Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1 .Общее представление о педагогике как науке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение

Вложенные файлы: 1 файл

pedagogika.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

 

Главной задачей формального  образования (или дидактического фор­мализма) является развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся. При этом основным средством этого  развития вы­ступало изучение математики и иностранных языков (Дж. Локк, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци).

 

Критика рассмотренных  выше подходов была дана в XIX в. К. Д. Ушинским. Он утвердил в российской педагогике идею обеспече­ния единства формального  и материального подходов к отбору содержа­ния образования.

 

В современной педагогике эта идея нашла отражение в  принципах формирования содержания образования, разработанных В. В. Краевским.

 

Это принципы:

 

· соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

 

· единства содержания и  организации образования;

 

· гуманитаризации содержания образования (нацеленность на создание условий для развития личности, приоритет  дисциплин гуманитарного

 

цикла и пр.);

 

· фундаментализации  образования (нацеленность на обучение способам добывания знаний, на изучение законов, освоение методологических подходов).

 

Данные подходы определяют современные требования к содержанию образования. В ст. 14 закона «Об образовании» подчеркивается, что оно должно быть ориентировано на:

 

• обеспечение самоопределения  личности, создание условий для само­реализации;

 

• развитие общества;

 

• укрепление и совершенствование  правового государства.

19. Форма  организации пед. процесса

 

Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

 

Организационные формы  обучения классифицируются по различным критериям:

 

По количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

 

По месту учебы: школьные и внешкольные формы.

 

Школьные формы обучения: школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории.

 

Внешкольные формы обучения: домашняя самостоятельная работа, экскурсия, занятия на предприятиях и т.п.

 

В зависимости от принадлежности к направлениям воспитания выделяют формы физического, трудового, умственного и нравственного воспитания.

 

Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют формы простые, составные  и комплексные. Простые формы  построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены  одной теме (беседа, экскурсия, зачет, экзамен, лекция и т.п.). Составные формы строятся на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях: это урок, конференция и т.д. Комплексные создаются как целенаправленная подборка простых и составных форм: это дни открытых дверей, недели театра, книги.

 

Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, консультация и  т.д.

 

По длительности времени  обучения различают: классный урок (45 минут); спаренное занятие (90 мин), спаренное  укороченное занятие (70 мин); уроки  произвольной продолжительности.

 

История развития школы  знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения, дифференцированного обучения по способностям учащихся, бригадное обучение.

 

Наибольшее распространение  как в нашей стране, так и  за рубежом получила классно-урочная  система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более  трех столетий. Ее контуры очертил  немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

 

Существуют также вспомогательные  формы организации учебной работы, т.е. разнообразные занятия, дополняющие  и развивающие классно-урочную  деятельность учащихся. К ним относятся:

 

- лекция (модификация урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов) побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи;

 

- семинар может быть  посвящен обсуждению результатов  самостоятельного изучения учащимися  той или иной учебной темы. Учитель обеспечивает готовность  школьников к такой деятельности, инструктирует их по работе  со справочной литературой;

 

- предметные кружки, предлагаемые  школой, отличаются большим разнообразием  как по направленности, так и  по содержанию, методам работы, времени  обучения и т. д. Работа учащихся  в предметных кружках активизирует  учебный процесс, способствует  повышению качества обучения;

 

- экскурсия. Чтобы  успешно провести экскурсию, учитель  должен всесторонне подготовиться:  предварительно ознакомиться с  объектом и маршрутом, разработать  детальный план, организовать учащихся  на выполнение предстоящих задач.  Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта. На заключительном этапе экскурсии подводятся итоги;

 

- факультативы и курсы  по выбору разрабатываются с  учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей, а также исходя из общественных потребностей и возможностей школы. Факультативные занятия должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам;

