Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:34, реферат

Краткое описание

О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности.Понятия: личность,
ее развитие и формирование.
Анализ преформистских теорий развития личности.
Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности.
Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности.
Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Личность как предмет воспитания.docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

   Как видим,  сам человек создает общественную  среду и богатство социальных  и духовных отношений, которые  и служат определяющим источником  его личностного развития.

   Указывая на  определяющую роль внешних, средовых  влияний на развитие и формирование  личности, ученые, однако, не абстрагируются  от биологической природы человека. Человек является Непосредственно  природным существом. В качестве  природного существа он наделен  природными силами, задатками и  способностями, которые не могут  не оказывать влияния на социальное  развитие человека, на его формирование  как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем  на несколько положений.

   Первое. Для формирования  человека как общественного существа  важнейшее значение имеет его  природная способность к развитию. Проведенные в нашей стране  и за рубежом опыты по одновременному  воспитанию детенышей человека  и обезьяны показали.

   Второе. Биологическое  сказывается в формировании человека  также в том, что у людей  имеется определенная природная  предрасположенность к той или  иной деятельности. Например, многие  люди от природы имеют тонкий  музыкальный слух, хорошие голосовые  данные, способность к поэтическому  творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые  физические свойства, выражающиеся  в росте, мышечной силе и  т.д. Именно эти задатки позволяют  людям интенсивно развиваться  в соответствующих видах искусства,  науки и труда и влияют на  их личностное формирование.

   Третье. Не меньшее значение для педагогики имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию, что свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12%. Вот почему в своей работе педагогу всегда необходимо исходить, говоря словами А.С. Макаренко, из оптимистической гипотезы, верить в творческие силы учащихся, искать пути к их развитию и совершенствованию.

 

   Как видим,  наука не отрицает влияния  биологического на развитие личности. Однако это влияние ни в  коем случае нельзя переоценивать.  Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает тождества, равнозначности. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы. Но этому поводу профессор К.К. Платонов замечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре, т.е. в конечном счете развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия.

   Есть, однако, еще  один фактор, оказывающий влияние  на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. Как показано в первой главе,  с развитием технического базиса  производства и усложнением общественных  отношений его роль постоянно  возрастает. В современных условиях  уже трудно представить себе  приобщение человека к жизни  без продолжительного и специальным  образом организованного обучения  и воспитания. Именно воспитание  выступает в качестве важнейшего  средства, с помощью которого  реализуется социальная программа  развития личности, ее задатков  и способностей. Таким образом,  наряду со средой и биологическими  задатками воспитание выступает  как третий существенный фактор  развития и формирования личности.

   Однако, признавая  роль этих трех факторов - среды,  биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека  существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы. Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной Мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Больше того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, вторые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание.

   То же самое  относится и к творческим задаткам  человека. Для того чтобы эти  задатки проявились, нужны не  только соответствующие социальные  условия и определенный уровень  научного, технического и художественного  развития общества, но и соответствующее  воспитание, специальная выучка  в той или иной сфере общественной  деятельности. Подчеркивая это положение,  выдающийся русский физиолог  и психолог И.М. Сеченов писал: "В неизмеримом большинстве  случаев характер психологического  содержания 999/1000 дается воспитанием  в обширном смысле этого слова  и только 1/1000 зависит от индивидуальности"'. Все это позволяет сделать  важнейший для педагогики вывод:  определяющую роль в развитии  и формировании личности играет  воспитание. Только с помощью  воспитания реализуется социальная  программа развития человека и формируются его личностные качества.

5. Роль активности  самой личности в собственном  развитии. Внешние и внутренние  факторы развития личности. Понятие  о саморазвитии личности и  персонификации воспитания.

   Понятие о саморазвитии  личности и персонификации воспитания. Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Когда иной раз говорят о "бездетности" педагогики, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспитании речь идет главным образом о различных формах и методах внешнего педагогического воздействия на ребенка без учета тех его внутренних переживаний, которые вызываются этими воздействиями. Между тем педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызывать у учащегося скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.

   Понимание этого  явления привело к тому, что  все воздействия и влияния,  которые сказываются на развитии  и формировании личности, стали  делить на две группы - внешние  и внутренние. Средовые влияния  и воспитание относятся к внешним  факторам развития личности. Природные  же склонности и влечения, а  также вся совокупность чувств  и переживаний человека, которые  возникают под влиянием внешних  воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности  является результатом взаимодействия  этих двух факторов. Вполне понятно,  что воспитание играет определяющую  роль в развитии личности только  при условии, если оно оказывает  положительное влияние на внутреннее  стимулирование ее активности  в работе над собой. Именно  эта активность и собственное  стремление растущего человека  к своему личностному совершенствованию  в конечном итоге и определяют  его развитие.

   Чтобы данные  положения сделать более понятными,  обратимся к примерам. Всем известно, как трудно бывает заядлому  курильщику бросить эту дурную  привычку. Внешние стимулы: разъяснение  вредности курения, увещевания, различные  запреты и другие подобного  рода воспитательные методы иногда помогают, иногда нет. А дело в том, что в конечном итоге сам курильщик должен проявить волевые усилия и значительное эмоционально-внутреннее переживание, чтобы преодолеть укоренившуюся тягу к никотину. Воспитание же в этом случае выступает лишь как внешний стимул. Если этот стимул глубоко затрагивает сознание и эмоционально-чувственную сферу курильщика, то у него возникает потребность, т.е. внутренний стимул к тому, чтобы освободиться от дурного влечения, и он начинает проявлять в этом направлении необходимую активность. Само собой понятно, каким Мастерством и эмоционально-чувственным воздействием должно отличаться здесь воспитание. Иначе оно не окажет эффективного Педагогического влияния на личность.

   В равной мере  это относится и к другим  сторонам деятельности в формирования  личности. Чтобы, скажем, студент  хорошо учился, различные советы, поучения и замечания преподавателей  будут действенными только тогда,  когда они находят положительный  отклик в его сознании и  чувствах и превращаются во  внутренние императивы его активности  в овладении знаниями и личностном  формировании в целом.

   Получается - и  это необходимо подчеркнуть, - что  процесс этот по существу приобретает  характер саморазвития. Так оно  и есть на самом деле. Вот  почему Л.Н. Толстой сравнивал  развитие человека с тем, как  растет плодовое дерево. Ведь  в буквальном смысле не человек  его выращивает - оно само растет. Оп только рыхлит почву, вносит  удобрения, обрезает ветви, иначе  говоря, создает необходимые .внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам.

   В известном  смысле нечто подобное имеет  место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под  влиянием социальных и воспитательных  факторов, но эти факторы развивают  и формируют личность лишь  в той мере, в какой они вызывают  у нее положительное внутреннее  психологическое переживание и  стимулируют ее собственную активность  в работе над собой. Этот  сложнейший процесс получил название  персонификации воспитания (от лат.  persona - личность, facere - делать).

   Под персонификацией  воспитания понимается "сложный  и противоречивый процесс взаимодействия  информационного содержания социализирующих  и регулирующих поведение личности  факторов с различными типами  сознательно-психических и идеологических  процессов, свойств и отношений,  образующих целостный личностный  модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления)... Персонификация не противоречит  социализации как ее антипод,  а является внутренним механизмом  ее осуществления".

   Если перевести данную дефиницию (от лат. dcfmicio - краткое определение какого-нибудь понятия) на более популярный язык, то следует сказать, что все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние. Понять роль и функционирование этого взаимодействия в саморазвитии личности - значит уяснить глубинную сущность процесса воспитания.

   Существенным прежде всего является то, что, поскольку источники развития личности находятся вне личности и поскольку это развитие осуществляется по социальной программе, появляется возможность путем совершенствования общественных условий и воспитания оказывать действенное влияние на личностное формирование человека.

   Большое значение  имеет положение о том, что  развитие личности, будучи многофакторным  процессом, требует постоянного  изучения и умелого учета педагогических  воздействий всех факторов, которые  сказываются на этом развитии. Только опираясь на положительные  средовые влияния, природные задатки  и способности учащихся и нейтрализуя  влияния негативные, воспитание  в состоянии играть действительно  определяющую роль в формировании  личности.

   Не менее важным  является и третье положение.  Выступая в качестве внешнего  фактора развития личности, воспитание  может быть эффективным только  при условии, если оно будет  опираться на внутренние механизмы  личностного формирования учащихся  и, развивая их потребностно-мотивационную сферу, стимулировать их к активной работе над собой, к саморазвитию и самосовершенствованию.

   Наконец, обеспечивая  высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае  не может допускать нивелировки  и "уравнительности" в их  личностном формировании. Его важнейшей  задачей является выявление и  всемерное развитие положительного  потенциала каждой личности, ее  природных задатков, способностей  и склонностей, которые в своей  совокупности определяют формирование  ее своеобразия и индивидуальности.

 

  


Информация о работе Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития