Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3
2. Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников.
2.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая
проблема …………………………………………..……………... ….4
3. Экологизация воспитательно-образовательной
деятельности………………………………………………………..…..9
3.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников…....9
3.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом
процессе ДОУ………………………………………………………...11
3.3 Развивающая экологическая среда как фактор экологического
воспитания дошкольников………………………………………….15
4. ВЫВОД………………………………………………………………...26
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………… …...................26
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..…..30
Разумеется, одних знаний
не достаточно для формирования у
детей гуманного отношения к
природе – необходимо включать их
в посильную для их возраста практическую
деятельность – создать условия
для постоянного и полноценного
общения детей с живой
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.
Чтобы обеспечить более точное
и эмоциональное восприятие природоведческой
информации, воспитателю следует
отобрать литературный материал для
каждого времени года: рассказы писателей
о природе, стихи, пословицы, поговорки,
загадки, особое внимание обращая на
народные приметы.
На этапе дошкольного детства
складывается начальное ощущение окружающего
мира: ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления
о разных формах жизни. Таким образом,
уже в этот период формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, экологической
культуры. Но только при одном условии
- если взрослые, воспитывающие ребенка,
сами обладают экологической культурой:
понимают общие для всех людей проблемы
и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому человеку прекрасный мир природы,
помогают наладить взаимоотношения с
ним.
В работе с дошкольниками по
их экологическому воспитанию должен
быть использован интегрированный подход,
предполагающий взаимосвязь исследовательской
деятельности, музыки, изобразительной
деятельности, физической культуры, игры,
театральной деятельности, литературы,
моделирования, просмотра телепередач,
экскурсий, а также организации самостоятельной
деятельности детей т. е. экологизацию
различных видов деятельности ребенка.
Работа с детьми предполагает
сотрудничество, сотворчество педагога
и ребенка и исключает авторитарную модель
обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного
и наглядно-образного восприятия ребенком
окружающего мира и направлены на формирование
экологических знаний (знания о мире животных;
знания о растительном мире; знания о неживой
природе; знания о временах года).
Задача воспитателей и родителей – подвести
детей к пониманию того, что все мы вместе,
и каждый из нас в отдельности в ответе
за Землю, и каждый может сохранять и приумножать
ее красоту.
6. Библиографический
список
1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического
образования дошкольников // Дошкольное
воспитание. 2008.
2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество
и Красота // Дошкольное воспитание. 2008.
N 7.
3. Балаценко Л. Работа с родителями по
экологическому воспитанию детей // Ребенок
в детском саду. 2005. N 5..
4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе
экологического воспитания старших дошкольников
// Дошкольное воспитание. 2007. N 7.
5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать
природу. - Мн.: Нар. асвета, 2007.
6. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
- современная технология экологического
образования дошкольников // Дошкольная
педагогика. – 2006,
7. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим:
// Дошкольное воспитание. 2004.
8. Зенина Т., Туркина А. Неживая природа:
конспекты занятий для подготовительной
к школе группы // Дошкольное воспитание.
2005. N 7.
9. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое
развитие в процессе ознакомления с окружающим
// Дошкольное воспитание. 2005. N 7.
10. Иванова А. И. Методика организации экологических
наблюдений и экспериментов в детском
саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 56 с.
11. Иванова Г., Курашова В. Об организации
работы по экологическому воспитанию
// Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
12. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической
культуры в детском саду: Сценарии занятий.
- М.: ТЦ Сфера, 2006. - 144 с.
13. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное
воспитание. 200814. Кочергина В. Наш дом -
Земля // Дошкольное воспитание. 2009
15. Мир природы и ребенок: Методика экологического
воспитания дошкольников / Л. А. Каменева,
Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф.
Терентьева//СПб.: детство-пресс, 2009.
16. Николаева С. Н. Юный эколог:
программа и условия ее реализации в детском
саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
17. Николаева С. Ознакомление дошкольников
с неживой природой // Воспитание дошкольников.
2010.
18. Николаева С. Н. Теория и методика экологического
образования детей: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр
"Академия", 2012.
19. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных
программ экологического образования
и воспитания детей // Дошкольное воспитание.
2010.
20. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа
экологического воспитания дошкольников
// Дошкольное воспитание. 2012.
21. Кочетова Н. А. / Жёлтикова И.А. / Тверетина М.А. Взаимодействие семьи и ДОУ:
программы развития детско-родительских
отношений; совместная деятельность педагогов,
родителей и детей. //Учитель, 2011
22.Михеева Е. В.Современные технологии обучения дошкольников. //Учитель, 2013
23. Машкова С. В. Познавательно-
24. Шорыгина Т. А. Наша родина Россия//Сфера, 2011
25. Бачерова Н. М. Воспитание гармоничного отношения
к природе: игры-занятия с детьми 2-3 лет.// Учитель, 2012
26. Веракса Н. Е. / Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии
ребенка-дошкольника. //Мозаика-Синтез, 2006
27.Масленникова О. М. / Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском
саду//Учитель, 2011
28. Киреева Л. Г. / Бережнова С. В. Формирование экологической
культуры дошкольников: планирование,
конспекты занятий.// Учитель, 2008
29. Мазильникова Н.Н. / Терехина С.В. Эколого-валеологическое воспитание
дошкольников. Организация прогулок в
летний период.// Детство-Пресс, 2011
30. Жукова Р.А Знакомство дошкольников
с летней природой по программе под ред.
Васильевой М.А., Гербовой В.В. // Корифей, 2011
31. Соломенникова О. А.Экологическое воспитание в
детском саду. Программа и методические
рекомендации для занятий с детьми .//Мозаика-Синтез, 2009
31. Мосалова Л.Л . Я и мир. Конспекты занятий
по социально нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста.//Детство-Пресс, 2011
32. Костюченко М. П.Исследовательская деятельность
на прогулках: экологические занятия с
детьми 5-7 лет// Учитель, 2013
33. Смирнова Т. В.Ребенок познает мир (игровые
занятия по формированию представлений
о себе для младших дошкольников) // Учитель, 2012
34. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников
с окружающим миром. Экспериментирование.// Детство
Информация о работе Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста