Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 20:35, курсовая работа
Целью данного исследования является обоснование креативности как актуального качества личности.
В процессе достижения цели перед нами стоят следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «креативность»
2. Обосновать креативность в современном образовании как необходимое качество личности.
3. Определить пути формирования креативности в педагогическом процессе (на примере тренинга креативности).
Введение……………………………………………………………….
1. Сущность понятия «креативность» …………………………….
2. Креативность в современном образовании как необходимое качество личности…………………………..………………..………
3. Формирование креативности в педагогическом процессе……....
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………
Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
Кафедра педагогики и управления образовательными системами
Креативность как актуальное качество личности: педагогический аспект
Курсовая работа
Выполнила: студентка группы Поб1-11-01 факультета Лингвистики и образовательных технологий направления подготовки Дошкольное образование и иностранный язык Журавская Наталья Юрьевна Научный руководитель: Шумовская Альфия Гамировна, ст. преподаватель |
Иркутск - 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Сущность понятия «креативность» ……………………………. 2. Креативность в современном
образовании как необходимое
качество личности…………………………..………………..…… 3. Формирование креативности в педагогическом процессе…….... Заключение…………………………………………………… Список использованной литературы……………………………… |
3
6
15
21
28
29 |
Введение
Для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью, креативностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. Личность каждого педагога индивидуальна, уникальна, самобытно реализующаяся в творческой деятельности.
Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребёнка. Чем больше среди педагогов окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.
В наше время актуальным для общества считается вопрос развития способностей ребенка, его талантов, и креативности как качества современной личности. Обратимся к правовому аспекту данного вопроса. В Конвенции о правах ребенка выделена значимость реализации индивидуальных способностей формирующейся личности ребенка. В современной педагогике все большее внимание уделяется принципу гуманизации в обучении и формированию гармонично и всесторонне развитого ребенка. В России 1 января 2014 года вступит в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.
Стандарт утверждает основные принципы образования такие как: сохранения индивидуальных особенностей каждого ребенка; Создание благоприятных социальных, эмоциональных и предметно-материальных условий развития ребенка; и другие.
Многие отечественные и иностранные исследователи такие как: С.Л Рубинштейн, А. Маслоу, М.Б. Теплов, Д.Б. Богоявленская, В.Ф. Вишнякова, занимались осмыслением темы «креативность как качество личности».
Н.Н. Поддъяков, Л.А. Вергер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.В Запорожец: все эти люди занимались вопросом изучения креативности в дошкольном возрасте.
Но, несмотря на большое количество исследований имеющихся по данному вопросу, многообразие методов, аспектов и подходов, немалый круг вопросов остается недостаточно изученным. В частности, это относится к разработке проблемы диагностирования уровня креативности студентов педагогических специальностей и учителей.
Так же актуальность проблемы подчёркивается возрастающей потребностью общества в людях, способных нестандартно и неординарно решать существующие проблемы, творчески подходить к различного рода изменениям связанных с ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки людей к жизни в постоянно меняющихся условиях.
Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной изученностью проблемы развития одаренности, стимулирует рост интереса к проблеме формирования креативности у детей.
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что на данный момент многие педагоги не обладают качествами присущими креативному педагогу и как следствие не в силах развить данное качество у детей. Решение задачи развития креативного потенциала ребёнка связано с потребностью школ в педагогах, эффективно преодолевающих данные сложности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.
Объект – креативность в научном поле.
Предмет – креативность как качество личности в педагогике.
Целью данного исследования является обоснование креативности как актуального качества личности.
В процессе достижения цели перед нами стоят следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «креативность»
2. Обосновать креативность в современном образовании как необходимое качество личности.
3. Определить пути формирования креативности в педагогическом процессе (на примере тренинга креативности).
Методы, выбранные для решения поставленных задач и достижения цели данной работы следующие: анализ литературы по данной проблеме, интерпретация, сопоставление, конкретизация, обобщение.
1.Сущность понятия «
В наше время существует множество понятий и определений креативности, мы постараемся рассмотреть некоторые из них:
Согласно большому энциклопедическому словарю: Креативность - это творческая, новаторская и созидательная деятельность личности.
В философском словаре дается следующее определение: Креативность (от лат. create - творить) - порождающая способность, характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры, опыта индивида, сферы культурных значений и смыслов.
