Мастерство классного руководителя: сущность, методика его работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим, целью данной работы является изучение основных составляющих мастерства классного руководителя.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические источники по проблеме;
- рассмотреть сущность работы классного руководителя;
- изучить практическое использование методик работы классного руководителя;
- сделать выводы о составляющих мастерства классного руководителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Модель классного руководителя XXI в…………………………… 5
1.1. Развитие классного руководства:историко-логическая характеристика. 5
1.2. Основные характеристики классного руководителя…………………... 11
Глава 2. Деятельность классного руководителя………………………….. 17
2.1. Общая характеристика…………………………………………………… 17
2.2. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя……… 23
2.3. Организаторская деятельность классного руководителя……………… 34
2.4. Гностическая деятельность классного руководителя…………………. 46
Глава 3. Планирование работы классного руководителя……………….. 51
3.1. Подготовка к разработке плана…………………………………………. 51
3.2. Структура плана………………………………………………………….. 53
3.3. Коллективная подготовка дела………………………………………….. 58
Заключение……………………………………………………………………... 59
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

- выбор методов изучения  школьников, диагностических методик  и определение (согласование с  другими специалистами) времени  диагностических актов (диагностико  – прогностическая система классного  руководителя);

- разработка (определение) форм анализа и фиксации результатов педагогического мониторинга.

      На втором этапе педагогического мониторинга в системе работы классного руководителя осуществляются следующие действия:

- осуществление классным  руководителем педагогического  мониторинга на практике, координация действий других специалистов;

- организация учебы  и обмена опытом между предметниками,  психологом, социальным педагогом  и другими специалистами по  содержанию, методам диагностики,  оценки и прогнозирования хода  и результатов педагогического процесса;

- проведение совещаний,  педагогических консилиумов по  анализу данных, по формулировке  конкретных выводов и задач,  по рефлексии деятельности педагогов  и др.

 

Направления (предмет) педагогического мониторинга

 

      Предметом  педагогического мониторинга (отслеживания хода, результатов, перспектив развития педагогического процесса) является воспитанность детей и профессионализм педагогов.

     Воспитанность  школьников находится в прямой  зависимости от профессионализма  педагогов. Отслеживая тенденции изменения воспитанности школьников, классный руководитель занимается при этом самодиагностикой и диагностикой профессионализма других специалистов. Совместно с ними он решает вопрос о соответствии или несоответствии их профессиональной компетенции в области организации процесса воспитания требуемым нормам и намечает пути самосовершенствования.

    Определив  предмет и содержание педагогического  мониторинга, классный руководитель  составляет программу педагогического  мониторинга.

    В педагогическом мониторинге принимают участие психолог, учитель – предметник, социальный педагог, организатор воспитательного процесса (классный руководитель, координатор и др.) [16, 19].

     Можно выделить три  аспекта этого взаимодействия: мотивационно-смыслоцелевой, операционно-технологический и рефлексивно-регулятивный.

Мотивационно-смыслоцелевой  аспект предполагает уяснение смысла совместной деятельности учителя, воспитателя, психолога, социального педагога; осмысление ценностных ориентаций в работе школы; выработку цели и мотивов сотрудничества.

 Операционно-технологический аспект предусматривает согласованность в способах взаимодействия с детьми. С этой целью необходимо выработать общий язык обсуждения психолого-педагогических проблем; затем – общую позицию относительно ученика, воспитанника и, наконец, спланировать свои действия по сотрудничеству [19].

      Планируя свои  действия по сотрудничеству, все  специалисты выделяют следующие зоны развития, образования, формирования личности:

- зоны актуального развития, образования,  формирования личности;

-  зоны ближайшего развития, образования, формирования личности;

- зоны ближайшего самообразования,  саморазвития, самовоспитания.

Выводы по диагностике следует делать с упором на позитивные возможности школьника, а оценка достигнутого и прогноз должны быть очень осторожными и некатегоричными, формулироваться с позиций педагогического оптимизма, с доверием к каждой отдельной личности.

Рефлексивно-регулятивный аспект предполагает оценивание самого себя, друг друга, результатов своей совместной деятельности и т.п.

    Таким образом, сотрудничество  в области педагогического мониторинга  предполагает установление четких  границ взаимодействия каждого специалиста, с одной стороны, а с другой – единство, взаимопроникновение, целостность действий всех специалистов.

    При составлении программы  педагогического мониторинга классному  руководителю следует предопределить  для психолога изучение таких  параметров, как возраст (хронологический, биологический, психологический) ребенка; психическое развитие ( наличие неравномерности в развитии умственном, личностном, физическом); индивидуальные особенности, их соотношение с возрастной нормой, неповторимость, сензитивность конкретного ребенка и др. В целом от психолога классному руководителю необходимы данные об уровне развития школьника.

      Учитель-предметник  изучает соответствие «предметной  норме» (знания, умения, навыки по  Госстандарту). В целом учитель-предметник исследует степень и особенности образованности школьника. Социальный педагог изучает жизнь детей вне школы.

      Классный руководитель, обобщая вышеуказанные данные, проводит  мониторинговое исследование целостной  личности, развития ее сознания, чувств, поведения. Процесс педагогического мониторинга требует от классного руководителя [19]:

    • умений и способностей отличать внешнюю сторону поступка от внутреннего содержания личности, истинные причины поведения от случайных, мимолетных, видеть мотивы поступка, предвидеть пути их перестройки;
    • способностей рассматривать различные стороны жизни и деятельности школьника в их совокупности, в развитии; способность оценивать диагностические показатели с точки зрения их глубины и устойчивости, значимости для дальнейшего процесса воспитания.

      Программа  педагогического мониторинга представляет  собой документ, который отражает  содержание педагогического мониторинга,  распределенное между специалистами,  участвующими в организации целостного педагогического процесса. Она составляется с целью координации и систематизации мониторинговых актов и разрабатывается в соответствии с картой педагогического мониторинга на основе программы воспитания школьников конкретной возрастной группы [16, 19, 23].

 

Диагностико –  прогностическая система классного руководства

 

    Классный руководитель  отбирает и распределяет во  времени методы изучения детей и диагностические методики в соответствии с Программой воспитания школьников конкретного возрастного периода.

   Основным методом изучения  учащихся является наблюдение. Преимущество этого метода заключается в том, что он дает информацию о поведении, поступках учеников в естественных условиях. Наблюдение сочетается с другими методами изучения учащихся. Начинается оно с изучения документов. Изучая документы, классный руководитель накапливает информацию о школьниках из бесед с учителями, директором школы, завучем, организатором, врачом, библиотекарем.

   Социальный педагог  и классный руководитель посещают  семьи учащихся, где получают  сведения об условиях жизни  школьника, о взаимоотношениях  в семье, об индивидуальных  особенностях ученика, его интересах,  занятиях в часы досуга. Перед началом учебного года классному руководителю следует провести совещание с учителями – предметниками с целью постановки единых требований к учащимся, с целью организации индивидуальной работы школьников и работы коллектива в целом [16, 19, 23]. Подобные совещания очень помогают в организации учебно-воспитательной работы в классе. Во-первых, учителя и психолог чувствуют заинтересованность классного руководителя; во-вторых, они получают новую информацию о развитии учеников, которую удалось собрать классному руководителю, социальному педагогу и психологу за прошедший период; в-третьих, классный руководитель знакомится с каждым учителем-предметником, а также со школьным психологом, социальным педагогом.

  Начало учебного года - сложный период, от него во многом зависит вся дальнейшая работа, составляется характеристика класса, продумываются основные задачи воспитания. На первом родительском собрании классному руководителю рекомендуется сделать сообщение о необходимости систематического изучения детей, о единых требованиях семьи и школы, о сотрудничестве и функциях учителей-предметников, классного руководителя и школьного психолога при проведение педагогического мониторинга.

