Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:04, курс лекций
1 .Общее представление о педагогике как науке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».
Как результат анализа
факторов, влияющих на содержание образования,
и определения системы
Общенаучная методология
может быть представлена системным
подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность
явлений и процессов окружающей действительности.
Он ориентирует исследователя и практика
на необходимость подходить к явлениям
жизни как к системам, имеющим определенное
строение и свои законы функционирования.
Сущность системного подхода заключается
в том, что относительно самостоятельные
компоненты рассматриваются не изолированно,
а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
Он позволяет выявить интегративные системные
свойства и качественные характеристики,
которые отсутствуют у составляющих систему
элементов. Предметный, функциональный
и исторический аспекты системного подхода
требуют реализации в единстве таких принципов
исследования, как историзм, конкретность,
учет всесторонних связей и развития.
Системный подход требует реализации
принципа единства педагогической теории,
эксперимента и практики. Педагогическая
практика является действенным критерием
истинности научных знаний, положений,
которые разрабатываются теорией и частично
проверяются экспериментом. Практика
становится и источником новых фундаментальных
проблем образования. Теория, следовательно,
дает основу для правильных практических
решений, но глобальные проблемы, задачи,
возникающие в образовательной практике,
порождают новые вопросы, требующие фундаментальных
исследований.
Системный подход ориентирует
на выделение в педагогической системе
и развивающейся личности прежде
всего интегративных
на изучение и формирование того, что в
системе является устойчивым, а что переменным,
что главным, а что второстепенным. Он
предполагает выяснение вклада отдельных
компонентов-процессов в развитие личности
как системного целого. В этом отношении
он очень тесно связан с личностным подходом,который означает ориентацию при конструировании
и осуществлении педагогического процесса
на личность как цель, субъект, результат
и главный критерий его эффективности.
Он настоятельно требует признания уникальности
личности, ее интеллектуальной и нравственной
свободы, права на уважение. Он предполагает
опору в образовании на естественный процесс
саморазвития задатков и творческого
потенциала личности, создание для этого
соответствующих условий.
|
Деятельность — основа,
средство и решающее условие развития
личности. Этот факт обусловливает
необходимость реализации в педагогическом
исследовании и практике тесно связанного
с личностным деятельностного подхода. Его значение показал в своих работах
А.Н. Леонтьев. "Для овладения достижениями
человеческой культуры, — писал он, —
каждое новое поколение должно осуществить
деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную)
той, которая стоит за этими достижениями"'.
Вот почему, чтобы подготовить воспитанников
к самостоятельной жизни и разносторонней
деятельности, необходимо в меру возможностей
вовлечь их в эти виды деятельности, т.е.
организовать полноценную в социальном
и нравственном отношении жизнедеятельность.
Деятельностный подход требует перевода
ребенка в позицию субъекта познания,
труда и общения. Это, в свою очередь, требует
реализацииполисубъектного (диалогического) подхода, который вытекает из того, что сущность
человека значительно богаче, разностороннее
и сложнее, чем его деятельность. Полисубъектный
подход основан на вере в позитивный потенциал
человека, в его неограниченные творческие
возможности постоянного развития и самосовершенствования.
Важным при этом является то, что активность
личности, ее потребности в самосовершенствовании
рассматриваются неизолированно. Они
развиваются только в условиях взаимоотношений
с другими людьми, построенных по принципу
диалога. Диалогический подход в единстве
с личностным и деятельностным составляют
сущность методологии гуманистической
педагогики.
Реализация вышеназванных методологических
принципов осуществляется во взаимосвязи
с культурологическим подходом. Культура при этом понимается как специфический
способ человеческой деятельности. Являясь
универсальной характеристикой деятельности,
она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую
программу и предопределяет направленность
того или иного вида деятельности, ее ценностных
типологических особенностей и результатов.
Таким образом, освоение личностью культуры
предполагает освоение ею способов творческой
деятельности.
Человек, ребенок живет и учится в конкретной
социокультурной среде, принадлежит к
определенному этносу. В связи с этим культурологический
подход трансформируется в этнопедагогический. В такой трансформации проявляется единство
интернационального (общечеловеческого),
национального и индивидуального.
|
В последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур, в частности народной педагогики. Между тем национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой — максимально использовать ее воспитательные возможности.
|
Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал КД.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К обширному кругу антропологических наук К.Д.Ушинский отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Это положение КД.Ушинского — неизменная истина педагогики.
|
Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию. И наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяют получить объективные знания и уйти от ранее господствовавших педагогических стереотипов.
Под исследованием в
области педагогики понимается процесс
и результат научной деятельнос
Педагогические исследования по их направленности
можно разделить на фундаментальные, прикладные
и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие
концепции, которые подводят итоги теоретических
и практических достижений педагогики
или предлагают модели развития педагогических
систем на прогностической основе. Прикладные исследования — это работы, направленные на углубленное
изучение отдельных сторон педагогического
процесса, вскрытие закономерностей многосторонней
педагогической практики. Разработкинаправлены на обоснование конкретных
научно-практических рекомендаций, учитывающих
уже известные теоретические положения.
Любое педагогическое исследование предполагает
определение общепринятых методологических
параметров. К ним относятся проблема,
тема, объект и предмет исследования, цель,
задачи, гипотеза и защищаемые положения.
Основными критериями качества педагогического
исследования являются критерии актуальности,
новизны, теоретической и практической
значимости.
Программа исследования, как правило,
имеет два раздела: методологический и
процедурный. Первый включает обоснование
актуальности темы, формулировку проблемы,
определение объекта и предмета, целей
и задач исследования, формулировку основных
понятий (категориального аппарата), предварительный
системный анализ объекта исследования
и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором
разделе раскрывается стратегический
план исследования, а также план и основные
процедуры сбора и анализа первичных данных.
Обоснование актуальности включает указание на необходимость
и своевременность изучения и решения
проблемы для дальнейшего развития теории
и практики обучения и воспитания. Актуальные
исследования дают ответ на наиболее острые
в данное время вопросы, отражают социальный
заказ общества педагогической науке,
обнаруживают важнейшие противоречия,
которые имеют место в практике. Критерий
актуальности динамичен, подвижен, зависит
от времени, учета конкретных и специфических
обстоятельств. В самом общем виде актуальность
характеризует степень расхождения между
спросом на научные идеи и практические
рекомендации (для удовлетворения той
или иной потребности) и предложениями,
которые может дать наука и практика в
настоящее время.
Наиболее убедительным основанием, определяющим
тему исследования, является социальный
заказ, отражающий самые острые, общественно
значимые проблемы, требующие безотлагательного
решения. Социальный заказ требует обоснования
конкретной темы. Обычно это анализ степени
разработанности вопроса в науке.
Если социальный заказ вытекает из анализа
педагогической практики, то саманаучная проблема находится в другой плоскости. Она выражает
основное противоречие, которое должно
быть разрешено средствами науки. Решение
проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель — переформулированная проблема.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический
процесс, область педагогической действительности
или какое-либо педагогическое отношение,
содержащее в себе противоречие. Другими
словами, объектом может быть все то, что
явно или неявно содержит в себе противоречие
и порождает проблемную ситуацию. Объект
— это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования — часть, сторона объекта. Это те наиболее
значимые с практической или теоретической
точки зрения свойства, стороны, особенности
объекта, которые подлежат непосредственному
изучению.
В соответствии с целью, объектом и предметом
исследования определяются исследовательские задачи, кото
Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных
исследований. Он характеризует новые
теоретические и практические выводы,
закономерности образования, его структуру
и механизмы, содержание, принципы и технологии,
которые к данному моменту времени не
были известны и не зафиксированы в педагогической
литературе.
Новизна исследования может иметь как
теоретическое, так и практическое значение.
Теоретическое значение исследования
заключается в создании концепции, получении
гипотезы, закономерности, метода, модели
выявления проблемы, тенденции, направления.
Практическая значимость исследования
состоит в подготовке предложений, рекомендаций
и т.п.
Критерии новизны, теоретической и практической
значимости меняются в зависимости от
типа исследования, они зависят также
от времени получения нового знания. '
Логика и динамика исследовательского
поиска предполагают реализацию ряда
этапов: эмпирического, гипотетического,
экспериментально-
На эмпирическом этапе получают функциональное представление
об объекте исследования, обнаруживают
противоречия между реальной образовательной
практикой, уровнем научных знаний и потребностью
постичь сущность явления, формулируют
научную проблему. Основным результатом
эмпирического анализа является гипотеза
исследования как система ведущих предположений
и допущений, правомерность которых нуждается
в проверке и подтверждении как предварительной
концепции исследования.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия
между фактическими представлениями об
объекте исследования и необходимостью
постичь его сущность. Он создает условия
для перехода от эмпирического уровня
исследования к теоретическому (или экспериментально-
Теоретический этап связан с преодолением противоречия
между функциональными и гипотетическими
представлениями об объекте исследования
и потребностью в системных представлениях
о нем.
Создание теории позволяет перейти к прогностическому
этапу, который требует разрешения противоречия
между полученными представлениями об
объекте исследования как целостном образовании
и необходимостью предсказать, предвидеть
его развитие в новых условиях.
В настоящее время учёные выделяют следующие виды научно-педагогических исследований:
1. Фундаментальные педагогические исследования. Такие исследования направлены на разработку основных педагогических категорий, определение сущности педагогических фактов и явлений, а также на их научное объяснение. В результате таких исследований появляются и создаются педагогические теории.
2. Прикладные педагогические исследования. Такие исследования проводятся в области частных методик и направлены на решение вопросов, связанных с педагогической практикой.
3. Методические разработки. Они представляют собой конечные результаты исследований, которые находят непосредственное применение на практике.
Важное значение в
процессе разработки педагогических проблем
и в области проведения педагогических исследований имеет методология. Методология предс
44.
45 методы педагогического исследования
К традиционным методам
относятся наблюдение, изучение опыта,
первоисточников, анализ школьной документации,
изучение ученического творчества, беседы-методы,
доставшиеся современной
Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
Изучение опыта –
еще один издавна применяемый
метод педагогического