Психологическая энциклопедия понятие креативность рассматривает как: творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
Таким образом, обобщив все вышесказанное можно предположить, что креативность - это способность человека к новаторской деятельности, проявляющаяся в мышлении, чувствах, общении и отдельных видах деятельности.
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Прежде всего, он изучал зависимость креативности от интеллектуальных способностей. Но также указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. Таким образом, Д.П Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.
Дивергентное мышление определяется как «тип мышления», ищущего в различных направлениях. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Большинство тестов креативности ориентировано именно на выявление дивергентных способностей. Разработанные тесты креативности имеют следующие критерии:
Д.П. Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности.
Он выделил четыре основных параметра креативности:
1) Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне, способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2) Семантическая гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
3) Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.
4) Семантическая спонтанная гибкость- способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
Общий интеллект не включается в структуру креативности. Он также упоминал шесть параметров креативности:
1. Способность к обнаружению и постановке проблем;
2. Способность к генерированию большего числа идей;
3. Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
4. Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6. Способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
На основе этих предпосылок Д.П. Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей, которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.
Дальнейшее развитие теория Д.П. Гилфорда получила в работах Э.П. Торренса.
Э.П. Торренс определяет креативность как процесс решения проблем, начинающихся с появления чувствительности к проблемам (ощущения дефицита или несоответствия имеющейся информации), обнаружения и определения (формулирования) проблем, выдвижения гипотез о возможных способах решения, их проверку, изменение или отклонение, выдвижение и проверку новых гипотез, нахождение решения (решений) и формулирование, интерпретацию и сообщение (публикацию) результатов.
Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить структуру креативности (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах креативности, разработанных Э.П. Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.
Наиболее последовательную критику работ Д.П. Гилфорда, П. Торренса и их последователей дали М. Воллах и Н. Коган. Они попытались еще сильней развести понятия креативности и интеллекта, чем это сделала Д.П. Гилфорд, введя разделение на дивергентные и конвергентные процессы, которые при всем их различии все же представляют собой разные плоскости одной и той же кубической структуры. На основании своих экспериментальных исследований М. Воллах и Н. Коган пришли к выводу о возможности разного соотношения уровней развития интеллекта и креативности. Ими были выделены и описаны различия в способах адаптации к внешним условиям и решений жизненных проблем у четырех групп людей:
1. С высоким уровнем креативности и интеллекта;
2. С низким уровнем обоих показателей;
3. С высоким уровнем креативности и с низким уровнем интеллекта;
4. С высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности .
Разделение конвергентных и дивергентных процессов является далеко не единственным подходом к созданию теорий и тестов креативности. Известный тест отдаленных ассоциаций С.Медника основан на развиваемой им ассоциативной теории творческого процесса, он постулирует, что в основе креативности лежит способность выходить за рамки стереотипных ассоциаций, и возможность работать с широким семантическим полем [11, с. 143].
Проведенный К. Урбаном анализ тенденций в американских и европейских исследованиях креативности привел его к выводу о том, что рассмотрение креативности с какой-либо одной позиции – либо с позиции теории познания, либо с позиции теории личности – неизбежно приводит к неразрешимым противоречиям. Поэтому при создании своей теории креативности, названной им теорией «4П», он попытался обобщить все аспекты понимания креативности: проблему, которую нужно решить творчески; процесс, ведущий от постановки проблемы к результату ее решения; продукт этого творческого решения и, наконец, персональные (личностные) качества творца. Автор предполагает, что все эти аспекты во взаимодействии с внешними предпосылками и условиями творческого мышления должны дать исчерпывающее представление о креативности и ее развитии. Внешними влияниями автор считает экономические, культурные, национальные и другие факторы микро- (семья, школа, регион), макро- (общество, страна) и мегаокружения (природа, история).
Модель «4П» позволяет автору проанализировать факторы и условия развития креативности в любой среде, системе образования и профессиональной деятельности. При этом он считает, что все усилия по развитию креативности должны быть направлены на расширение кругозора ребенка, так как одними воздействиями извне сделать кого-то креативным нельзя. Человек должен сделать себя таким сам, но не по чьим - то рецептам, а на основе своих собственных вопросов и своей собственной активности. Поскольку в развитии креативности все внутренние и внешние факторы взаимозависимы, постольку невозможно сформулировать и рассмотреть отдельные вопросы в отрыве от целого.
Информация о работе Креативность как актуальное качество личности. Педагогический аспект