    Октябрь – месяц настойчивой учебной работы. Большое внимание уделяется учебе, контактам с учителями – предметниками, организации взаимопомощи, а также взаимоконтролю в классе. С этой целью классный руководитель посещает уроки. На различных уроках ученики ведут себя по-разному. Поэтому классный руководитель должен корректировать влияние учителей-предметников, помогать им в организации учебного процесса. При посещении уроков классный руководитель может использовать такой метод изучения, как хронометраж работы: сравнение времени, затраченного на выполнение работы сильными и слабыми учениками. Это позволяет получить конкретные данные для эффективной организации индивидуальной работы, а также информацию для размышления по вопросам организации учебного труда самим школьникам. Эта информация может быть использована для проведения очередного родительского собрания на тему: «Организация учебного труда учащегося» [19].

    В начале второй четверти акцент в педагогическом мониторинге переносится с учебного труда школьников на изучение их социальной активности. С этой целью классный руководитель составляет характеристику класса, проверяет кто, где и как участвует, в каких детских объединениях состоит; продолжает посещать уроки с целью изучения учеников, установления единых требований, корректировки воспитательных влияний. Цель этого метода – узнать не только того ученика, которого характеризуют, но и того, кто дает характеристику. В характеристике чаще подчеркиваются доминанты (положительные и отрицательные) в развитии, образовании, воспитанности личности. Их обсуждение в классе существенно влияет на формирование общественного мнения. Этот метод отвечает возрастным особенностям подростков. В системе изучения школьников предусмотрено составление самохарактеристик, характеристик командира класса, лучшего друга, отдельных учащихся. Проанализировав характеристики, классный руководитель и психолог сообща делают выводы , намечают педагогические задачи. Составление характеристик может проводиться в устной и письменной форме, на классном часе или дома, на собрании или в свободном общении. Характеристики не должны быть подробными. Самое главное- подчеркнуть основное, доминирующее в том или ином ученике [19, 23].

    Еще одним  методом изучения учащихся является написание сочинения на тему: «Мое общественное поручение» по плану:

-Как я понимаю значение  поручения для меня, класса, школы?

-Хорошо ли я знаю  свои обязанности по выполнению  поручения?

-Все ли я смогу сделать по поручению.7

-Мое отношение к  дальнейшей работе по этому  поручению.

     В конце первого полугодия классному руководителю целесообразно поделиться своими мыслями о работе с трудными учениками. Можно провести педагогический консилиум. Суть его заключается в том, что характеристики, составленные психологом, классным руководителем и отдельными учителями-предметниками, обсуждаются в ходе коллективной беседы. Применение данного метода на практике показало, что он требует большого количества времени, поэтому педагогический консилиум применяется лишь при работе с особо трудными школьниками.

    Во втором полугодии классный руководитель продолжает посещать уроки, организовывать написание самохарактеристик учащимися, проводить индивидуальные беседы с родителями с целью выявления особенностей развития, обстоятельств семейного воспитания, условий жизни ребенка, а также наблюдать за учащимися в различных видах деятельности [19].

   Взаимосвязь изучения  школьников классным руководителем и самоизучения ими самих себя является одним из эффективных путей совершенствования процесса воспитания.

     В ходе  реализации диагностико-прогностической  системы классный руководитель  анализирует полученные данные  и делает выводы о воспитанности  школьников. Результаты педагогического мониторинга необходимо фиксировать. Формы фиксации могут быть различными. Это и педагогический дневник, диагностические карты, графики, диаграммы и др. Классный руководитель самостоятельно определяет, в какой форме он будет фиксировать диагностический материал.

  Из множества форм  фиксации данных для классного  руководителя более приемлемы:  карта педагогического мониторинга  воспитанности ученика и график  изменения воспитанности ученика  в течение учебного года.

     В соответствии с планом-программой педагогического мониторинга классный руководитель сам координирует действия других специалистов, организует при необходимости учебу и обмен опытом между участниками педагогического мониторинга в классе; проводит совещания, педагогические консилиумы по анализу полученных данных, по их педагогической интерпретации, по рефлексии деятельности педагогов и др.

    Педагогический  мониторинг – это деятельность, которая лежит в основе организации  целостного педагогического процесса. Она является составной частью общей системы воспитательной работы классного руководителя и выступает как главнейшее условие модернизации воспитания школьников. В этой деятельности необходимо сотрудничество учителей-предметников, психолога, социального педагога, классного руководителя.

Информация о работе Мастерство классного руководителя: сущность, методика его работы