Мастерство классного руководителя: сущность, методика его работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим, целью данной работы является изучение основных составляющих мастерства классного руководителя.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические источники по проблеме;
- рассмотреть сущность работы классного руководителя;
- изучить практическое использование методик работы классного руководителя;
- сделать выводы о составляющих мастерства классного руководителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Модель классного руководителя XXI в…………………………… 5
1.1. Развитие классного руководства:историко-логическая характеристика. 5
1.2. Основные характеристики классного руководителя…………………... 11
Глава 2. Деятельность классного руководителя………………………….. 17
2.1. Общая характеристика…………………………………………………… 17
2.2. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя……… 23
2.3. Организаторская деятельность классного руководителя……………… 34
2.4. Гностическая деятельность классного руководителя…………………. 46
Глава 3. Планирование работы классного руководителя……………….. 51
3.1. Подготовка к разработке плана…………………………………………. 51
3.2. Структура плана………………………………………………………….. 53
3.3. Коллективная подготовка дела………………………………………….. 58
Заключение……………………………………………………………………... 59
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

Направления работы классного  руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.

Содержание работы классного  руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность.

При этом в каждом виде деятельности классный руководитель акцент делает прежде всего на формирование, корректировку (при необходимости), развитие отношений, складывающихся у участников целостного педагогического процесса.  Именно отношения составляют содержание воспитания и являются центром внимания педагогической деятельности учителя, именно степень сформированности отношений служит ведущим показателем результативности его воспитательных усилий.

Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, расположенных определенным образом в течение учебного года и адекватных поставленной цели [16, 19, 23].

Условиями успешности деятельности классного руководителя являются:

    • Качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие коадаптационного мастерства, исследовательской компетентности, медиаобразованности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
    • Мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;
    • Возможность проявления самостоятельности и творчества;
    • Необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы классного руководителя;
    • Оценку его деятельности по результатам.

Эффективность деятельности классного руководителя определяет следующие критерии:

    • Степень стабильности и четкости работы всех звеньев воспитательной работы в классе (воспитание в процессе бучения, внеклассная работа по предмету, собственно воспитательная работа классного руководителя во внеурочное время, взаимодействие с детскими и юношескими организациями и объединениями, с учреждениями дополнительного образования, с семьей);
    • Уровень воспитанности, образования и развития школьников;
    • Уровень развития коллектива класса (психологический климат в коллективе); его роль в развитии каждой отдельной личности;
    • Массовость и качество участия школьников во внеклассной работе; их инициатива, самостоятельность, творчество в самоуправлении;
    • Отсутствие правонарушений среди школьников класса;
    • Степень влияния классного коллектива на характер деятельности общешкольного коллектива;
    • Использование идей опыта классного руководителя другими организаторами воспитательного процесса в школе и вне ее (обобщение опыта, его пропаганда через статьи, методические рекомендации и др.).

Методическое  обеспечение классного руководителя составляет «Профессиональный портфель классного руководителя», примерное содержание которого представлено в четырех разделах [16, 19, 23].

Раздел I. Диагностический паспорт.

Сведения о профессиональных интересах классного руководителя

Самоанализ «Я и моя  профессия», результаты самооценки по методике         Р. Хестона, самохарактеристика по модели «Идеальное Я».

Сведения о себе («Сильнее всех – владеющий собой!»), самооценки готовности воспитательной работы с учащимися.

Конкретные задачи по самовоспитанию и самообразованию  в области формирования и развития профессиональной субкультуры и  др.).

Ориентир: «Модель современного классного руководителя XXI века».

Раздел II. Профессиональная биография.

Какой вуз окончил, в  каком году, время и место работы.

Работа классным руководителем (с какого года), участие в работе научно-исследовательской группы (какой, где), повышение квалификации (где, когда, в какой форме и др.).

Раздел III. Профессионально-методическая копилка.

Необходимые государственные  документы по организации воспитательной работы, в том числе «Закон об образовании» (1996), «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2000), «Концепция модернизации Российского образования» (2002), методические письма, рекомендации и др.

Пакет классного руководителя-исследователя:

    • Индикаторы исследовательской компетентности учителя;
    • Памятка для исследования воспитательных проблем;
    • Памятка для поступающих в аспирантуру и др.

Пакет классного руководителя – координатора целостного педагогического процесса в классе:

    • Методическое обеспечение проведения (осуществления) педагогического мониторинга – критериальная карта педагогического мониторинга; диагностико-прогностическая система; план-программа педагогического мониторинга; содержание отдельных (конкретной направленности) диагностических методик; ключи (технологии) обработки полученных данных; формы (образцы) фиксации обобщенных результатов; рекомендации по формулировке выводов и рекомендаций и др.;
    • Методическое обеспечение проектировочной деятельности – современные концепции, программы воспитания; варианты перспективного планирования; варианты недельного планирования; модель конспекта (сценария, тезисов) воспитательного мероприятия; модель методического пакета классного руководителя к подготовке и проведению КГТ и др.;
    • Методическое обеспечение организаторской деятельности – современные системы, технологии воспитания; картотека современных воспитательных мероприятий; картотека КТД; картотека форм взаимодействия с родителями учащихся (социальным педагогом, вожатым, психологом, учителями-предметниками и др.); картотека форм работы по организации самоуправления школьников и др.;
    • Методическое обеспечение гностической деятельности – формы обобщения полученных данных психологом, предметником, социальным педагогом и др.; варианты анализа изменений в уровне воспитанности школьников; диагностический паспорт.

Ориентир: критерии эффективности  деятельности классного руководителя.

Раздел IV. Досье профессионального роста.

Документы по участию в курсах, семинарах.

Дипломы, награды за профессиональную деятельность и др.

Обязательными письменными  документами для классного руководителя являются [16, 19, 23]:

    • Программы воспитания школьников (определенного возрастного периода);
    • Примерный план-программа педагогического мониторинга в классе;
    • Перспективный план воспитательной работы на год;
    • Педагогическая картотека или «история воспитанности», прослеживающая тенденции изменения воспитанности каждого учащегося, коллектива в целом (форма представления по выбору классного руководителя);
    • Перечень материалов, имеющихся в «Профессиональном портфеле классного руководителя».

 

2.2. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя

 

Педагогический  мониторинг в системе работы

классного руководителя

 

В разные времена под  различными углами зрения рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, великий  русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать  человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [21]. Он советовал педагогам тщательно изучать физическую и душевную природу человека, своих воспитанников и окружающие обстоятельства, вести «истории воспитания» каждого ученика.

Л.Н. Толстой требовал бережного  отношения к ребенку, постоянного  его изучения. Без этого не возможно воспитание подрастающего поколения. По мнению великого гуманиста, большое  внимание к изучению детей уделяли  такие видные русские педагоги-психологи, как А.Ф. Лазурский и П.Ф. Лесгафт. Они не просто призывали наблюдать за детьми, но и разработали методы изучения и давали рекомендации по их применению. А.Ф. Лазурский внес большой вклад в разработку метода наблюдения за поведением детей, а также обосновал метод естественного эксперимента. П.Ф. Лесгафт требовал  всестороннего изучения детей для того, чтобы правильно использовать воспитательные средства [19].

П.П. Болонский раскрывал особенности  возраста и давал рекомендации по работе с детьми различных возрастных периодов на основе детального изучения каждого ребенка.

Н.К. Крупская писала: «…педагоги часто  забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь, в частности… Важно знание интересов ребенка, его взглядов, стремлений, его жизненного опыта, необходимое знание людей, которые го окружают, условий, в которых он живет. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона, уравниловки в подходе к детям» [19]. Она утверждала, что если педагог знает своих ребят, то ему будет легче общаться с ними. С.Т. Шацкий также считал, что надо работать с детьми, все время их изучая [19].

Многосторонне подошел  к решению проблемы А.С. Макаренко. «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, - писал он, - а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания» [12]. Он подчеркивал важность воспитывающей функции изучения школьников. По его мнению, знания о ребенке не должны лежать мертвым грузом, они должны служить воспитанию школьников, широко применяться на практике.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Знать ребенка – это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики…» [20].

Современные педагоги-исследователи (С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.) продолжают лучшие традиции отечественной педагогики. В основе их практической деятельности лежит глубокое изучение учащихся.

Таким образом, во все  времена прогрессивные педагоги отводили большое место в педагогическом процессе изучению учащихся, считая его  основой диагностической деятельности.

Что касается педагогического  прогнозирования как специальной  деятельности и направления в  педагогике, то оно имеет небольшую  историю. Одна из первых работ по этой проблеме появилась в 1974 г., а термин «педагогический мониторинг» вошел  в обиход в 1994 – 1995 гг [19].

Прежде всего при  осуществлении педагогического  мониторинга необходимо поставить  конкретную задачу. Педагог должен знать уровень развития коллектива, уровень развития, образованности и  воспитанности каждой отдельной личности, ту микросреду, в которой находятся его воспитанники. Организовывая свою собственную деятельность педагог изучает, отслеживает эффективность намеченных или уже избранных форм, методов и средств. Он отбирает и прогнозирует результативность избранных им влияний (прямых, косвенных, непосредственных, опосредованных).

Педагог отслеживает  те процессы, которые доступны для  изучения, диагностирования, прогнозирования. Он проектирует возможные варианты деятельности школьника, изучает и  отслеживает мотивы его деятельности, намечает перспективу реализации поставленной задачи; оценивает, отслеживает положительные и отрицательные «сдвиги» в развитии, образовании и формировании личности школьника. Таким образом, педагогический мониторинг присутствует на всех этапах педагогического процесса[16, 19, 23, 24].

Выделяют следующие функции педагогической диагностики:

    • Информационная функция (сбор сведений о личности, коллективе в целом);
    • Оценочная деятельность (установление уровня образования, уровня развития коллектива, уровня развития отдельного качества личности и др.);
    • Корректирующая функция  (внесение частичных исправлений, поправок в ход педагогического процесса).

К видам педагогической диагностики относятся:

    • Начальная педагогическая диагностика (диагностика при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии работы с детьми);
    • Текущая педагогическая диагностика (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах);
    • Обобщающая педагогическая диагностика (диагностика при подведении итогов определенного периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе реализации конкретной задачи и пр.).

Суть педагогической диагностики заключается:

    • В сборе информации о субъекте диагностики; в сравнении данной информации с предыдущей о данном субъекте, возможно, с описанием другого идентичного субъекта или, при необходимости, с  описанием стандарта этого субъекта;
    • В анализе с целью определения причин удач или неудач в развитии, образовании, формировании личности;
    • В раскрытии и объяснении смысла изменений, происходящих в субъекте диагностики;
    • В сообщении учащимся (их родителям, другим учителям) результатов диагностической деятельности;
    • В проверке воздействия различных диагностических методов на субъект-объект диагностики.

Таким образом, педагогическая диагностика – это деятельность по распознаванию состояний, изменений, происходящих в объекте-субъекте диагностики, результата педагогического процесса [19, 23, 24].

Исходя из понимания сущности деятельности классного руководителя, педагогический мониторинг в системе его работы состоит из двух основных этапов: аналитико – прогностического и организационно – технологического.

    Первый этап включает следующие последовательные действия:

- осмысление содержания , предмета педагогического мониторинга,  т.е. того,  что будет отсле6живаться в педагогическом процессе (направления педагогического мониторинга );

- определение критериев  (или корректировка критериев,  предложенных в Программе воспитания  для конкретной возрастной группы), по которым отслеживаются результаты  педагогического процесса (критериальная карта педагогического мониторинга);

- распределение того, что будет изучаться им самим,  согласование содержания диагностических  актов, проводимых учителями –  предметниками, психологом, социальным  педагогом и др. (программа педагогического мониторинга);

Информация о работе Мастерство классного руководителя: сущность, методика его работы