Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3
2. Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников.
2.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая
проблема …………………………………………..……………... ….4
3. Экологизация воспитательно-образовательной
деятельности………………………………………………………..…..9
3.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников…....9
3.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом
процессе ДОУ………………………………………………………...11
3.3 Развивающая экологическая среда как фактор экологического
воспитания дошкольников………………………………………….15
4. ВЫВОД………………………………………………………………...26
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………… …...................26
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..…..30
СИСТЕМНОСТЬ
В настоящее время во многих
дошкольных учреждениях элементы экологических
знаний даются от случая к случаю, они
не связаны между собой. Однако, как
известно, «наиболее существенные сдвиги
в умственном развитии ребенка являются
результатом усвоения не каких-то отдельных
знаний и умений, а, во-первых, определенной
системы знаний, отражающей существенные
связи и зависимости той или
иной области деятельности, и, во-вторых,
общих форм мыслительной деятельности,
лежащих в основе этой системы
знаний… Материал, определенным образом
упорядоченный в четкую целостную
систему с простым принципом
построения, легче усваивается, чем
материал разрозненный, случайный». В
связи с этим стоит вопрос о
принципах отбора и систематизации
экологических знаний. При этом важна
последовательность усвоения знаний,
когда «каждое последующее
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.
Как и дошкольной педагогике
в целом, в экологическом образовании
принципы систематизации знаний обеспечивают
реализацию принципа научности, так
как в основу систематизации положены
представления и элементарные понятия,
отражающие основные законы природы
и социальные взаимосвязи. В стихийном
опыте детей уже имеются
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Принципиальная особенность
системы экологического образования
– это преемственность всех ее
звеньев. Как правило, выделяют несколько
ступеней системы непрерывного экологического
образования: детский сад – школа
– ВУЗ – повышение квалификации
специалистов – население. Принцип
преемственности предполагает, что
дошкольное образование должно иметь
тесную связь со всеми ступенями
системы непрерывного образования.
Так, необходимо соблюдать преемственность
в работе детского сада и начальной
школы, дошкольных учреждений и педагогических
колледжей, вузов, готовящих будущих
специалистов. С аналогичных позиций
необходимо рассматривать и переподготовку
кадров дошкольного образования
на различных курсах повышения квалификации.
Однако в настоящее время преобладают
двухуровневые связи: «детский сад
– начальная школа»,
При планировании работы с
детьми, содержание экологического воспитания
последовательно выстраивается
в соответствии с региональными
особенностями сезонных явлений
и срокам их протекания. Повторяемость
форм реализации содержания и взаимосвязь
форм непосредственного обобщения
с природой (прогулок, целевых прогулок,
экскурсий) с другими формами
организации жизнедеятельности
детей (занятиями, повседневной деятельностью,
праздниками) в разные сезоны года,
на разных возрастных этапах позволяет
систематизировать
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.
Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.
Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:
1. Отбор содержания
2. Подготовка педагогов
и родителей к реализации цели
экологического воспитания
3. Использование окружающей
дошкольное учреждение
4. Организация развивающих
сред для обеспечения
5. Организация
6. Осуществление постоянного
мониторинга результатов
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент – включает знания и умения:
- о многообразии живых
организмов, взаимосвязях растительных
и животных организмов в
- о взаимосвязях и
- о человека как живом
существе, как части природы, среде
его жизни, обеспечивающей
- об использовании природных
ресурсов в хозяйственной
Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:
- о самоценности жизни
во всех ее проявлениях,
- об универсальной ценности
природы для жизни и
- об основных нравственных
ценностях человеческого
- о созидательной, культурной
ценности человеческой
Нормативный компонент включает знания и умения:
- о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;
- о нормах и правилах
поведения в общественных
- о необходимости и
способах проявления личного
участия отношений к
Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.
4. Вывод
Экологическое образование
выступает как сложный
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.
Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
5. Заключение
Для развития мышления и
речи ребенка необходим богатый
чувственный опыт, получаемый им от
восприятия различных предметов, мира
природы, общественной жизни. Экологическое
воспитание - новая категория, которая
непосредственно связана с
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности
осознанного и активного
Формируя гуманное отношение
к природе, необходимо исходить из следующего:
главное, чтобы ребенок понял, что
человек и природа
Как же сформировать у детей
гуманное отношение к природе? Учитывая
возрастные особенности дошкольников,
к которым относятся
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о
том, что зачастую небрежное, а порой
и жестокое отношение детей к
природе объясняется
Информация о работе Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста