Личностные особенности родителей на их стиль воспитания своего ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние личностных особенностей родителей на их стиль воспитания своего ребенка.
Задачи:
дать теоретическое обоснование гипотезы и замысла эмпирического изучения проблемы;
организовать и провести психологический эксперимент;
обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения личных особенностей родителей и стилей воспитания;
провести количественный и качественный анализ полученных на выборке испытуемых – родителей старших дошкольников – эмпирических данных относительно выраженности определенных черт родителей и использование ими стилей воспитания;
содержательно обобщить результаты теоретико-экспериментального исследования.

Содержание

Ведение 3

Глава 1. Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций 5

Глава 2. Психология развития личности родителей, ребенка и взаимоотношений родителей и детей

2.1. Виды консультативной психологической помощи семье. 12
2.2. Факторы, влияющие на становление детской психики 15
2.3. Родительские стили воспитания и установки 16
2.4. Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания 23
2.5. Общение родителей и детей как детерминант развития
ребенка 26
2.6. Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному стилю семейного воспитания 28

Глава3. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку
3.1. Обоснование замысла исследования. Цели, задачи, гипотеза 33
3.2. Организация и ход исследования 34
3.3. Результаты исследования и их обсуждение 36

Заключение 47
Литература 48

Вложенные файлы: 1 файл

это.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

 

Выводы:

      Изучив  личностные портреты родителей, полученные в ходе анализа результатов по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№105), а так же сравнив используемые каждым из родителей тех или иных параметров взаимодействия со своим ребенком по методикам: опросник «Взаимодействия родитель-ребенок» (ВРР) и тест-опросник родительского отношения (ОРО), мы пришли к следующим выводам:

Многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, да же тогда, когда сильно выражено принятие своего ребенка. Прослеживается недостаточное применение сотрудничества, признание прав ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

В своем исследовании Д. Боумрин (Семья в психологической...,1989)  вычленил совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Он пришел к выводу, что оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием. Из данной выборки можно отметить следующих родителей, которые приближаются к использованию оптимальных условий воспитания: Круглов А.А., Бурова В.М., Тихончук Т. В., Кириллова О.М., Михайлов Н.И., Кашин Э.М., Волошина Ю.М.

Этим родители имеют высокий балл по факторам G, A; матери плюс к тому имеют высокий балл по факторам  I, O , а отцы по двум последним факторам имеют низкие значения. Все имеют низкий балл по фактору L.

Таким образом, можно дать общую характеристику для них: общительные, доброжелательные, им характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность. Они откровенны, доверчивы, благожелательны к людям, терпимы, уживчивы, свободны от зависти. Для женщин характерна женственность, способность к эмпатии, стремление к покровительству, тревожность, впечатлительность. Для мужчин – мужественность, самоуверенность, рассудочность, уверенность в себе.

Для этих родителей характерно принятие, средний уровень контроля последовательность в требованиях, признание прав ребенка, сотрудничество с ним.

Все выше сказанное можно отнести к характеристике идеальной семейной пары, с точки зрения воспитания детей.

Остальную массу родителей можно условно разделить на следующие группы:

Родители, которым свойственно отвержение своего ребенка, применение строгих мер наказания и принуждения к чему-либо, высокий уровень контроля, низкий уровень признания прав ребенка, сотрудничества с ним, стремление к инфантилизации (Сафронова Е.И., Берегой Т.А., Веселкина Н.В., Козлова М.В., Хохлова К.О., Васиндина А.В., Малышева О.С., Буянова Л.Г., Истомина М.В., Зинченко А.Г., Комарова Е.К.)

У них общими являются факторы: А, Q4, O – высокие баллы, F – низкие значения. Общая характеристика родителей этой группы: общительны и добродушны, свойственна тревожность, ранимость депрессивность, напряженность, фрустрированность, взвинченность, возбуждение и беспокойство, а также активное неудовлетворение стремлений, склонность все усложнять, пессимистичность в восприятии действительности.

Отвержение, без применения строгих мер наказания, слабо выраженный контроль и требовательность, малая степень сотрудничества (Шарова Н.М.).

Родители, которым характерно принятие,  применяющие средний уровень контроля, мягкие меры наказания, с низкой степенью сотрудничества, выраженной воспитательной конфронтацией, стремлением к инфантилизации (Нефедова Е.И., Боброва К.С.).

Родители, у которых выражено принятие, средний уровень контроля, применение строгих мер наказания и принуждения, непоследовательность требований, воспитательная конфронтация, низкая степень сотрудничества, стремление к инфантилизации (Синицина Е.А., Видминова Н.Н., Кузьмина Е.Ю., Марченко М.В.). Для них общими являются факторы G,O – высокие баллы, Е – низкие баллы. Общая характеристика родителей этой группы: характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, ответственность; выражена тревожность, депрессивность, ранимость, застенчивость, зависимость, тревожность о возможных своих ошибках.

 Результаты полученные  в ходе математической обработки, подтверждают выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа.

Заключение

 

      Мировая  практика психологической помощи  детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

    Главные черты  этого стиля определяются основными  положениями гуманистической  психологии. К. Роджерс назвал его «Личностно центрированным», то есть, ставящем в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

     Стиль родительского  взаимоотношения непроизвольно  запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, как показали результаты проведенного нами исследования, оказывают влияние личностные качества родителей.

      Став взрослым, человек воспроизводит стиль  воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом  к сфере «Я».

     Хотелось бы  еще отметить, что не мене интересным  было бы сравнить стили взаимодействия  отцов и матерей, так как существует  различия как черт характера, так и стилей отношения  к  ребенку по гетерогенному признаку.

     Результаты  исследования показали, что лучше  проводить обследование отца и матери, составляющих семейную пару, для того чтобы нарисовать более объективную картину воспитания в семье, влияние обоих родителей на формирование личности ребенка, чтобы работа по оказанию помощи семье была более плодотворной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

 

  1. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400с.
  3. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1991. – 300с.
  4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 179с.
  5. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. №4.
  6. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их  лечение. – М.: Медицина, 1977. С. 14 –24.
  7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240с.
  8. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187.
  9. Голод С.И. Стабильность семьи. – Л.: Наука, 1984. – 136с.
  10. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. 150с.
  11. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1976. – 40с.
  12. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб., 1999. – 224с.
  13. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1986. - №4. – С. 17 – 29.
  14. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998. –336с.
  15. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей подростков. М., 1982.
  16. Клинические и организационные основы реабилитации психических больных/ Под ред. М.М.Кабанова, К. Вайзе.М., 1980.
  17. Козловская Г. В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста в условиях шизофреногенной семьи //Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. – М., 1995.  - 214с.
  18. Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8. – С. 32.
  19. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. – М.: Знание,1992. – 190 с.
  20. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – М.: Медицина, 1985. – 416с.
  21. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1998. – 368с.
  22. Марковская И. М, О возможности применения теста семейных отношений в психологической консультации // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 42 – 49.
  23. Марковская И. М. Опросник  для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 17.
  24. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – 150с.
  25. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2001. – 240с.
  26. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.
  27. Мэй Р Искусство психологического консультирования. М., 1994. – 450с.
  28. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. – М.-В., 1999. – 224с.
  29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 360 с.
  30. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.  – 288с.
  31. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. – 380с.
  32. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., 1989. –200с.
  33. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание. 1981. – С. 95.
  34. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1989. – 380с.
  35. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998. 672с.
  36. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. – М., 1999. – 160с.
  37. Психология. Учебник. – М.: Проспект, 1998. – 584с.
  38. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.
  39. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1989. – 300с.
  40. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 2000. – 283с.
  41. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.
  42. Сидаренко Е. А. Опыт реориентационного тренинга. – СПб., 1995. – 205с.
  43. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести. – М., 1994. – 308с.
  44. Спиваковская А, С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988. – 273с.
  45. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  46. Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1996. – 480с.
  47. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160с.
  48. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365с.
  49. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М., 1994. – 96с.
  50. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. –656с.

 


 


 


 



Информация о работе Личностные особенности родителей на их стиль воспитания своего ребенка