Методика обучения детей оригами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследование возможностей ознакомления дошкольников с технологией модульного оригами на занятиях эстетического развития в ДОУ.
Задачи:
На основе анализа специальной литературы раскрыть специфику искусства модульного оригами.
Рассмотреть особенности обработки бумаги, способов и приемов работы с ней.
Рассмотреть возможности и варианты работы с дошкольниками в технологии модульного оригами.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_tema_origami_v_esteticheskom_razvitii_detei.docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Произведения  декоративно-прикладного искусства  отражают культурный уровень народа той или иной эпохи. Оно не только помогает людям жить, но и формирует их вкусы: воспитывает чувство цвета, ритма, учит понимать замысел произведения, его образность.

Особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве во многом обусловлены  техническими и художественными  возможностями материала и целевым  назначением вещи. Это особая форма  познания и осмысления действительности.

Актуальность. Модульное оригами относится как раз к тем очень выразительным и в тоже время простым видам декоративного творчества, которым могут заниматься не только большие мастера, дизайнеры, архитекторы, но и дети. Особенно это полезно для детей, нуждающихся в коррекции, потому что, как известно «руки делают голову», поэтому целью таких видов деятельности (бумажной пластики, графики, скульптуры, живописи) является эстетическое воспитание и художественное образование, приобщение обучающихся к изобразительным видам деятельности, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития личности детей, имеющих отклонения в развитии.

Модульное оригами отличается от традиционной лепки из глины или пластилина, где масса формы набирается постепенно. Такой вид творчества не исключает широких возможностей в изучении формы предмета, а в некоторых случаях, наоборот, помогает осмыслить ту или иную пластическую основу. Эта операция не требует использования дополнительных инструментов, а изделия могут быть очень интересными и оригинальными. Превращение плоского листа бумаги в необычные объемные, действующие изделия вызывает огромный интерес детей самого раннего возраста, которые имеют какие-либо отклонения в развитии.

Этот  вид деятельности воспитывает в  ребенке аккуратность, терпение, развивает  мелкую моторику, внимание, образное и  пространственное мышление.

Выполняя  изделия из бумаги, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление  о возможностях предметов, учит конструировать и моделировать, находить неожиданные  варианты их использования.

Цель: Исследование возможностей ознакомления дошкольников с технологией модульного оригами на занятиях эстетического развития в ДОУ.

Задачи:

  1. На основе анализа специальной литературы раскрыть специфику искусства модульного оригами.
  2. Рассмотреть особенности обработки бумаги, способов и приемов работы с ней.
  3. Рассмотреть возможности и варианты работы с дошкольниками в технологии модульного оригами.       

Одним из результатов развития науки XX века явилось представление о формах организации материи, связанных  со способностью к самоструктурированию. Выбор пути развития человечества предопределён эволюционированием сознания человека как самоорганизующейся материи. Ориентация стратегии развития на механизм самоуправления, ведущий человека к наиболее полному раскрытию своей индивидуальности в непрерывном развитии, является оптимальным решением, что указывает на приоритетность в образовательном процессе самоорганизации, объединяющей многие аспекты бытия человека, и определяет подход к исследованию развития, оптимизирующий развитие как восхождение с учетом связи реального и идеального.

Дефицит развития преодолевается в  образовательных технологиях, которые  инициируют самоорганизацию ребёнка  в среде с полнотой жизни, требуют  особого подхода к моделированию  внешней деятельности детей для  управления их познанием. Большой интерес детей к изобразительной деятельности позволяет широко использовать воспитательные возможности разных видов изобразительного искусства .

Практическая творческая деятельность детей с проблемами в развитии включает изображение  объектов и явлений в рисунке, живописи, иллюстрации, художественное конструирование, лепку.

Работа с бумагой наименее хлопотное дело, в отличие от других видов изодеятельности. Небольшой перечень простых инструментов, наличие бумаги - все это не составит больших трудностей в организации занятий.

Из бумаги можно делать не только кульки, корзиночки, коробочки, но и довольно сложные и оригинальные композиции. Понимание и владение техникой модульного оригами даст возможность  безграничной творческой деятельности  в любой профессиональной области, какой бы не занимались они в будущем, что несомненно принесет огромную пользу.

Занятия конструированием в технике модульного оригами  вырабатывают такие качества как  усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это  особенно важно для формирования будущей личности.

Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции не всегда развито у детей. Поэтому занятия  модульным оригами способствуют умственному и эстетическому  развитию у детей.

В занятиях модульным оригами  заложены большие воспитательные возможности. Развивая у детей эстетическое отношение  к жизни, зрительно воспринимаемому  миру, открывая для них в природе  и окружающей общественной жизни  неисчерпаемый источник красоты, создавая бодрое, жизнерадостное мироощущение, эти занятия содействуют как эстетическому, так и нравственному воспитанию.

Бумага широко используется художниками при создании различных  изделий, макетов, упаковке. Однако не всякий знает пластические возможности  этого распространенного материала.

Бумага - один из распространенных, наиболее доступных и легко обрабатываемых материалов. Из нее можно сделать  много различных поделок, которым  всегда найдут применение. Бумага встречается  везде и широко используется как  поделочный материал. Бумага - материал универсальный. Она легко рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Бумага незаменима в работе с детьми. Ее обработка  имеет большое значение для всестороннего  развития детей. Из бумаги можно сделать  наглядные пособия, раздаточный  материал, сувениры, цветы, папье-маше и т.д.

Все виды работ очень  привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, конструкторскому, творческому мышлению.

Бумага для нас является первичным материалом, с которым  мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Редко кто задумывается о  том, что бумага - необыкновенное изобретение  человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний.

Обрабатывая бумагу определенными  химическими составами, ей можно  придать разные свойства.

Занятия модульным оригами  близки к скульптуре и могут быть очень полезны для детей.

Такой вид творчества не исключает широких возможностей в изучении формы предмета, а в  некоторых случаях, наоборот, помогает осмыслить ту или иную пластическую основу. Эта операция не требует  использования дополнительных инструментов, а изделия могут быть очень интересными и оригинальными. Превращение плоского листа бумаги в необычные объемные, действующие изделия вызывает огромный интерес детей самого раннего возраста, которые имеют какие-либо отклонения в развитии.

Технология поделок из бумаги не сложна, но имеет ряд специфических  особенностей: создается изделие  на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получившихся в результате сгиба  листа по прямой линии. Объекты изображения  в технике модульного оригами - все, что лепится из пластилина: архитектура, цветы и фрукты, фигурки птиц, рыб, животных, зверей и человека.

Достаточно лишь подумать о способе изготовления. Их не так  много, но они дают неограниченные возможности  формотворчества.

Еще в  древности, в Китае бумагу использовали самым различным образом, в том  числе и в религиозных обрядах.

Из бумаги изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же названия, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма.

Японская  бумага использовалась для непромокаемых  занавесок в экипажах, веревок  и тонких тросов, применялась в  медицине (пластырь). Из бумаги, скрученной в тонкие веревки, плели и вывязывали различные футляры, корзины и  коробочки для очков, музыкальных  инструментов.

Первая  японская бумага была очень высокого качества. Бумага сделанная зимой, была более красива на вид и приятна на ощупь. Эти качества приобретались благодаря холоду, который предохранял волокна от порчи.

До сих  пор складывают в Японии ката-сиро – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу – бумажные амулеты; и нагаси-бина – символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам – гуси – метелкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения  в поколение, в основном по женской  линии. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок  можно было определить провинцию  Японии, в которой выросла и  обучалась девушка.

Типы  и формы оригами .В Японии известно несколько типов оригами. Возникли они в разные времена, что обусловливалось не только разными технологиями изготовления похожих изделий, но и появлением цветной бумаги, а также целями выполнения того или иного предмета.

Ашие-и оригами представляет собой бумажную куклу, сделанную при помощи специальных разрезов и сгибов. Лицо куклы рисуется прямо на бумаге, а костюм может быть нарисован или приклеен.

Нишики-и оригами – в этом типе используют разноцветную бумагу, рисунок на которую наносят при помощи деревянных колодок. Он был популярен с позднего периода Тайщё до начала периода Шёва. На куклах, выполненных в этом стиле, делали аккуратные разрезы и кисточкой разрисовывали черты лица и предметы одежды.

Касанеори оригами представляет собой специальный сгиб, полученный при сгибании нескольких разноцветных листов бумаги, смешанных относительно друг друга. Последний лист бумаги кладется только определенного цвета. Это определяется церемонией и ли событием, в которых используется данный тип оригами.

Кавари-и оригами – это тип оригами, для которого используется бумага, отпечатанная с раздельными рисунками на каждом кусочке бумаги. Сгибание отдельных элементов изделия то открывает, то прячет  различные фигуры, изображенные на отдельных частях, создавая причудливые картинки. Этот тип оригами используется в различных детских соревнованиях и конкурсах.

Киритсунаги оригами предполагает изготовление нескольких соединенных Фигур. Лучшим примером является «цурифуне» – стая журавликов. Она делается из квадратного листа бумаги, который надрезан на маленькие квадратики, соединенные с центральным большим квадратом. Существует 49 различных способов разрезания бумаги, и заготовка бывает достаточно сложной. «Сембазуру» подразумевает складывание и украшение дома журавликами как талисман, как желание сбыться мечте. Обычно для этого типа оригами используется японская бумага «ваши», которая может сгибаться до 30 слоев.

Эти типы оригами не нашли широко использования  в других странах мира, так как они тесно связаны с различными церемониями, ритуалами и праздниками, присущими только Японии. Однако складывание, основанное на использовании квадратного листа бумаги и традиционных форм оригами, нашло применение в образовании и искусстве множества стран.

Как говорилось ранее, искусство складывания идет из далеких веков, из того времени, когда  в сознании людей не было различия между живой и неживой природой. Искусство оригами в Японии было очень тесно связанно с религией. Количество изделий было невелико. На них отрабатывались приемы работы с бумагой как с материалом, на котором можно не только писать и рисовать, но из которого можно выполнять разные бумажные фигурки. Постепенно сложилась традиционная форма оригами, в основе которой лежали базовые формы «Журавлик»,  «Лягушка» и т.п.

Творческая  форма оригами стала активно развиваться, когда мастера принципиально отказались от использования ножниц. В этой форме оригами вместо надрезов стали использовать несколько листов бумаги для изготовления отдельных частей фигурки и последующего их соединения.

Со второй половины XX века складываться новый  тип оригами – модульный. Многих ведущих мастеров оригами в Японии, Европе и США не устраивали изделия, в основе которых использовались базовые формы, имеющие в основе определенное количество остроконечных  сегментов. Постепенно, по мере увеличения количества фигур, полученных из этих баз, складывание становится стереотипным. Этот факт и побудил оригамистов создавать совершенно новые базовые формы, не похожие на все, что было создано до сих пор. В основном эти базовые формы создавались и создаются на математических, архитектурных, художественно-графических факультетах ведущих институтов и университетов мира. Для создания новых форм изделий понадобились знания высшей математики, начертательной геометрии, компьютерной графики.

Модульные оригами отрицает использование ножниц и клея, для соединения используются складки и кармашки, образующиеся в процессе изготовления модуля. У этого типа оригами есть очарование, свойственное головоломке, хотя он требует хороших знаний геометрии и стереометрии.

Информация о работе Методика обучения детей оригами