Мастерство классного руководителя: сущность, методика его работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим, целью данной работы является изучение основных составляющих мастерства классного руководителя.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические источники по проблеме;
- рассмотреть сущность работы классного руководителя;
- изучить практическое использование методик работы классного руководителя;
- сделать выводы о составляющих мастерства классного руководителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Модель классного руководителя XXI в…………………………… 5
1.1. Развитие классного руководства:историко-логическая характеристика. 5
1.2. Основные характеристики классного руководителя…………………... 11
Глава 2. Деятельность классного руководителя………………………….. 17
2.1. Общая характеристика…………………………………………………… 17
2.2. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя……… 23
2.3. Организаторская деятельность классного руководителя……………… 34
2.4. Гностическая деятельность классного руководителя…………………. 46
Глава 3. Планирование работы классного руководителя……………….. 51
3.1. Подготовка к разработке плана…………………………………………. 51
3.2. Структура плана………………………………………………………….. 53
3.3. Коллективная подготовка дела………………………………………….. 58
Заключение……………………………………………………………………... 59
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

В учебнике по педагогике Л.П. Крившенко дано такое определение: «Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе»     [10].

В настоящее время  права и обязанности классного  определяются Законом РФ «Об образовании» и Уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве и органов управления образованием субъектов Российской федерации действуют разработанные положения о классном руководителе, которые регламентируют их деятельность, закрепляют права и обязанности в работе с коллективом учащихся.

В заключении историко-хронологической  характеристики классного руководства  можно сделать вывод о том, что необходимость в работе педагога, осуществляющего деятельность по воспитанию детей, возникла в России одновременно со школами, развивалась и видоизменялась на протяжении всего исторического времени, не потеряв актуальности до настоящего времени.

 

1.2. Основные характеристики классного руководителя

 

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник), который является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или коллектив учащихся. Он просвещает родителей в области воспитания; является помощником в деятельности детских и юношеских объединений; координирует совместные усилия учителей-предметников, работающих в классе, а также психолога, социального педагога, вожатого. Классный руководитель – ведущий, самый уважаемый, самый подготовленный специалист [19, 23].

Требования, предъявляемые  к классному руководителю, диктуются  уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой.

К основным характеристикам классного руководителя следует отнести: исследовательскую компетентность, коадаптационное мастерство и медиаобразованность.

Исследовательская компетентность – это знания, опыт в области педагогического исследования.

Основными характеристиками педагогического исследования являются:

    • Целенаправленность  – наличие четко поставленной цели;
    • Систематичность – расположение этапов (компонентов) исследования в определенном порядке и в связи друг с другом;
    • Объективность – непредвзятость, беспристрастность;
    • Доказательность – выведение научных положений на основании системных умозаключений;
    • Воспроизводимость – возобновление в возрастающих размерах, повторение в новых условиях.

Педагогические исследования можно подразделить на три основных типа:

фундаментальные исследования – развитие истории, методологии педагогики; разработка теоретических учений, концепций;

прикладные  исследования – разработка теоретических вопросов практической направленности; решение практических задач;

разработки – непосредственное обеспечение образовательной практики (учебные программы, инструкции, рекомендации, методические пособия и др.).

Содержанием педагогической исследовательской деятельности классного  руководителя можно считать педагогический мониторинг, педагогическую рефлексию  и педагогическую фасилитацию, а готовностью к этому виду деятельности – исследовательскую компетентность (Е.В. Набиева).

Пути развития исследовательской  компетентности классного руководителя заключаются: в постоянном обогащении педагогических знаний, в том числе в области педагогического исследования; в вовлечении классного руководителя в исследовательскую деятельность; в его «вхождении» в исследовательское пространство через взаимодействие с учеными разного уровня с целью развития устойчивой потребности в исследовательской деятельности.

Коадаптационное мастерство – это высокий уровень коадаптационных умений, основанных на коадаптационных знаниях.

Коадаптация в педагогике – это коррелятивное приспособление, т.е. соотнесение различных понятий, суждений, теорий ,идей; выявление взаимосвязей и взаимозависимостей существующих систем, технологий, а также их приравнивание, приспособление к имеющимся, действующим в той или иной теории и реализующимся на практике. Необходимы специальные знания и умения, чтобы грамотно «отобрать» то необходимое, что поможет повысить эффективность педагогической деятельности, квалифицированно «приспособить» отобранное к конкретным условиям или, наоборот, заставит отказаться от использования предлагаемых в литературе и других источниках информации, идей, опыта [19].

К таким знаниям и умениям  относятся:

    • Умения выявить понятия, суждения, теории, идеи для коадаптации, взаимосвязи, взаимозависимости существующих и коадаптируемых систем, теорий, опыта;
    • Умение нострифицировать выявленные для коадаптации идеи (опыт) к имеющимся, действующим в конкретном образовательном пространстве;
    • Умение организовывать педагогический процесс на основе коадаптированных идей, опыта;
    • Осознание необходимости коадаптационной деятельности;
    • Знание сущности, принципов, законов коадаптации;
    • Знание механизмов организации педагогического процесса на основе коадаптированных идей, опыта.

Коадаптационное мастерство формируется и развивается в  ходе специальной образовательной  деятельности. Для классных руководителей самой эффективной является антииерархическая модель управления из познавательной деятельностью, когда преподавательская деятельность обучающего определяется уровнем развития в данном случае коадаптационного мастерства обучающего. Ниже представлены технологические звенья реализации такой модели:

 

 

Реализация вышеуказанной модели может осуществляться либо в условиях курсов повышения квалификации в специальных образовательных учреждениях, либо в форме индивидуальной работы со специалистом, либо в форме специальных курсов в вузе.

Медиаобразованность понимается как совокупность систематизированных медиазнаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогическом процессе.

Классный руководитель акцентирует свое внимание на просвещении школьников в вопросах последствий воздействия СМИ на психику, на формирование личностных качеств, а также развивает  избирательное отношение к информации, получаемой из разных источников. Он использует различные средства (видео, кино, TV и др.) во внеклассной работе с детьми, решая воспитательные задачи. В связи с этим классному руководителю самому необходимо владеть определенными знаниями и умениями [16, 19].

К медиазнаниям относятся:

    • Знание сущности, закономерностей, форм, методов массовой коммуникации (прессы, TV, радио, кино, видео и др.);
    • Осознание последствий ее воздействия на психику;
    • Знание механизмов ее воздействия на образование, развитие и формирование личности;
    • Осознание необходимости использования массовой коммуникации в организации педагогического процесса.

К медиаумениям можно отнести:

    • Умение воспринимать, понимать, создавать, сохранять и передавать различную информацию;
    • Умение общаться на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств;
    • Умение организовывать педагогический процесс на основе средств массовой коммуникации.

Отношение при этом к  медиаинформации должно быть избирательным.

Основной формой развития медиаобразованности является студийная работа.

В реализации трех вышерассмотренных  характеристик классного руководителя нового тысячелетия важную роль играют его личностные качества, среди которых следует выделить мобильность, конкурентоспособность и коммуникабельность (в частности, аспект делового общения).

Мобильность понимается как способность быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике. Быть мобильным – значит уметь (при необходимости) быстро изменять свои мысли, эмоции, действия с целью не просто «следовать за течением времени», а опережать, предвидеть и развивать педагогическую науку и практику. Быть мобильным – значит уметь перестраиваться (при необходимости) в педагогической деятельности, чтобы соответствовать быстро развивающимся потребностям общества [19].

Современное российское общество характеризуется не только глубокой информационностью, интеграцией  в мировое пространство во многих социальных областях (в том числе  и образовательной), но и рыночными отношениями, которые объективно предполагают конкуренцию между рыночными субъектами. Именно поэтому учитель, и классный руководитель в том числе, должен обладать таким качеством личности, как конкурентоспособность. Конкурентоспособность – это личностное качество, под которым мы понимаем потребность и возможность быть выбранным из множества возможных претендентов в качестве наилучшего (имеющего высокий уровень готовности к работе классного руководителя). Она проявляется прежде всего в развитии педагогической интуиции, стрессоустойчивости, способности идти на риск, рефлексивности, в желании быть первым.

Коммуникабельность – это умение общаться со всеми субъектами педагогического процесса. Как личностное качество оно всегда было присуще педагогу. Однако главный акцент в характеристике этого качества – деловое общение. По мнению В.В. Монжиевской, деловое общение – это целенаправленное взаимодействие субъектов профессиональной деятельности по непосредственному или опосредованному созданию продукта этой деятельности и продвижению его по рынку товаров и услуг. Продуктами педагогической профессиональной деятельности выступают: программы, концепции, образовательные услуги и др. такое понимание делового общения полностью соответствует сущности и назначению исследовательской компетентности классного руководителя [16, 19].

Обобщенно модель классного  руководителя [19] представлена на           рис. 1.

Глава 2. Деятельность классного руководителя

 

2.1. Общая характеристика

 

Реализация модели классного  руководителя XXI века предполагает осуществление определенных задач, цели и содержания деятельности классного руководителя.

Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.

Определяющим компонентом  педагогического процесса выступает  цель как идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, которая  конкретизируется в определенных исторических условиях. Всестороннее гармоническое развитие личности рассматривается как идеал. Однако с точки зрения реальности цели в качестве базисной цели выдвигается разностороннее развитие личности. Эта цель уточняется и конкретизируется в общей задаче коллектива образовательного учреждения. При этом она направлена целостность личности, достигаемую через реализацию функций целостного педагогического процесса [16, 19, 23].

Исходя из общей цели воспитания и обучения и общей задачи коллектива образовательного учреждения, педагог выдвигает конкретную задачу, на постановку которой влияют личность учащегося или коллектив (через уровень воспитанности, образования, развития) и среда (через микросреду). Именно с постановкой конкретной задачи начинается цикл – импульс педагогического процесса.

За выдвижением задачи следует  соответствующая деятельность педагога, которая строится (в соответствии с ситуацией) как прямые и косвенные, непосредственные и опосредованные влияния при помои разнообразных форм, методов и средств. Деятельность педагога направлена непосредственно на личность учащегося (воспитуемого), на организацию деятельности воспитуемого на отношения и общение, на обстоятельства и условия, на организацию жизни учащихся в целом [16, 19, 23].

Только при совпадении цели, задач, смысла и ценностей жизни взрослого  и ребенка, достигаемом умелым воздействием педагога, происходит адекватная реакция воспитуемого на действия педагога: формируется цель (задачи) его собственной деятельности. Цель, определенные мотивы порождают (возбуждают) действие. В деятельности происходит развитие личности, по действиям воспитуемого судят о степени реализации поставленной конкретной задачи. Реакция на оказанные воздействия наступает прежде всего в области чувств. В каждом случае несоответствия ожидаемым результатам педагог устанавливает причины отклонения от задуманного и вносит коррективы в свою деятельность, создает условия для деятельности ребенка, чтобы получить необходимый результат. Главное при этом – духовная общность учителя и ученика (воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка), «при которой забывается, что педагог –  руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках» [20].

По мнению М.А. Половцевой, основой деятельности классного руководителя служит подход «встречи – взаимопроникновения – взаимодействия» традиционного и инновационного (старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня).

Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.

Информация о работе Мастерство классного руководителя: сущность, методика его работы