Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:34, реферат

Краткое описание

О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности.Понятия: личность,
ее развитие и формирование.
Анализ преформистских теорий развития личности.
Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности.
Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности.
Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Личность как предмет воспитания.docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

Личность как предмет  воспитания, внешние  и внутренние факторы ее развития

    План 

 

1. О разработке в  педагогике проблемы развития  и воспитания личности.Понятия: личность,

 ее развитие и  формирование.

2. Анализ преформистских теорий развития личности.

3. Идеи прогрессивных  мыслителей прошлого о развитии  личности.

4. Научная трактовка  проблемы об основных факторах  развития личности.

5. Роль активности  самой личности в собственном  развитии. Внешние и внутренние  факторы развития личности. Понятие  о саморазвитии личности и  персонификации воспитания.

 

  1. О разработке  в педагогике проблемы развития  и воспитания личности. Понятия: личность,

 ее развитие и  формирование.

   Как показано  в предыдущей главе, основной  целью воспитания является формирование  личности, ее всестороннее и гармоничное  развитие. Отдельные же авторы, как  бы забывая об этом, пытаются  особо подчеркнуть, что воспитание  в современных условиях должно  носить личностно ориентированный  характер. Подобное подчеркивание  лишено какого-либо научного смысла, ибо и предметом педагогики, и  целью воспитания является их  направленность на личностное  развитие учащихся и, следовательно,  не личностно ориентированным  оно быть не может . Другое дело, что в этом отношении оно должно отличаться высокой эффективностью и педагогической действенностью. Здесь, естественно, вопросы есть. Для их успешного решения необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и какими должны быть теоретические и методические подходы к ее формированию .

   Проблемы развития  личности активно разрабатываются  из философии, общей и социальной  психологии и других науках. Но  это не исключало и не исключает  необходимости исследования ее  в педагогике и, в частности,  при освещении ее основного  предмета, который касается взаимоотношений  между развитием личности и  воспитанием. Вот почему педагогические  аспекты формирования личности так или иначе находят свое отражение как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Я.А. Коменского, А. Дистервсга, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

   Существенное  значение для педагогики имеет прежде всего уяснение самого понятия личность. В самом деле, что такое личность и в каком соотношении находится это понятие с родственным ему понятием человек. Попытаемся подойти к раскрытию этих вопросов генетическим путем.

   В общем развитии  человека обычно наблюдаются  дне взаимосвязанные линии - биологическая  и социальная. Эти две линии  хорошо прослеживаются, если обратиться  к процессу развития человека  с момента его появления на  свет. Когда рождается ребенок,  то говорят, что родился человек  как биологическое существо, но  отнюдь нельзя сказать, что  родилась личность. Развитие биологических  задатков и свойств характеризует  процесс функционального созревания  и формирования человека и  в дальнейшем. У него развивается  скелет, мускулатура, а также внутренние  органы и системы. Процесс биологического  созревания и изменения человека  проявляется в возрастных этапах  его развития и поведения и  находит свое выражение и специфических  биологических чертах детства,  отрочества, возмужалости и старости.

   Однако процесс  биологического развития человека  такимм образом сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Например, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д. При этом характерно, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Это показывает, что названные социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.

 Таким образом,  будучи биологическим существом,  человек в процессе своей жизнедеятельности  вырабатывает и развивает в  себе множество социальных свойств  и качеств, которые характеризуют  его общественную сущность. Вот  почему он рассматривается в  науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Следовательно, понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.

   Понятие же  личность включает в себя только  социальные свойства и качества  человека, к которым, как показано  выше, относятся речь. сознание, различные привычки и т.д. и которые делают его общественным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. Вот почему в философии отмечается, что сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа как таковая, а ее социальное качество. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Это позволяет сделать вывод: понятие "личность" характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

   Так как личностные  качества формируются прижизненно,  то вполне понятно, что у  одних людей они могут быть  выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

   Психолог С.Л.  Рубинштейн писал, что личность  характеризуется таким уровнем  психического развития, который  позволяет ей сознательно управлять  собственным поведением и деятельностью.  Вот почему способность обдумывать  свои поступки и отвечать за  них, способность к автономной  деятельности есть существенный  признак личности.

   Известный философ  В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

   Существенной  характеристикой личностности человека является также ее общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных принципов и т.д.

   Выделяя критерии  личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

   Личность тем  более значительна, чем больше  отражает она в своих качествах  и деятельности тенденции общественного  прогресса, чем ярче и специфичнее  выражены в ней социальные  черты и качества, в какой мере  ее деятельность носит своеобразно-творческий  характер. В этом смысле характеристика  понятий человек и личность  дополняется понятием индивидуальность.

   Индивидуальность  характеризует непохожесть и  отличие одного человека от  другого, одной личности от  другой. Индивидуальность, как правило,  выделяется особыми чертами характера  и темперамента (например, уравновешенно-волевой  и целеустремленный человек), своеобразием  творческой деятельности и способностей. Так, рабочий может отличаться  от своих собратьев по труду  особой старательностью, рационализаторским  подходом к делу. В такой же  мере индивидуальность учителя  может выражаться в его глубокой  эрудиции, широте педагогических  взглядов, особой манере подхода  к детям, творческом устремлении,  характеризующем учебно-воспитательную  работу, и т.д. Иначе говоря, понятие  индивидуальность включает в  себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

   Для полноты  характеристики человека как  общественного существа нельзя  обойти также понятие индивид.  Слово это латинского происхождения  и в переводе на русский  язык означает единичность. Как  понятие оно обозначает отдельного  представителя человеческого рода  безотносительно к его качествам.

 

   Такова сущность  понятия личность и связанных  с ним родственных научных  категорий. Но поскольку, как  показано выше, личностные качества  развиваются и формируются прижизненно,  для педагогики важное значение имеет раскрытие понятий развитие и формирование

   Развитие прежде всего означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Родившись, он растет физически, отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек. Все это необходимо иметь в виду, когда речь идет о развитии личности и человека.

   Однако главными  в развитии человека являются  изменения качественные. Так, обогащение  речевой деятельности влечет  за собой повышение и совершенствование  познавательных способностей человека, развитие логического мышления  и памяти. Разрозненные мнения  и взгляды на жизнь постепенно  приобретают определенную систему  и способствуют формированию  мировоззрения. Реактивные формы  поведения все более и более  уступают место активно-преобразующей  деятельности. Повышается способность  к самостоятельности и управлению  собственным поведением. Все эти  - количественные и качественные - изменения и характеризуют процесс  развития человека. Значит, под развитием  следует понимать взаимосвязанный  процесс количественных и качественных  изменений, которые происходят  в анатомо-физиологическом созревании  человека, в совершенствовании его  нервной системы и психики,  а также его познавательной  и творческой деятельности, в  обогащении его мировоззрения,  нравственности, общественно-политических  взглядов и убеждений.

   Формирование  же выступает как результат  развития личности и обозначает  ее становление, приобретение  совокупности устойчивых свойств  и качеств. Формировать - значит "придавать форму чему-нибудь... устойчивость, законченность, определенный  тип" .

   Детализируя психологическое  содержание понятий развитие  и формирование личности применительно  к детскому возрасту, Л.И. Божович писала:"Это, во-первых, развитие познавательной сферы... школьника... Во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами. В-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера, И, наконец, развитие общественной направленности... школьника, т.е. обращенности к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предъявляют" .

   Однако для  педагогики, как и для других  наук о человеке, кардинальным  является вопрос о том, как  происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы  этого развития. По-разному отвечают  на эти вопросы представители  различных методологических направлений  в науке.

2. Анализ преформистских теорий развития личности.

   В истории науки  широкое распространение получили  так называемые префсфмистские (от лат. praeforma - заранее образую) идеи о развитии личности. Общее, что объединяет различных представителей этого течения, которое ведет свое начало с древних времен, заключается в том, что они исходят из идеи о том, будто бы человек как личность формируется по какой-то изначально заложенной в нем "программе" и что заложенные в этой "программе" свойства и качества развертываются в нем спонтанно (самопроизвольно). Что же касается социальных условий и воспитания, то, хотя их влияние на развитие личности не отрицается, им все же отводится вспомогательная роль, главное же в этом процессе якобы зависит от "внутренней программы". Более того, некоторые из них, в частности, философы-богословы и экзистенциалисты, утверждают, что общество с его катаклизмами и социальными потрясениями действует на личность разлагающе и что только в отрыве от него человек может достичь своего совершенства. Что же касается "внутренней программы" развития личности, то она связывается или с божественным предопределением человека, или с его биологической природой. Первой точки зрения придерживались философы-богословы, к какой бы религии они ни принадлежали. По их мнению, только в вере и приобщении к религии человек может достичь своего совершенства. Разумеется, о каком-нибудь научном обосновании здесь говорить не приходится.

 

   Второе течение  в преформизме составляют биологизаторские идеи развития личности. Авторы их стали ссылаться на открытый в 1862 г. немецкими биологами Эрнстом Геккелем (1834-1919) и Фрицем Мюллером (1821-1897) биогенетический закон: онтогенез (онто- один, генезис - развитие) повторяет филогенез (фило - много, генезис - развитие), т.е. развитие человека повторяет все стадии биологического развития предков. Опираясь на данный закон, представители этого течения пытались доказывать, что человек не только в споем биологическом развитии, но и в личностном формировании повторяет все те стадии, которые люди прошли в процессе своей социальной и духовной эволюции.

   Подобной точки  зрения, в частности, придерживался  французский социолог Шарль Летурно. Такие нравственные пороки, как воровство, убийства, поджоги, пьянство и так далее, он относил к явлениям атавизма (atavi - предок), т.е. к врожденным и непреоборимым наклонностям, связанным с влиянием инстинктов предков, для которых указанные действия составляли обычный образ жизни. И хотя, отмечал Летурно, современная цивилизация подобные деяния квалифицирует как аморальные и преступные, они с неумолимой силой проявляют свою живучесть как наследственное предрасположение. Относя мораль к врожденным свойствам, он считал, что человек постоянно находится во власти "психических остатков" прошлого и может проявлять рецидивы всех видов нравственности. Воспитание же, по его мнению, здесь якобы бессильно что-либо изменить.

Информация о работе Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития