Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1 .Общее представление о педагогике как науке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение

Вложенные файлы: 1 файл

pedagogika.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

Образовательно-воспитательное значение  экскурсий  состоит  в том,  что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных  фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой,  обучения и  воспитания  с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.

Любой из  видов экскурсий  не является самоцелью,  а входит в общую систему учебно-воспитательной работы, применяется в связи с уроками  и  другими организационными формами.  Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод (инженер,  бригадир и др.), получивший инструктаж.  При этом педагог остается организатором и руководителем  познавательной  деятельности  детей  на протяжении всей экскурсии.

Заключительным этапом экскурсии является подведение ее итогов в ходе  беседы с целью приведения полученных знаний в систему.

Дополнительные занятия и консультации

Дополнительные занятия  проводятся с отдельными учащимися  или группой учащихся с целью  восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков,  удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

При отставании в учебе  прежде всего необходимо  вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися.  .  На дополнительных  занятиях  опытные учителя практикуют различные виды помощи:  разъяснение отдельных вопросов,  прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы.  При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других - словесной конкретизации.

С дополнительными  занятиями  тесно связаны консультации.  В отличие от первых они,  как  правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например,  при подготовке к экзаменам или  зачетам) консультации. 

Домашняя работа

Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько  решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.),  сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и  подготовки  школьников  к самообразованию. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем,  что  протекает  без  непосредственного  руководства учителя,  хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания,  выбирает наиболее приемлемый  для него ритм и темп работы.  Исходя из  дидактических целей,  можно выделить три вида домашних заданий:  подготавливающие к восприятию нового  материала, изучению новой темы; направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;  требующие применения полученных  знаний  на практике.

В практике работы школы  сложились следующие виды инструктажа  при задавании уроков на дом:  предложение выполнить таким  же способом,  каким выполнялись  аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

Учебная конференция

Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной  работы (проведение наблюдений,  обобщение  материалов экскурсий,  постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).

Конференции могут проводиться  по всем учебным предметам и  в  то же время далеко выходить за рамки  учебных программ.  В них могут  принимать участие учащиеся других (прежде всего параллельных) классов,  учителя,  представители производства,  участники войны, ветераны труда.

Школьная лекция

В старших классах  и особенно в вечерних и сменных  школах используется лекция - адаптированная к условиям школы основная форма  лекционно-семинарской системы. 

В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план.  На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо  указывать,  что  записывать,  но не превращать лекцию в диктовку.  В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации  и темпу  изложения выделять подлежащее записи. 

Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся  к восприятию. 

 Семинары и практикумы

Семинарские занятия  проводятся в старших классах  при изучении гуманитарных предметов.  При этом используются два вида семинаров:  в  форме докладов и сообщений;  в вопросо-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении  предложенных вопросов,  сообщений,  рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Семинарскому занятию  предшествует длительная заблаговременная подготовка.  Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература,  намечается работа каждого ученика и класса в целом.  Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему),  затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Особой формой семинара является семинар-диспут.  Его отличие от внеучебных диспутов в том,  что сохраняется постоянный  состав класса,  диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на  уроке. 

 

23. Вспомогательные  формы организации педагогического  процесса

К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии  с их склонностями.  К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Эффективной формой дифференцированного  обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний,  развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по  факультативам  добровольное,  но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе,  которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические,  реферативные работы,  проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше  обучающими,  чем  контролирующими.  Отметка  выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.

Занятия в кружках  и клубах по интересам,  так же как  и  факультативные  занятия,  предполагают  определенную программу деятельности.  Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности,  развития инициативы и самодеятельности детей,  романтики и игры,  учета возрастных  и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной  деятельности  большое значение  в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

В последние годы широкое  распространение в школах получи  ла зародившаяся в 60-е гг. форма коллективного воспитания, известная как методика организации коллективных  творческих  дел.  Подробно она рассматривается в следующей главе, посвященной технологии организации целостного педагогического процесса.

 

24. сущность  методов цпп

Под методами  осуществления  целостного педагогического процесса следует понимать способы  профессионального  взаимодействия педагога  и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах,  а при ведущей и направляющей роли учителя,  который выступает руководителем и организатором  педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся. 
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на  составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами.  Например, составление плана изучаемого материала,  применяемое при сообщении новых знаний,  при  работе  с книгой  и т.п.  По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер.  Они не имеют самостоятельной педагогической задачи,  а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах.  И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. 
Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.  В одних  обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи,  в других - как прием, имеющий частное назначение.  Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания,  взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения. 
Таким образом,  метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.  Приемы в то же  время  определяют своеобразие методов работы учителя,  придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.  Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса. 
Нередко методические  приемы  и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания,  которые тесно связаны с ними и применяются в единстве.  К средствам относятся,  с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с  другой  - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры,  привлекаемых для педагогической работы  (наглядные пособия,  историческая, художественная и научно-популярная литература,  произведения изобразительного и музыкального искусства,  технические приспособления,  средства массовой информации и т.п.). 
Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания,  исключительным богатством и мобильностью организационных  форм.  С  этим  непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса.  Есть методы,  отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками;  есть методы работы в каких-то специфических условиях.  Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса.  Общими они называются потому,  что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

25. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе

Использование методов  формирования сознания в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с по мощью устного и печатного слова.  Это объясняется тем,  что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Обратимся к характеристике основных методов данной группы. 
Рассказ -  это  последовательное  изложение  преимущественно фактического материала,  осуществляемого в описательной  или  повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов,  а также при изложении библиографического материала,  характеристике образов,  описании предметов,  природных явлений,  событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения;  четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10- 15 мин в начальных  классах  и 30-40 мин в старших). 
Большое значение особенно в младшем и среднем возрасте имеет рассказ  при  организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает детям понять и усвоить  смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Примером такого рода рассказов могут быть рассказы Л.Н.Толстого "Косточка",  В.А.Осеевой "Сыновья" и др.  Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в  воспитательной работе:  1) вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание,  сочувствие,  радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных  действий и поступков героев рассказа;  2) раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;  3) представить образ  нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру. 
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание учащимися тех или иных положений  (законов,  принципов, правил,  норм поведения и т.п.), то применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений,  устанавливающих основы истинности данного суждения.  Во  многих  случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.  
Беседа как  метод организации познавательной и ценностно-ориентировочной деятельности использовалась с давних времен. 
В средние  века  широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по  учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа не используется.  Это вопросо-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся,  применяющийся на всех этапах учебно-воспитательного процесса: для сообщения новых знаний, для закрепления, повторения, проверки и оценки знаний. 
Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе,  учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Индуктивная беседа обычно перерастает в так называемую эвристическую, поскольку учащиеся  от  частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам.  При дедуктивном построении беседы дается  сначала правило,  общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование. 
Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике.  При всем богатстве и разнообразии идейно-тематического  содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий,  поступков, явлений общественной жизни  и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности,  к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям.  При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше,  если  они  находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.  
В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное,  нравственное  или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство,  закрепленное в слове  моральное правило:  обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец.  Форма подачи отдельных эпизодов,  фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления,  результатом которых является  распознавание  определенного качества личности,  стоящего за тем или иным поступком. Распознавание и правильная оценка качеств личности  требуют  умения  вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепринятыми нормами,  анализировать  фак  ты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от всех сопутствующих,  но второстепенных в данном случае проявлений личности. 
Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое  должно  подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало,  материал для обсуждения,  а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное,  с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы,  намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся. 
Особую трудность для молодого учителя представляют индивидуальные беседы.  К сожалению, такие беседы чаще всего проводятся в связи с нередко возникающими локальными конфликтами,  нарушениями дисциплины. На такого рода факты учитель реагирует или незамедлительно,  или путем отсроченной беседы. Но будет лучше, если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану,  в определенной системе.  Тогда они носят упреждающий характер, вносят индивидуальный корректив в общую  программу  педагогических  воздействий. 
Рассказ, объяснение,  беседа подготавливают переход к  более сложному  методу организации познавательной деятельности - к  лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного  оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу,  вместе  с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в старших классах  средней школы,  в вечерних (сменных) школах,  в техникумах и вузах. В школе лекционное изложение многих тем по физике,  химии, истории, географии сопровождается семинарскими занятиями с делением класса на подгруппы.  Нередко параллельные классы  объединяются  в  один лекционный поток, чем экономится общее число учебных часов, которые отводятся затем на семинарские занятия. 
Аккумулируя в себе возможность развернутого и организованного в доступную форму систематического изложения сущности той  или иной проблемы социально-политического,  нравственного, эстетического и другого содержания,  метод лекции широко  используется  во внеурочной воспитательной работе. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение,  относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа,  здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом. 
Убедительность доказательств и аргументов,  обоснованность и композиционная стройность, ненаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя способствуют идейному и эмоциональному  воздействию лекций.  Знания приобретают личностный смысл,  становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа,  а принципом действия, если  они  получены в результате критической мыслительной работы, прошли испытание на прочность в реальной жизни и деятельности. 
К словесным методам относятся также учебные дискуссии и диспуты,  хотя с неменьшим основанием их можно рассматривать  и  как методы  стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников. 
Ситуации познавательного  спора  при  их  умелой организации привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения  по той или иной проблеме,  побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации.  Эти ситуации могут быть созданы и  при  изучении обычных, недискуссионных на первый взгляд вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах  того  или  иного явления,  обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления.  Обязательное условие дискуссии - наличие,  по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за  учителем, хотя это и не означает,  что его выводы - истина в последней инстанции. 
В отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует  определенных и окончательных решений.  Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания,  добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника,  формирующаяся личность которого характеризуется страстным  поиском смысла жизни,  стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину. 
Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы,  защищать свои взгляды,  убеждать в них других людей.  Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства,  опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения.  Диспут учит  мужеству  отказаться  от ложной точки зрения во имя истины. 
В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению,  содержали жизненно важную, значимую для школьников проблему,  по-настоящему волновали их,  звали к  открытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики. Почему поведение не всегда совпадает с требованиями жизни? Откуда берутся равнодушные? Как понимать слова Л.Н.Толстого "Спокойствие - душевная подлость"?  Как стать кузнецом своего счастья?  Эти  и другие вопросы вполне могут стать предметом дискутирования,  свободного и непринужденного обмена мнениями. 
Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся.  Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению.  Настоящий педагог не торопится отвергать  ошибочные суждения,  не позволяет себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения.  Он должен быть деликатным и терпеливым,  страстным и гневным, невозмутимым и ироничным. Такая манера никого не обижает и не унижает,  не отбивает у  школьников желания  участвовать  в  полемике  и  откровенно высказывать свои взгляды. Руководителю диспута решительно не подходит фигура умолчания  и  запрета.  Всякая недоговоренность оставляет возможность для домыслов, искаженных догадок, неправильных толкований. Наиболее общее назначение диспутов и дискуссий - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.

