Креативность как актуальное качество личности. Педагогический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является обоснование креативности как актуального качества личности.
В процессе достижения цели перед нами стоят следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «креативность»
2. Обосновать креативность в современном образовании как необходимое качество личности.
3. Определить пути формирования креативности в педагогическом процессе (на примере тренинга креативности).

Содержание

Введение……………………………………………………………….
1. Сущность понятия «креативность» …………………………….
2. Креативность в современном образовании как необходимое качество личности…………………………..………………..………
3. Формирование креативности в педагогическом процессе……....
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Журавская исправленная. (1).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

18. Наличие методов и  средств последовательного моделирования  предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности обучающего (элементы контекстного обучения).

19. Использование элементов деловой игры.

20. Наличие методов и  средств генерации творческих  задач.

21. Наличие методов и  средств для уменьшения и\или  нивелирования ригидности и конформизма обучающихся.

22. Наличие методов и  средств оценки полученных творческих  решений.

23. Использование способов  психофизиологической активации  творческой деятельности.

24. Наличие примеров работы («секретов творчества») великих творцов в технике, науке, образовании, искусстве.

25. Представление в учебных  материалах законов и закономерностей  развития технологий, техники и  изделий, а также указаний и  примеров их использования для  качественного совершенствования  и \ или разработки новых поколений технологий, техники, изделий.

26. Наличие методов и  средств для реализации базового  принципа эвристики.

27. Использование методов  и средств для формирования  у обучающихся чувства красоты  и гармонии в технике, природе, искусстве, науке.

28. Наличие методов и средств формирования у обучающихся оптимизма, умения предотвращать фрустрации, защищаться от «краха последней надежды».

Для достижения эффекта креативной ориентации необходимо:

  1. Создать в учебном процессе фон центробежного, открытого, надкритического (допускающего только доброжелательную, развивающую критику) взаимодействия, способствующего раскрытию и развитию творческих способностей учащихся;
  2. Реорганизовать учебный процесс, в ходе которого учащийся становится создателем, а основной ученый материал - средством достижения созидательной цели;
  3. Ввести дополнительный учебный материал, включающий эвристические стратегии, тактики, методы и прием, позволяющие учащемуся резко повысить эффективность творческой деятельности.

Рассмотрев такие понятия как: «креативное образование» и «креативная педагогика» можно сделать вывод, что современное педагогическое сообщество видит острую необходимость в создании методик и программ, направленных на развитие творческих и креативных способностей учащихся, но в то же время ученные понимают, что реализация разработанных программ не возможна в полном объеме если педагоги не обладают развитым творческим потенциалом и как следствие не способны развить данные качества у учащихся.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формирование креативности в педагогическом процессе

 

Современные условия развития общества, науки и искусства актуализируют систему образования на индивидуальную работу с детьми. Будущее любой страны зависит от наличия в данном обществе критической массы талантливых и творческих людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс.

 Актуальной также является  проблема развития творчески  активной личности, формирования  креативного подхода учащихся  к собственной жизни и деятельности.

 Согласно современным  исследованиям, наиболее эффективно креативность развивается в творческой деятельности.

В связи с этим перед современным учреждением образования встает задача целенаправленного формирования креативности учащихся, как необходимого условия становления творческой личности, способной выходить за пределы имеющихся знаний, взглядов и мнений, создавать новое.

 Личность учителя является  ведущим фактором обучения. Учебную  деятельность направляет, организует, мотивирует учитель. Педагог определяет  задачи, исходя из уровня готовности ребенка, контролирует усвоение знаний и приобретение умений учащимися, определяет цели обучения и воспитания. Следовательно, если учитель поддерживает и организовывает развитие креативности одаренного ученика в ходе обучения - создаются условия для актуализации его творческого потенциала.

 Существенную роль  в становлении основ творческой  личности играет характер взаимодействия  педагога с учащимися. Межличностное  общение, способствующее оптимальному  развитию креативности, должно носить  характер помощи, поддержки, не директивности. Выявлено, что творческие проявления чаще обнаруживают учащиеся, воспитывающиеся у педагога с демократическим стилем общения. Особенно это касается детей с выдающимся интеллектом, высоким уровнем способностей - одаренных.

 Исследователи данной  проблемы отмечают, что учитель для детей должен обладать исключительной «эго - силой», должен быть личностью, умеющей принимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Учитель должен получать удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Но самое главное - учитель должен сам быть креативен, т.е. иметь высокий творческий потенциал, развивать его и умело пользоваться им.

Нами был разработан тренинг для повышения уровня креативности у преподавателей начальных и средних школ.

Тип мероприятия: Мастер-класс.

Тема: « Креативность - путь к успеху»

Для преподавателей начальной и средней школы.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, мячи, бумага, маркеры, карточки с несложными картинками, повязки для глаз.

Цели: Активизация творческого потенциала педагогов при взаимодействии с окружающими путём специально смоделированных игровых ситуаций, формирование у педагогов навыков командной творческой работы.

Задачи:

1. Тренировка беглости мышления, умения быстро реагировать на неожиданные вопросы.

2. Совершенствование навыков  взаимопонимания.

3. Развитие умения действовать  в ситуациях неполноты доступной  информации, а также средств для  ее передачи.

4. Развитие навыков вербального и невербального общения.

Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют обучающиеся в ходе мероприятия: Навыки эффективного взаимодействия с окружающими.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: Креативность, беглость мышления, умение действовать в ситуациях неполноты доступной информации.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного мероприятия: Развитие навыков вербального и невербального общения.

Описание хода мероприятия.

(Участники сидят полукругом)

Добрый день, уважаемые коллеги! Одним из приоритетных направлений нашей профессиональной деятельности является работа по формированию доброжелательных отношений в группе детского сада.

