Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3

2. Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников.
2.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая
проблема …………………………………………..……………... ….4

3. Экологизация воспитательно-образовательной
деятельности………………………………………………………..…..9
3.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников…....9
3.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом
процессе ДОУ………………………………………………………...11
3.3 Развивающая экологическая среда как фактор экологического
воспитания дошкольников………………………………………….15

4. ВЫВОД………………………………………………………………...26

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………… …...................26

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..…..30

Вложенные файлы: 1 файл

отпр.docx

— 76.99 Кб (Скачать файл)

СИСТЕМНОСТЬ   

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях элементы экологических  знаний даются от случая к случаю, они  не связаны между собой. Однако, как  известно, «наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-то отдельных  знаний и умений, а, во-первых, определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или  иной области деятельности, и, во-вторых, общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы  знаний… Материал, определенным образом  упорядоченный в четкую целостную  систему с простым принципом  построения, легче усваивается, чем  материал разрозненный, случайный». В  связи с этим стоит вопрос о  принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна  последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся  представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система  опирается на определенные исходные положения, выступающие как центральное  ядро». Эти положения концепции  дошкольной педагогики, разработанной под руководством А.В.Запорожца, актуальны и для экологического образования.

Принцип системности имеет  особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.   

Как и дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании  принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так  как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы  и социальные взаимосвязи. В стихийном  опыте детей уже имеются разнообразные  представления о животных, растениях, и в меньшей степени – о  неживой природе. Так, в ответах  дошкольников 5-6 лет на вопрос «Что ты представляешь себе при слове  «природа?»» чаще всего присутствовали объекты живой природы. Объекты  неживой природы упоминались  крайне редко. В ряде ответов присутствовал  эмоциональный компонент (это чудеса, красиво, любовь). В то же время некоторые  дети ответили «не знаю», «ничего  не представляю».    

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ   

Принципиальная особенность  системы экологического образования  – это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько  ступеней системы непрерывного экологического образования: детский сад – школа  – ВУЗ – повышение квалификации специалистов – население. Принцип  преемственности предполагает, что  дошкольное образование должно иметь  тесную связь со всеми ступенями  системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность  в работе детского сада и начальной  школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих  специалистов. С аналогичных позиций  необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования  на различных курсах повышения квалификации. Однако в настоящее время преобладают  двухуровневые связи: «детский сад  – начальная школа»,  составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реализации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных учреждений называют проблему преемственности детского сада и начальной школы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.

При планировании работы с  детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается  в соответствии с региональными  особенностями сезонных явлений  и срокам их протекания. Повторяемость  форм реализации содержания и взаимосвязь  форм непосредственного обобщения  с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами  организации жизнедеятельности  детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет  систематизировать педагогический процесс.

Ознакомление с конкретными  примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у  дошкольников первоначальные представления  экологического характера.

Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность  строения и функционирования различных  органов, контактирующих с внешней  средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают  различный характер их потребностей во внешних компонентах среды  на различных стадиях роста и  развития.

Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:

1. Отбор содержания экологического  воспитания в соответствии с  выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только  природного, но и социокультурного  мира.

2. Подготовка педагогов  и родителей к реализации цели  экологического воспитания детей,  включающую социальный, специальный,  психолого-педагогический и методический  аспекты.

3. Использование окружающей  дошкольное учреждение природной  и социокультурной среды как  ресурса воспитания и развития  детей.

4. Организация развивающих  сред для обеспечения педагогического  процесса экологического воспитания  в дошкольном учреждении.

5. Организация систематизированного  педагогического процесса экологического  воспитания детей.

6. Осуществление постоянного  мониторинга результатов экологического  образования.

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.

Познавательный компонент  – включает знания и умения:

- о многообразии живых  организмов, взаимосвязях растительных  и животных организмов в процессе  роста и развития со средой  обитания, морфофункциональной приспособленности  к ней;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях  их с неживой природой в  экосистеме;

- о человека как живом  существе, как части природы, среде  его жизни, обеспечивающей здоровье  и нормальную жизнедеятельность;

- об использовании природных  ресурсов в хозяйственной деятельности  человека, недопустимости загрязнения  окружающей среды, охране и  восстановлении природных богатств.

Ценностный компонент  включает знания и ценностные ориентации:

- о самоценности жизни  во всех ее проявлениях, природы  и человека как части природы;

- об универсальной ценности  природы для жизни и деятельности  человека (познавательный,, эстетической, практической и т.д.);

- об основных нравственных  ценностях человеческого общества;

- о созидательной, культурной  ценности человеческой деятельности.

Нормативный компонент включает знания и умения:

- о законах, декларирующих  права и обязанности детей  и взрослых, их исполнения и  соблюдения;

- о нормах и правилах  поведения в общественных местах  и природе;

- о необходимости и  способах проявления личного  участия отношений к окружающим  людям и природе.

Таким образом, экологические  представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения  детей к окружающему миру, самим  себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.

 

 

 

 

4.  Вывод

 

Экологическое образование  выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной  экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним  из важнейших принципов экологического образования считается принцип  непрерывности – взаимосвязанный  процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к  природе. Нет ни одного объекта или  явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя  – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно  наблюдать явления природы, воспитывать  деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо  относиться к бессмысленной порче  растений и уничтожению животных.

Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой  природы невозможно без организации  в ДОУ развивающей природной  среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с  природой самые разнообразные, выбор  их зависит от воспитательно-образовательных  задач, программного материала и  возраста детей, а также от местных  условий и природного окружения.

Правильные представления  о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего  ее познания, воспитания любви и  бережного к ней отношения.

 

5. Заключение

 

Для развития мышления и  речи ребенка необходим богатый  чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое  воспитание - новая категория, которая  непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой –  урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ  экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под  руководством взрослых с предметно-природным  миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем  воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

 

Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей  следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так  как в основе отношения человека к окружающему его миру природы  должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание  ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и  т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного  отношения к природе являются следующие:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение  к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что  человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а  то, что наносит вред природе, наносит  вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей  гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность  и эмоциональная отзывчивость, через  сострадание, сопереживание, которые  помогают ребенку войти «в жизнь  другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую  боль как свою собственную. Чувства  сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей  к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях  и т.д.) а активная позиция, как  правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими  птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание  и боль всему живому.

 

Очень важно показать детям, что по отношению к природе  они занимают позиции более сильной  стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о  ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и  возможностей противостоять действиям  антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о  том, что зачастую небрежное, а порой  и жестокое отношение детей к  природе объясняется отсутствием  у них необходимых знаний. Вот  почему воспитание сопереживания и  сострадания происходит в неразрывном  единстве с формированием системы  доступных дошкольникам экологических  знаний, которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Информация о работе Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста