ответов;
  • оценивают не их правильность, а соответствие заданию;
  • поощряют поиск нетривиальных и неожиданных ответов;
  • количество идей, возникающих в единицу времени;
  • способность переключаться с одной мысли на другую;
  • способность переключаться с одной мысли на другую;
  • способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
  • чувствительность к проблемам в окружающем мире.

Д.П. Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности.

Он выделил четыре основных параметра креативности:

1) Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне, способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) Семантическая гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3) Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.

4) Семантическая спонтанная гибкость- способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Общий интеллект не включается в структуру креативности. Он также упоминал шесть параметров креативности:

1. Способность к обнаружению и постановке проблем;

2. Способность к генерированию большего числа идей;

3. Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

4. Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6. Способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

На основе этих предпосылок Д.П. Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей, которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

Дальнейшее развитие теория Д.П. Гилфорда получила в работах Э.П. Торренса.

 Э.П. Торренс определяет  креативность как процесс решения проблем, начинающихся с появления чувствительности к проблемам (ощущения дефицита или несоответствия имеющейся информации), обнаружения и определения (формулирования) проблем, выдвижения гипотез о возможных способах решения, их проверку, изменение или отклонение, выдвижение и проверку новых гипотез, нахождение  решения (решений) и формулирование, интерпретацию и сообщение (публикацию) результатов.

Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить структуру креативности (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах креативности, разработанных Э.П. Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.

 

Наиболее последовательную критику работ Д.П. Гилфорда,  П. Торренса и их последователей дали М. Воллах и Н. Коган.  Они попытались еще сильней развести понятия креативности и интеллекта, чем это сделала Д.П. Гилфорд, введя разделение на дивергентные и конвергентные процессы, которые при всем их  различии все же представляют собой разные плоскости одной и той же кубической структуры. На основании своих экспериментальных исследований М. Воллах и Н. Коган пришли к выводу о возможности разного соотношения уровней развития интеллекта и креативности. Ими были выделены и описаны различия в способах адаптации к внешним условиям и решений жизненных проблем у  четырех групп людей:

1. С высоким уровнем креативности и интеллекта;

2. С низким уровнем  обоих показателей;

3. С высоким уровнем креативности и с низким уровнем интеллекта;

4. С высоким уровнем  интеллекта и низким уровнем  креативности .

Разделение конвергентных и дивергентных процессов является далеко не единственным подходом к созданию теорий и тестов креативности. Известный тест отдаленных ассоциаций С.Медника основан на развиваемой им ассоциативной теории творческого процесса, он постулирует, что в основе креативности лежит способность выходить за рамки стереотипных ассоциаций, и возможность работать с широким семантическим полем [11, с. 143].

Проведенный К. Урбаном анализ тенденций в американских и европейских исследованиях креативности привел его к выводу о том, что рассмотрение креативности с какой-либо одной позиции – либо с позиции  теории познания, либо с  позиции теории личности – неизбежно приводит к неразрешимым противоречиям. Поэтому при создании своей теории креативности, названной им теорией «4П», он попытался обобщить все аспекты понимания креативности: проблему, которую нужно решить творчески; процесс, ведущий от постановки проблемы к результату ее решения; продукт этого творческого решения и, наконец, персональные (личностные)  качества творца. Автор предполагает, что все эти аспекты во взаимодействии с внешними предпосылками и условиями творческого мышления должны дать исчерпывающее представление о креативности и ее развитии. Внешними влияниями автор считает экономические, культурные, национальные и другие факторы микро- (семья, школа, регион), макро- (общество, страна) и мегаокружения (природа, история).

Модель «4П» позволяет автору проанализировать факторы и условия развития креативности в любой среде, системе образования и профессиональной деятельности. При этом он считает, что все усилия по развитию креативности должны быть направлены на расширение кругозора ребенка, так как одними воздействиями извне сделать кого-то креативным нельзя. Человек должен сделать себя таким сам, но не по чьим - то рецептам, а на основе своих собственных вопросов и своей собственной активности.  Поскольку в развитии креативности все внутренние и внешние факторы взаимозависимы, постольку невозможно сформулировать и рассмотреть отдельные вопросы в отрыве от целого.

Информация о работе Креативность как актуальное качество личности. Педагогический аспект