 
                                               

 К словесным методам организации  деятельности относится  работа с книгой.  Работа с учебником проводится на всех этапах обучения, а не только при закреплении изученного, как считалось до недавнего времени.  Эта работа обычно сочетается  с  использованием других методов, прежде всего методов устного изложения знаний. 
В начале работы с учебником учитель должен познакомить  учащихся  с его структурой и особенностями.  Он дает указания по использованию учебника для повторения и  усвоения  некоторых  новых сведений.  Аналогичные  указания ученик должен получить и относительно работы с дополнительной, в том числе справочной, литературой: как выписывать, как составить конспект, как работать со словарями, энциклопедиями и т.п. 
Неоценимое значение  в детском возрасте имеет общение с книгой. Анализ и обсуждение прочитанных книг, материалов детской периодической  печати  расширяют кругозор учащихся,  вызывают у них социально ценные чувства, благодаря которым дети активно откликаются на явления общественной жизни. Приобщению к систематическому домашнему чтению способствуют специальные уроки внеклассного чтения в начальной школе. 
В структуре целостного педагогического  процесса  к  методам формирования сознания школьников относится и метод примера.  Формирующееся сознание школьника  постоянно  ищет  опору  в  реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление  подражательности,  которая  служит психологической основой примера как метода педагогического влияния.  Подражание  не  есть слепое  копирование:  оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах  с  идеалом,  так  и  оригинальные действия, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели  личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.  
Характер подражательной деятельности изменяется с  возрастом и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального  и  нравственного  развития.  Младший школьник  обычно  выбирает  себе  для подражания готовые образцы, воздействующие на него внешним примером.  Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. В юности подражание существенно перестраивается. Оно становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов,  связано  с возрастанием роли идейно-нравственных и гражданских мотивов.  
В механизме  подражания  можно  выделить по крайней мере три этапа.  На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия,  желание поступать так же.  Однако связь между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть. Эта связь образуется на втором этапе. На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий,  на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации. 
Таким образом,  подражательность и основанный на ней  пример могут  и  должны найти достойное применение в педагогическом процессе.  На это обращал внимание еще К.Д.Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать  только  личностью.  В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком.  Это в полной мере относится и к учителю. Учитель всем своим поведением и во всех своих  поступках  и  действиях  должен служить  для учащихся примером,  быть образцом высокой нравственности,  убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"