Методика обучения детей оригами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследование возможностей ознакомления дошкольников с технологией модульного оригами на занятиях эстетического развития в ДОУ.
Задачи:
На основе анализа специальной литературы раскрыть специфику искусства модульного оригами.
Рассмотреть особенности обработки бумаги, способов и приемов работы с ней.
Рассмотреть возможности и варианты работы с дошкольниками в технологии модульного оригами.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_tema_origami_v_esteticheskom_razvitii_detei.docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)

  1. Продолжать собирать веточку, чередуя в каждом ряду то один, то два модуля.

  1. Сделать 12 рядов из тёмно-зелёных модулей, а последние два — из светлых. Когда собираешь веточку, не нужно слишком сильно и глубоко надевать модули. Они будут лучше держаться, если их надевать не до конца, но всю веточку периодически надо сжимать сбоку, особенно в местах соединения. Когда веточка собрана, её надо немного выгнуть, как у настоящего дерева.

  1. Сделать боковые отростки. Собрать веточку из пяти рядов.

  1. Отступить от начала веточки три «иголки» и надеть на четвёртые две боковые веточки.

  1. Сделать 5 таких веточек для нижнего ряда. Каждая веточка состоит из 35 модулей. Чтобы их соединить, взять ещё один модуль и вставь его в ближайшие кармашки.

  1. Соединять по порядку все 5 веточек и замкнуть в кольцо.

 

 

  1. Сделать промежуточное кольцо, которое будет разделять ряды больших веток. Для этого возьми 7 модулей для первого ряда и 7 для второго. Соединяй их таким образом.

  1. Замкнуть в кольцо. Сделать 4 таких кольца.

  1. Для следующего ряда сделать веточку меньшего размера. 12 рядов — центральная ветка, боковые веточки — по 3 ряда.

  1. Соединить 5 веточек в круг таким же способом. Следующий круг сделать снова меньших размеров. Каждая ветка из 10 рядов, боковые — из трёх. Получилось три круга из разветвлённых веточек.

  1. Теперь сделать два малых круга из веточек без боковых ответвлений. Число рядов — 8 и 6. Соединять точно так же.

  1. Это — макушка ёлочки. Собирается как ветка из восьми рядов. По бокам вставлены по два модуля для пышности.

  1. Затем я взяла деревянную шпажку и воткнула её в ластик.

 

 

  1. 1 ряд. Надеть большой круг.

  1. 2 ряд. Надеть промежуточное кольцо.

  1. 3 ряд. Надеть следующий круг.

  1. 4 — 5 ряды. Надеть кольцо и следующий круг.

  1. 6 — 7 ряды. Надеть кольцо и следующий по размерам круг.

  1. 8 — 9 ряды. Надеть кольцо и маленький круг.

Далее надеть макушку. Ёлочка готова.

 

Дед Мороз.

На Деда Мороза ушло около 900 модулей. Первый ряд  состоит из 30 модулей. Надеваем модули на короткую сторону.

2-3 ряд собираем  и замыкаем в кольцо

 

 

 

. На 4 ряд  надеваем синие модули

Со следующего ряда начинаем собирать снежинку. Отчитываем от белого 4 модуля и между 4-5 вставляем другого цвета.

 

На следующий ряд ставим ещё 2 модуля другого цвета, так как на картинке.

Собираем  нижнюю часть снежинки как на картинке.

 

 

 

 

Доделываем нижнюю часть снежинки.

Собираем  ещё 2 снежинки аналогично первой.

 

 

 

 

 

 

Доделываем  верхние части снежинок.

Следующий ряд  делаем белыми модулями. Один короткой другой длинной стороной, как на картинки.

 

 

Следующий ряд  синий.

 

Начинаем  сокращать количество модулей, так  чтоб на 3 ряду от пояса получилось 23 модуля.

Начинаем  делать бороду. 4 модуля короткой стороной вперёд, остальные как обычно.

Надеваем 2 модуля короткой стороной, а по бокам пропускаем по 1 модулю, там будет отверстие  для рук.

Вот так должно получается сбоку.

Атак спереди.

Вот что у нас получилось.

Делаем бороду.

Заполняем белым цветом.

Делаем ротик.

Делаем личико и носик.

 

Доделываем  волосы, а сзади начинаем делать шапочку.

Уменьшаем ряды, доделывая шапочку

Начинаем  собирать руки.

 

 

Всего 14 рядов 

Руки смазываем  клеем и вставляем в отверстия.

Вырезаем  из бумаги рукавички и вставляем  их. Клеим глазки. Дед мороз готов.

 

Снегурочку  я делала аналогичным способом, только модулей в круге было использовано 24 штуки.

Методические рекомендации. Начинать работу по складыванию оригами можно и с трехлетками. Маленькие ребята иногда боятся листа бумаги - страшно взять его в руки, сделать с ним что-то. На первых уроках с трехлетними детьми следует сначала знакомиться со свойствами бумаги как материала. Навыки работы подаются в сказочной форме. Например, можно рассказать такую немудреную сказку: «Жил-был квадратик бумаги. Пошел он погулять и видит - лужа! Подошел поближе и вдруг - бух! - упал в нее. Вот беда! Давайте посмотрим, что с ним случилось и спасем квадратик! Кто же придет нам помогать спасать его? Может быть, Лисичка?».

Во время  рассказа на пол ставится тазик с  водой, квадратик падает в «лужу». Появляется фигурка Лисички или другого сказочного персонажа и вместе с ней родители и дети «спасают» квадрат - вытаскивают его, мокрого, вешают сушить...

Нередко маленькие дети не умеют правильно  формировать линию сгиба - пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается, таким простым и очевидным для взрослого приемам тоже надо учиться! В трехлетнем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий.

От полученной фигурки ребенку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает  желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.

Чистота метода не должна заслонять цель. Ребенок  должен получать радость от занятий, радость от того, что у него все  получилось. Поэтому сложенные фигурки  можно красить, украшать, оживлять любыми средствами! После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает.

Маленькие дети быстро отвлекаются, их внимание неустойчиво, они не умеют подолгу сосредотачиваться. Как построить занятия, учитывая эти особенности? Вот что пишет о своем опыте педагог Юлия Валерьевна Генко из города Шадринска: «Моя задача заключалась в том, чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать чудесные игрушки. Для этого я сначала делала и дарила детям подарки, выполненные в технике оригами. Сколько было радости и восторгов! Но сам процесс изготовления вещей интересовал пока, к сожалению, лишь некоторых малышей. Долгожданный вопрос: «А как это?» и просьбы всех детей научить их делать игрушки я услышала лишь после очередного занятия, в конце которого Красная Шапочка поблагодарила детей за помощь и подарила им бумажные поделки. На этот раз это были кораблики, которые дети могли пускать в лужах по дороге домой. Красная Шапочка сказала, что сделала их сама, и спросила ребят, умеют ли они делать такие же. Дети были поражены, когда поняли, что секрет им незнаком. Не теряя времени даром, боясь упустить подходящий момент, я схватила огромный лист ватмана и прямо на глазах у детей свернула из него гигантский кораблик. В него можно было посадить большие игрушки! Тут уж интерес к складыванию возник у всех. Дети подходили к столу, брали квадратики и пытались их сгибать. И я решила - пора! Мы начали постигать оригамскую грамоту. Индивидуально  мы занимались по 5-10 минут ежедневно. Я считаю, что первые занятия стоит посвятить свободным действиям с бумагой, чтобы дать ребенку возможность познакомиться с ее свойствами. Бумагу лучше брать небольшого формата. Она должна легко сгибаться и не ломаться на сгибах.

Сначала я отрабатывала точность движений, ведь от совпадения сторон и углов  зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили живо и эмоционально, в игровой форме. Я многократно  показывала каждый прием в разных ситуациях, объясняя его словами. Малышам  необходимы поощрение и поддержка, и на первых порах я даже сама намечала некоторые сгибы. Вместе с умениями у детей появлялась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше- Приобретенные знания мы закрепляли в играх на других занятиях. Только после этого мы приступили к изготовлению простейших игрушек. Важное место занимали игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы. Совместными усилиями (я в детском саду, а родители дома) мы сумели помочь нашим малышам войти в чудесный мир оригами. Дети стали более внимательны, усидчивы, занимаются с интересом, сами пытаются что-то изобрести, придумать. Этого было очень нелегко достичь, но ведь получилось!»

Таким образом, оригами – это сложенная бумага, а также искусство складывания  бумаги, создание различных фигурок  и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской  игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и  церемониях,  в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и  развитии ребенка:

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Артемов А.В. Декоративно прикладное  искусство. [Текст]/А.В. Артемов   - М., 2011. с 256

2. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. [Текст]/  С.В. Арапова – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).

3. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. [Текст]/ С.Ю.Афонькин  – М.: Аким, 2010. – с 316

4.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. [Текст]/ С.Ю.Афонькин   – М.: Кристалл, 2009 – с 248.

5.Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» [Текст]/ Л.Ю. Бушкова - М.: Просвещение, 2009г.

6.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст]/  Н.А. Ветлугина  – М.: Педагогика, 2007г.

7.Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. [Текст]/ Б.Г.Гагарин  – М., 2009

8.Газарян С. Прекрасное - своими руками [Текст]/ С. Газарян. – М.: «Детская литература» 2001г.

9.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. [Текст]/ Г.Г. Григорьева  - М.: 1999.

10.Даванова В.Н. Уроки труда для начальной школы. [Текст]/ В.Н.Даванова – М.: ЛОГОС, 2008

11.Долженко Г.И. 100 оригами [Текст]/ Г. И.Долженко. - Ярославль, «Академия развития», 2004. – с.125

12.Ермолаева Л.П. Основа дизайнерского искусства [Текст]/  Л.П. Ермолаева – М.: Кладезь – Букс, 2001г.

13.Журналы «Оригами» [Текст]/  (за период с 2003 по 2008 год).

14.Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст]/ Н.В. Квач  - М.: Гуманитизд. Центр ВЛАДОС, 2001.

15.Коротеев И.А. Оригами для малышей [Текст]/И.А. Кортеев. - М, «Просвещение», 2006 – с.212

16.Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). [Текст]/ О.В. Корчикова – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

17.Комарова Т.С. Коллективное творчество детей: Учебное пособие [Текст]/ Т.С Комарова, А.И. Савченков – М.: Российское педагогическое агентство, 2007г.

18.Коротеева Е.И. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. [Текст]/  Е.И. Коротеева - М.: Волгоград, 2008г.

19. Крылов Е. Школа творческой личности [Текст]/Е. Крылов Дошкольное воспитание - 2002, № 7, с. 11-20.

20.Логинова В.И., Бабаева Т.И., НоткинаН.А.»Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду». [Текст]/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. НоткинаАкцидент, 1996.

21.Ляукина М.В. Искусство [Текст]/ М.В. Ляукина – М.: АСТ Астрель, 2004г.

22. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. [Текст]/ А.А. МеликПашаев - М.: Аванта, 2001. – с.276

Информация о работе Методика обучения детей оригами