Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3

2. Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников.
2.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая
проблема …………………………………………..……………... ….4

3. Экологизация воспитательно-образовательной
деятельности………………………………………………………..…..9
3.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников…....9
3.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом
процессе ДОУ………………………………………………………...11
3.3 Развивающая экологическая среда как фактор экологического
воспитания дошкольников………………………………………….15

4. ВЫВОД………………………………………………………………...26

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………… …...................26

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..…..30

Вложенные файлы: 1 файл

отпр.docx

— 76.99 Кб (Скачать файл)

Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением  детей в предметно-преобразующую деятельность среди природы.

Цели этапа – приучение  детей к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений  к естественной среде. Участие в  деятельности, особенно когда она  осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться  с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения  среди природы.     

На  материале труда по уходу за просеками, участие в уборке урожая, в посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода воспитателей  к формированию трудовых и экономических отношений детей. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных свойств дошкольников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность руководимая воспитателям, нуждается в системной организации. Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия воспитателей, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.     

На  втором этапе построения воспитательного  процесса ведущей стала воспитательная деятельность дошкольников. Не будучи включенной непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Стремление дошкольника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой.     

Особым  этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности дошкольников.     

Необходимо  различать попутное формирование качеств  личности, которое происходит в разнообразной  деятельности, и различных  отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия воспитателя  и вовлечения дошкольников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер.

В отношениях между воспитателем и дошкольником реализуются функции:

  • укрепление и обогащение связей с природой,
  • специфического развития практических отношений,
  • организаторского сочетания педагогического и системного подхода.

 

     Необходимо  усиление экологического воспитания дошкольников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы детского сада. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер.

 Оно основано на  нескольких принципах, которые  широко известны:

  1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека. 
  2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять. 
  3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

 

     Наконец, другая сторона дела – красота. Человек  едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.     

Важная  воспитательная задача: убеждать дошкольников в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете» .     

Чтобы успешно осуществлять экологическое  воспитание дошкольников, сам воспитатель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на  вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма  живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.     

Очень важно, чтобы учитель  постоянно искал новые, эффективные  приемы обучения и воспитания, целенаправленно  пополняя свои знания о природе .     

Детский сад как центральная система экологического воспитания дошкольников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.  

 

3.  Экологизация воспитательно-образовательной деятельности

 

3.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников

 

В «Программе воспитания в  детском саду» предусмотрено  всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и  эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется  личность ребенка.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в  процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам  думается, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего  развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой  и живой природы.

Экологическое воспитание – новый категорий, который непосредственно связан с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Для развития мышления и  речи ребенка необходим богатый  чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка  с ранних лет. Мы считаем, что это  – источник новых знаний различных  природных явлений.

Особую роль природы в  развитии логического мышления и  связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых  зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут  само собой логическая речь и понимание  грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает  привычку делать выводы, воспитывает  логику мысли, четкость и красоту  речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота  природы, наглядность ее связей и  зависимостей обеспечивают доступность  их понимания детьми и оказывают  существенное влияние на совершенствование  их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чтобы развитие мышления ребенка  при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя  этим процессом.

Воспитатель должен уметь  правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и  приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Красота и многообразие природы  во всякое время года, изменения  внутри каждого из них непосредственно  влияют на эмоциональное состояние  детей, вызывают у них желание  наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы  и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы  улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает  благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

За время пребывания в  детском саду ребенок должен научиться  замечать и выделять характерные  особенности сезона, устанавливать  простейшие связи и зависимости  между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают  птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать  простейшие связи, например: между внешним  видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега  и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Воспитатель подводит ребят  к пониманию зависимости жизни  животных от сезона, необходимости  создания определенных условий для  роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков  сезона, особенности его начала и  конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость  между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом  людей.

В подготовительной к школе  группе ребята могут уже объяснить  некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и  сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и  общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе  в разнообразной деятельности перед  воспитателем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно  открывающую дошкольникам красоту  природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая  в силу своей специфики формирует  иные, чем эстетические отношения  к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы  важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать  регулярно.

 

3.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ

 

Воспитание правильного  отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том  случае, если система работы в детском  саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения  развивающей среды в семье  и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями.

Установить контакт, взаимопонимание  и выявить потребности родителей  в вопросах воспитания детей. Прежде всего, для установления контакта и  взаимопонимания с родителями необходимо каждому педагогу оценить, какими возможностями  он обладает, чтоб оказать помощь родителям  в воспитании детей. Кроме того, важно  задуматься над тем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагоги могут выявить предварительную  «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями.

Необходимо учесть, что  родители могут знать далеко не все  возможности педагогов в решении  проблем воспитания детей, следовательно, потребуется раскрыть их для родителей. В связи с этим педагоги могут  предложить родителям анкету или  провести с ними беседу. Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения или лекции.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в  данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.

Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает  влияние на развитие ребенка.

Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и  домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее  от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.

Воспитывая у детей  интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными  видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в  определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная  почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого  узнает, что без этих условий они  не могут оставаться живыми. Эти  условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает  охлаждения.

Информация о работе Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста