Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3

2. Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников.
2.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая
проблема …………………………………………..……………... ….4

3. Экологизация воспитательно-образовательной
деятельности………………………………………………………..…..9
3.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников…....9
3.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом
процессе ДОУ………………………………………………………...11
3.3 Развивающая экологическая среда как фактор экологического
воспитания дошкольников………………………………………….15

4. ВЫВОД………………………………………………………………...26

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………… …...................26

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..…..30

Вложенные файлы: 1 файл

отпр.docx

— 76.99 Кб (Скачать файл)

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у  детей гуманного отношения к  природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия  для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость  от выполненной работы, удостоенной  похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение  к природе поддерживается и укрепляется  и при формировании у детей  осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей  красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых  условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить  и развить эстетическое к ней  отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить  наблюдать за состоянием растений и  поведением животных, получая от этого  удовольствие и замечая красоту  жизни, осознавать, что красота никак  не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного  как эстетической категории, надо развивать  их эмоциональную сферу, ибо чувства  дошкольников еще недостаточно устойчивы  и глубоки, носят избирательный  и субъективный характер.

Ознакомление детей с  природой в детском саду требует  постоянного непосредственного  общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском  саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует  отобрать литературный материал для  каждого времени года: рассказы писателей  о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы. 
          На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.  
          В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.  
          Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года). 
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.  Библиографический список 
 
1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008.  
 
2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2008. N 7.  
 
3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2005. N 5..  
 
4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2007. N 7.   
 
5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 2007.  
 
6. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006,

 
7. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2004. 
 
8. Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. N 7.

 
9. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. 
 
10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 56 с.  
 
11. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12. 

 
12. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 144 с.  
 
13. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 200814. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2009

  
15. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева//СПб.: детство-пресс, 2009.   

 16. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.  
 
17. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2010.  
 
18. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2012.   
 
19. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2010.  
 
20. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012.  
 
21.  Кочетова Н. А. / Жёлтикова И.А. / Тверетина М.А. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. //Учитель, 2011

 

 

 22.Михеева Е. В.Современные технологии обучения дошкольников. //Учитель, 2013

 
23. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.// Учитель, 2013

 
24.  Шорыгина Т. А. Наша родина Россия//Сфера, 2011

 
25. Бачерова Н. М. Воспитание гармоничного отношения к природе: игры-занятия с детьми 2-3 лет.// Учитель, 2012

 
26. Веракса Н. Е. / Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. //Мозаика-Синтез, 2006

 
27.Масленникова О. М. / Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду//Учитель, 2011

 
28. Киреева Л. Г. / Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий.// Учитель, 2008

 
29.  Мазильникова Н.Н. / Терехина С.В. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период.// Детство-Пресс, 2011

 
30. Жукова Р.А Знакомство дошкольников с летней природой по программе под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В. // Корифей, 2011

 
31.  Соломенникова О. А.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми .//Мозаика-Синтез, 2009

 
31. Мосалова Л.Л . Я и мир. Конспекты занятий по социально нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.//Детство-Пресс, 2011

 
32.  Костюченко М. П.Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет// Учитель, 2013

 
33. Смирнова Т. В.Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) // Учитель, 2012

 
34. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.// Детство-Пресс, 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста