Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 16:20, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние личностных особенностей родителей на их стиль воспитания своего ребенка.
Задачи:
дать теоретическое обоснование гипотезы и замысла эмпирического изучения проблемы;
организовать и провести психологический эксперимент;
обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения личных особенностей родителей и стилей воспитания;
провести количественный и качественный анализ полученных на выборке испытуемых – родителей старших дошкольников – эмпирических данных относительно выраженности определенных черт родителей и использование ими стилей воспитания;
содержательно обобщить результаты теоретико-экспериментального исследования.
Ведение 3
Глава 1. Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций 5
Глава 2. Психология развития личности родителей, ребенка и взаимоотношений родителей и детей
2.1. Виды консультативной психологической помощи семье. 12
2.2. Факторы, влияющие на становление детской психики 15
2.3. Родительские стили воспитания и установки 16
2.4. Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания 23
2.5. Общение родителей и детей как детерминант развития
ребенка 26
2.6. Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному стилю семейного воспитания 28
Глава3. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку
3.1. Обоснование замысла исследования. Цели, задачи, гипотеза 33
3.2. Организация и ход исследования 34
3.3. Результаты исследования и их обсуждение 36
Заключение 47
Литература 48
Истомина М. В. B-3; C-9; E-9; H-10; N-2
Характерна ригидность, конкретность мышления, эмоциональная зрелость, работоспособность; властная упрямая, свой образ мыслей считает законом для себя и окружающих; выражена социальная смелость, склонность к риску, прямолинейность.
Недостаточное принятие ребенка, авторитаризм, применение строгих мер наказания, недостаточное признание прав ребенка, сотрудничество.
Комарова Е. К. C-11; E-9; H-10; N-2
Характерна эмоциональная зрелость, работоспособность, властность, упрямство, свой образ мыслей считает законом для себя и окружающих; выраженная социальная смелость, склонность к риску, прямолинейность.
Недостаточное принятие своего ребенка, наличие авторитаризма, строгих мер наказания; мала степень сотрудничества, стремление к инфантилизации ребенка, высокий уровень воспитательной конфронтации; непоследовательна в своих требованиях.
Веселкина Н.В. A-9; B-2; F-2; Q1-9; Q2-9
Характерна общительность и добродушие, ригидность и конкретность мышления, осторожность и стремление все усложнять, пессимистичность в восприятии действительности; имеет место наличие интеллектуальных интересов; не доверяет авторитетам, независима в решениях, но другим их не навязывает.
Отвержение своего ребенка, авторитаризм, частое применение строгих мер наказания, стремление к инфантилизации ребенка, воспитательная конфронтация, неудовлетворенность отношениями с ребенком, отсутствие сотрудничества с ребенком, признания его прав.
Боброва К.С. A-3; B-3; E-9; F-2; N-9
Необщительна, замкнута, излишне строга в оценках людей, властна, упряма; свой образ мыслей считает законом для себя и для других; характеризуется ригидностью мышления, склонностью все усложнять, пессимистичностью, молчаливостью, проницательностью, расчетливостью.
Недостаточное принятие своего ребенка, имеют место отношения на равных с ребенком, авторитаризм, воспитательная конфронтация, тревожность за ребенка, стремление к инфантилизации.
Сафронова Е.И. G-9; L-9; Q4-10
Характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, ответственная, ревнивая, завистливая, эгоцентричная, имеет большое самомнение; имеется напряженность, взвинченность, состояние фрустрации.
Отвержение своего ребенка, высоки контроль, частое применение строгих мер наказания, непоследовательность требований, стремление к инфантилизации, низкий уровень сотрудничества, высокая воспитательная конфронтация.
Синицина Е. А. F-3; G-9; H-2; O-9;Q4-9
Характерно благоразумие, осторожность, рассудительность, молчаливость, осознанное соблюдение правил и норм поведения, ответственность, застенчивость, неуверенность в своих силах; отличается повышенной чувствительностью к угрозе; свойственна тревожность, депрессивность, напряженность, фрустрированность, взвинченность.
Принятие своего ребенка, средний уровень контроля, частое применение строгих мер наказания, непоследовательность требований к ребенку, стремление к инфантилизации, низкий уровень сотрудничества, высокая воспитательная конфронтация, неудовлетворенность отношениями с ребенком.
Михайлов Н. И. C-12; G-9; O-2; Q4-2
Выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, имеет постоянные интересы, следует требованиям группы, осознанно соблюдает нормы и правила поведения, ответственный, настойчивый, уверенный в себе, спокойный, хладнокровный; свойственна расслабленность, низкая мотивация, леность.
Принятие своего ребенка, умеренный контроль, редкое применение строгих мер наказания, слабое сотрудничество, воспитательная конфронтация, стремление инфантилизировать ребенка, удовлетворенность отношениями с ребенком.
Видминова Н. Н. B-3; C-10; E-3; G-12; Q2-0; Q3-10
Свойственна ригидность и конкретность мышления, выдержанность, работоспособность, эмоциональная зрелость, застенчивость, зависимость, тревожность о возможных своих ошибках; осознанное соблюдение норм и правил поведения, зависимость от группы, предпочтение работать и принимать решения вместе с другими людьми, ориентация на социальное одобрение, развитой самоконтроль, точность выполнения социальных требований.
Недостаточное принятие своего ребенка, имеет место авторитаризм, частое применение строгих мер наказания, принуждение, недостаточное признание прав ребенка, непоследовательность требований, стремление к инфантилизации, неудовлетворенность отношениями с ребенком.
Шарова Н. М. A-9; E-3; I-10; G-10; H-10;Q3-10
Общительна, добродушна, застенчива, зависима, осознанно соблюдает нормы и правила поведения, ответственная, настойчивая; выражена социальная смелость, активность, стремление к покровительству, женственность, артистичность натуры, развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований.
Отвержение своего ребенка, мягкие меры наказания, слабый контроль и требования, малая заинтересованность в делах ребенка, выраженное стремление к инфантилизации ребенка, неудовлетворенность отношениями с ребенком.
Круглов А. А. G-10; L-3; H-9; Q3-9
Осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость, ответственность, деловая направленность; свойственна социальная смелость, активность; держится свободно; характеризуется откровенность, доверчивостью, терпимость, уживчивостью, свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе; имеет развитой самоконтроль, точность выполнения социальных требований.
Недостаточное принятие своего ребенка, средний уровень контроля, не частое применение строгих мер наказания, последователен в требованиях, хорошо выражено сотрудничество, стремление к инфантилизации.
Нефедова Е.И. E-10; G-10;Q2-2
Характеризуется осознанным соблюдением норм и правил поведения, настойчивостью, ответственностью, деловой направленностью, зависимостью от группы, следует за общественным мнением, ориентируется на социальное одобрение, упряма, в конфликтах обвиняет других.
Недостаточное принятие своего ребенка, средний уровень контроля, более мягкие меры наказания, непоследовательность требования, предъявляемых ребенку, мала степень сотрудничества, имеет место воспитательная конфронтация, стремление к инфантилизации ребенка.
Малышева О.С. A-10; F-0; I-9
Общительна и доброжелательна, осторожна, склонна все усложнять, пессимистична в восприятии действительности, способна к эмпатии.
Принимает своего ребенка, высокий уровень контроля, частое применение строгих мер наказания, последовательность требований, низкий уровень сотрудничества.
Кириллова О.М. A-11; G-9; L-3; I-9; M10; O-9; Q1-9;Q3-10
Общительна и доброжелательна, имеет сильный характер, ответственная, добросовестная, откровенна и доверчива, легко ладим с людьми, высоко развито чувство эмпатии, имеет высокий творческий потенциал, имеется выраженная тревожность, депрессивность; характеризуется наличием интеллектуальных интересов, развит самоконтроль, точность выполнения социальных требований.
Принимает своего ребенка, средний уровень контроля и строгости в применении мер наказания, признание прав ребенка, равенство отношений, стремление к инфантилизации.
Зинченко А.Г. B-3; C-9; E-9; H-10; N-2
Характерна ригидность, конкретность мышления, эмоциональная зрелость, работоспособность; властная упрямая, свой образ мыслей считает законом для себя и окружающих; выражена социальная смелость, склонность к риску, прямолинейность.
Недостаточное принятие ребенка, авторитаризм, применение строгих мер наказания, недостаточное признание прав ребенка, сотрудничество.
Хохлова К.О. G-9; L-9; Q4-10
Характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, ответственная, ревнивая, завистливая, эгоцентричная, имеет большое самомнение; имеется напряженность, взвинченность, состояние фрустрации.
Отвержение своего ребенка, высоки контроль, частое применение строгих мер наказания, непоследовательность требований, стремление к инфантилизации, низкий уровень сотрудничества, высокая воспитательная конфронтация.
Кашин Э.М. G-10; L-3; H-9; Q3-9
Осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость, ответственность, деловая направленность; свойственна социальная смелость, активность; держится свободно; характеризуется откровенность, доверчивостью, терпимость, уживчивостью, свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе; имеет развитой самоконтроль, точность выполнения социальных требований.
Недостаточное принятие своего ребенка, средний уровень контроля, не частое применение строгих мер наказания, последователен в требованиях, хорошо выражено сотрудничество, стремление к инфантилизации.
Анализ результатов, полученных в ходе математической обработки исходных данных из таблиц №1, 2, 3 критерием Пирсона (см. приложение).
Для данного количества испытуемых (25 человек) уровень значимости р=0,05 составляет 0,381, а уровень значимости р=0,01 составляет 0,487. В таблице №4 представлены результаты математической обработки, где можно с уверенностью выделить следующие результаты, доказывающие существование зависимости факторов личностного профиля по Р. Киттеллу с параметрами взаимодействия с ребенком по методикам ВРР и ОРО.
Фактор А коррелирует с «Маленьким неудачником» (-0,589), т.е., чем ниже у родителя баллы по этому фактору (необщителен, свойственна излишняя строгость в оценке людей, холоден по отношению к окружающим людям), тем сильнее у него выражено стремление к инфантилизации ребенка, родитель видит ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом.
Фактор А (-0,414), L (0,6), М (-0,408) коррелирует с параметром взаимодействия «Воспитательная конфронтация». Отсюда следует, что менее общительный и доброжелательный родитель, которому свойственна зависть, ревность, подозрительность, имеющий большое самомнение; практичный добросовестный, который ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, с некоторой долей ограниченности и излишней внимательности к мелочам будет «источником» разногласий между членами семьи по вопросам воспитания.
Фактор G связан с параметрами «Требовательность - нетребовательность» (0,4) и «Удовлетворенность отношениями» (0,451). Т.е. родитель, который осознанно соблюдает нормы и правила поведения, настойчив в достижении цели, ответственный, направлен на дело будет в большей степени требователен и более удовлетворен отношениями с ребенком.
Фактор I коррелирует с «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость» (0,412) и с «Кооперация» (0,483). Т.е., чем больше у родителя выражены такие личностные качества как мягкость, стремление к покровительству, женственность, художественное восприятие мира, эмпатия, сопереживание и понимание других людей, тем он будет ближе со своим ребенком на эмоциональном уровне, будет сочувствовать ему, стараться быть на равных со своим ребенком, доверять ему.
Фактор L с коррелирует с параметрами «Эмоциональная дистанция – Эмоциональная близость» (-0,672), «Отвержение – принятие» из ВРР (-0,658), «Тревожность за ребенка» (0,472), «Непоследовательность – последовательность» (-0,669), «Удовлетворенность отношениями» (-0,384) при р=0,05, «Принятие – отвержение» по ОРО (0,587), «Кооперация» (-0,5), «Маленький неудачник» (0,615), «Воспитательная конфронтация» (0,6).
Итак, чем более выражены у родителя такие качества как ревность, зависть, подозрительность, эгоцентризм, большое самомнение, тем больше у него уровень отвержения своего ребенка, больше эмоциональная дистанция с ним, менее выражена тревожность за ребенка, более выражена непоследовательность в требованиях, в применение наказаний и поощрений, в меньшей степени родитель будет доверять ребенку, стараться помочь, сочувствовать ребенку, сильнее будет выражено стремление к инфантилизации ребенка, воспитательная конфронтация, родитель будет в меньшей степени удовлетворен отношениями с ребенком.
Фактор М коррелирует с «Требовательностью – не требовательностью» (0,477), «Отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (0,454), «Непоследовательность – последовательность» (0,564), «Удовлетворенность отношениями» (0,492), «Воспитательная конфронтация» (-0,4).
Родитель с развитым воображением, ориентированный на свой внутренний мир, с высоким творческим потенциалом будет более требователен к ребенку, у него будет более высокий уровень сотрудничества с ребенком, будет более последовательный в предъявлении требований, меньше будет конфликтовать с др. членами семьи по поводу воспитания, будет более удовлетворен отношениями с ребенком.
Фактор N связан с «Автономность – контроль» (0,494). Т.е. человек более расчетливый, проницательный, с сентиментальным подходом к событиям и людям, будет стремиться к контролю за поведением своего ребенка.
Фактор О и «Отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (-0,454), т.е., чем человек тревожнее, более подвержен депрессию, впечатлительный, тем менее он склонен к партнерским отношениям со своим ребенком.
Фактор Q1 и «Требовательность – не требовательность» (0,625), «Автономность – контроль» (-0,488), «Симбиоз» (-0,499). Человек с высокими баллами по фактору Q1 (наличие интеллектуальных интересов, аналитичность мышления, склонность к экспериментированию) будет менее требователен к ребенку, меньше контролировать его поведение.
Фактор Q3 и «Требовательность – не требовательность» (0,459). Чем выше развит самоконтроль у родителя, тем он более требователен.
Фактор Q4 и «Мягкость
– строгость» (0,503), «Тревожность за ребенка»
(0,639). Т.е. родитель, которому свойственна
высокая напряженность, фрустрированность,
взвинченность будет более строг с ребенком
и более тревожен за него.
Информация о работе Личностные особенности родителей на их стиль воспитания своего ребенка