20. Общая характеристика классно-урочной системы

Классно-урочная система  при  всех  ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса.  Разумное использование в ее рамках элементов других  образовательно-воспитательных  систем  делает  классно-урочную систему незаменимой для общеобразовательной школы.  
Классно-урочная система при массовости охвата  воспитанников позволяет  обеспечивать  организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы,  она экономически выгодна, особенно по  сравнению  с  индивидуальным обучением и воспитанием.  Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и,  в свою очередь, учащимися  друг  друга  позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива  на  учебную  деятельность каждого ученика. 
Классно-урочная система,  как ни одна  другая,  предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы. Внеучебная работа в структуре педагогического процесса,  организуемого  школой, занимает особое место. Она во многом способствует совершенствованию собственно учебного процесса, хотя и не всегда проводится в стенах школы.  Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная.  Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы,  а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило на их базе. 
Внеклассная и внешкольная работа имеют большое образовательно-воспитательное значение.  Они способствуют  развитию  познавательных интересов,  удовлетворению и развитию духовных потребностей школьников, открывают дополнительные возможности для формирования  таких ценных социально значимых качеств,  как общественная активность, самостоятельность, инициативность и др. Главное же их назначение  - выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей и подростков в разных отраслях науки и культуры.  
Неоспоримым преимуществом  классно-урочной  системы является возможность в ее рамках органического сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы.  
Массовые формы используются главным образом при организации внеучебной работы.  Они предполагают участие большинства учащихся или их представителей. Это утренники, школьные вечера, праздники, конкурсы,  олимпиады, КВНы, конференции, субботники и т.п. Критериями эффективности  массовых  форм  организации  педагогического процесса являются количественный охват школьников, четкость и организованность в  процессе  проведения,  активность  учащихся  и, главное, достижение воспитательно-образовательных целей.  
 Групповые формы целесообразно подразделять на учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, школьная лекция, семинар, экскурсия,  лабораторно-практическое  занятие,  которые  ниже  будут рассмотрены  подробно.  Групповая  внеучебная работа проводится с учащимися одного или разных  возрастов,  объединенными  общностью интересов. Обычно это кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления  познавательных  интересов  и  расширения кругозора  (предметные кружки,  клуб любознательных "Почемучка" и т.п.);  совершенствования трудовых умений и  навыков  и  развития технического творчества ("Умелые руки",  конструкторский, авиамодельный кружки  и  т.п.);  развития  художественных  способностей (танцевальный,  хоровой  кружки,  вокальная группа,  литературный клуб и т.п.); совершенствования спортивного мастерства и укрепления здоровья (спортивные секции, сборные школы по какому-либо виду спорта и т.п.);  активизации общественной  деятельности  (клуб интернациональной  дружбы,  клубы  "Юный  историк",  "Прометей" и т.п.).  Кружки,  клубы, секции объединяют обычно не более 15 - 20 человек,  работают по программе, составленной на год или полгода. Показателями эффективности групповых форм организации  внеучебной работы являются стабильный состав кружка,  секции;  заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими. 
Основной формой  индивидуальной учебной работы являются консультации в сочетании с дополнительными  занятиями.  В  последние годы  широкое  распространение  получает  индивидуальная работа с учащимися в форме репетиторства по  всем  или  некоторым  учебным предметам.  Индивидуальная внеурочная воспитательная работа организуется с целью развития способностей,  склонностей и  дарований отдельных учащихся.  Это могут быть занятия художественным чтением,  сольное исполнение песен,  обучение игре на музыкальном инструменте и т.п. Критерием эффективности индивидуальных форм организации обучения и воспитания являются поступательные  позитивные изменения в знаниях, умениях, поведении, отношениях воспитанника, т.е. в личности в целом. 
Дополнительное образование (внешкольная образовательно-воспитательная работа), организуемое также через массовые, групповые и индивидуальные формы, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их возраста и  интересов. Она осуществляется через дома детского творчества, детские технические,  натуралистические, краеведческие станции, музыкальные, спортивные, художественные школы, библиотеки, кружки, клубы, секции при домоуправлениях и т.п. 
Все многообразие  форм  организации педагогического процесса можно подразделить на основную, дополнительные и вспомогательные.

 

21. Урок как основная форма организации учебного процесса

 
Урок как форма организации  обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения. 
 
Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение. 
Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. 
 
Особенности школьного урока: 
 
урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

    •  
      дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
      1.  
        определенное организационное начало и постановка задач урока;
      2.  
        актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
      3.  
        объяснение нового материала;
      4.  
        закрепление или повторение изученного на уроке;
      5.  
        контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
      6.  
        подведение итогов урока;
      7.  
        задание на дом;
    •  
      содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;
    •  
      каждый урок является звеном в системе уроков;
    •  
      урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
    •  
      основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

 
Особенности урока обусловлены  его целью и местом в целостной  системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины. 
 
Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения. 
 
Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения. 
 
1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в массовой практике). Его структура: организационная часть (1—2 мин), проверка домашнего задания (10—12 мин), изучение нового материала (15—20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10—15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2—3 мин). 
 
2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование.  
 
3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков. 
 
4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом.  
 
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения.  
 
В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

 

22. Дополнительные формы организации педагогического процесса

Урок как основная форма органично дополняется  другими формами организации  учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции,  дополнительные  занятия),  другие  заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста  учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

 Экскурсии

Экскурсия - это специфическое  учебно-воспитательное занятие, перенесенное  в  соответствии  с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие,  в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся.  .

Информация о работе Лекции по "Педагогике"