На мой взгляд, совершенно очевидно, что формирование навыков конструктивного взаимодействия между детьми невозможно без участия воспитателей. Ведь это именно они являются непосредственными свидетелями построения группового взаимодействия.

Однако, для того, чтобы достичь полного взаимопонимания между детьми, педагогу необходимо, прежде всего, самому владеть навыками групповой работы, обладать умением нестандартно решать возникающие между воспитанниками ситуации.

«Каждый ребёнок – это человек, а каждый человек в глубине души навсегда остаётся ребёнком. Только приняв ребёнка в самом себе, можно воспитать настоящего человека».

Работая под таким девизом, я считаю для себя необходимым способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, развитию у них эмпатии, умения встать на позицию ребёнка.

Способность к творчеству или, другими словами, креативность не является уникальным психологическим качеством, в той или иной степени она свойственна каждому человеку. Но для более продуктивного взаимодействия с окружающими её необходимо активизировать и тренировать.

Тем более что тренировка креативности в каком-то одном виде деятельности ведёт к тому, что она начинает ярче проявляться и в других областях жизни человека.

Я хочу предложить вашему вниманию специально смоделированные игровые ситуации, направленные на:

- формирование у педагогов  навыков командной творческой  работы,

- активизацию творческого  потенциала при взаимодействии  с окружающими.

Суть предлагаемых мной упражнений не сводится к передаче знаний и умений в неизменном виде, а предполагает обучение на практике.

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю»

Конфуций

Итак, уважаемые коллеги, сейчас у вас появится возможность на собственном опыте испытать эффективность предлагаемого мной метода.

Уверена, что у вас всё получится!

Первое упражнение называется «Мячик».

Описание упражнения.

Для этой игры необходимо сесть в круг. Сейчас вы будете перекидывать друг другу мячик.

Тот, кто бросает мяч, придумывает название какого-либо места, а тот, кто его поймал, очень быстро, не раздумывая, называет три предмета, которые он возьмёт с собой. После этого мяч перекидывается любому другому участнику, пока не побывает в руках у каждого.

Напоминаю, прежде чем бросить мяч, необходимо придумать название какого-нибудь места. Внимание! Нельзя повторять предметы и подсказывать! Я начну первая: например, «магазин».

Обсуждение.

Поделитесь, пожалуйста, чувствами, которые вы испытали во время упражнения.

Можете ли вы привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение так же быстро реагировать на неожиданные вопросы?

Психологический смысл упражнения.

Во время этого упражнения тренируется беглость мышления, умение быстро реагировать на неожиданные вопросы. Так же упражнение служит неплохой разминкой перед остальными игровыми ситуациями и может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.

Следующее упражнение называется «Формализм в искусстве».

Описание упражнения.

Ваша задача – разбиться на пары. Один человек из каждой пары располагается за столом (там, где лежат бумага и маркер), а второй садится к нему спиной.

Второму участнику из каждой пары я даю карточку с несложным изображением. Вам необходимо рассказать партнеру о том, что на ней нарисовано. Внимание! Говорить можно только названия геометрических фигур и слова — указания на их расположение («вверху - внизу», «справа - слева», «в центре» и т. п.). Любые другие слова использовать запрещено!

Человек, сидящий за столом, по описанию партнера, пытается нарисовать то, что изображено на карточке.

Обсуждение.

Вернитесь, пожалуйста, в круг и сравните изображения.

Как вы считаете, что удалось изобразить правильно и почему, а где возникли ошибки, и что послужило их причиной?

Упражнение можно провести еще один раз. При этом партнеры меняются ролями и получают новые карточки с изображениями.

Психологический смысл упражнения.

Помимо развития креативности, упражнение является хорошим способом совершенствования навыков взаимопонимания.

И последнее упражнение, которое я хочу представить, называется «Глаза, рот и руки».

Описание упражнения.

Теперь вам нужно разбиться на тройки.

В каждой команде один человек будет «руками» - присядьте, пожалуйста, за стол,

где лежит повязка для глаз;

второй – «глазами» - сядьте напротив «рук» (с другой стороны

стола);

третий будет «ртом» - встаньте рядом с «руками».

«Глазам» я выдаю карточку с изображением постройки, «рукам» - строительный материал для её создания.

Послушайте внимательно инструкцию!

♦ «Глаза» — вы видите карточку с изображением постройки и саму постройку, но не можете говорить. Вы жестами показываете «рту», что нужно построить.

♦ «Рты» — вы не видите изображение на карточке, но будете видеть создаваемую постройку. Ваша задача – рассказать «рукам», что им нужно делать.

♦ «Руки» — наденьте, пожалуйста, повязку. Теперь вы ничего не видите. Вы только слушаете и выполняете указания «рта».

Задача каждой команды — создать постройку, которая изображена на карточке.

Обсуждение.

Уважаемые участники, вернитесь, пожалуйста, в круг. Удалось ли вам выполнить задание: создать постройку, которая изображена на карточке?! С какой жизненной ситуацией можно сравнить проблему, с которой вы столкнулись в этой игре?

Психологический смысл упражнения.

Упражнение развивает умение действовать в ситуациях неполноты доступной информации, а также средств для ее передачи. Кроме того, происходит развитие навыков вербального и невербального общения.

Считаю важным отметить, что предложенные мной игровые ситуации являются универсальными и могут использоваться не только в работе с педагогами, но также с родителями и с детьми.

Рефлексия. А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение: насколько полученный здесь и сейчас опыт был для вас новым, интересным? Возникло ли у кого-нибудь желание использовать его в своей практической деятельности?

Информация о работе Креативность как актуальное качество личности. Педагогический аспект