Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Содержание

Введение ………….................................................................................................3
I. Теоретические основы исследования педагогических условий и особенностей методики организации театральной деятельности с дошкольниками................................................................................................8
1.1.Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.……………………………………………………………………... 8
1.2.Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников……………………………………………………………………13
1.3. Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками.......................................................22
II. Опытно-экспериментальная работа по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении...........................................................................................................41
2.1. Практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста................................................................................41
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы............................43
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….54
Заключение...........................................................................................................60
Список литературы.............................................................................................63

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya-2_kurs_Khisamutdinova_L_911u.rtf

— 1.44 Мб (Скачать файл)

 

2.2.Содержание опытно-экспериментальной работы

 

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В детских садах стали создаваться логопедические группы. Логогруппы были созданы для детей, которые имеют разные степени задержки развития речи, что тяжело сказывается на их общем развитии, не позволяет им полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно избежать.

Работу по логопедии была начата с изучения литературы таких авторов, как: Т.В.Филичева, Г.В.Чиркина, Каше, Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская, В.В.Коноваленко. Особую помощь оказала методика коррекционной работы В.В.Коноваленко.

Вся коррекционная работа спланирована по лексическим темам. Это очень удобно, т.к. на занятиях, проводимых в соответствии с лексическими темами, осуществляется ознакомление детей с окружающим миром, уточнение и активизация словарного запаса, а также совершенствования связной речи.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых таких, как И.П.Павлов, Н.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. С этой целью активно использовался опыт работы Т.Бардешевой «Рассказываем стихи руками», опубликованный в журнале «Обруч» [4, с.28], результатом которой стало: разучивание стихов, сопровождаемое движениями, становилось более ярким, способствовало развитию воображения, активизации мыслительной деятельности ребенка.

В дальнейшем детям, усвоившим методику заучивания стихов, с сопровождением движений, предлагалось уже самостоятельно к новому небольшому стихотворению придумать движения и разучить их, тем самым, развивая в детях самостоятельность, утверждения собственного «я» и творчества.  

Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика, которая обеспечивает правильное произношение звуков, вырабатывает правильное речевое дыхание, развивает интонационную выразительность голоса. Поэтому использование упражнений артикуляционной гимнастики стало одной из основных и ежедневных задач в длительной и систематической работе, которая выполняется в течении дня  от 3 до 5 раз. Для способствования выработки нужных артикуляционных укладов и развития переключаемости движений органов артикуляционного аппарата помогают задания. Например: детям предлагалось изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, играет на барабане, забивает гвоздик, включает соковыжималку и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие мелких движений пальцев рук. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся, а следовательно будут тормозить и другие виды деятельности. Поэтому, детям с нарушениями речи остро необходима тренировка мелких движений пальцев рук, стимулирующее общее развитие ребенка. Этот факт подтверждается исследованиями следующих авторов -   Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина, В.И.Рождественская, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, Л.И.Белякова, Н.Л.Рычкова. Таким образом, с целью формирования словесной речи особое внимание отводилось пальчиковой гимнастике, которая выполнялась в комплексе с артикуляционной по 3-5 раз в день. Помимо этого в игровой форме использовался массаж пальцев, а также дополнительные упражнения с мелкими предметами: карандашами, шнурками, бусинками, пуговицами, крышечками, спичками и палочками, что вызывало у детей огромный восторг и желание заниматься еще и еще.  У детей стали лучше развиваться слух и внимание, лучше стали движения артикуляционных органов.

Затем в группу поступили дети с диагнозом ОНР. Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций. Обследовав детей группы, определили, что, у них плохо развит словарный запас, очень страдала связная речь и грамматика, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.

Хочется отметить, что у детей на фоне нарушения звукопроизношения наблюдались такие проблемы, как: нарушение в общении, конфликтность и обособленность, т.е. признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, что является причинами серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.

В работе с детьми ОНР столкнулись с такими трудностями:  как нерешительность - дети избегают ситуаций устного опроса, отказываются от ведущих ролей в играх, не отвечают не вопросы, хотя знают верный ответ, в ситуации новизны проявляют тормозные реакции. Тревожность - дети неожиданно вздрагивают, ходят осторожно, стремятся быть поближе к взрослому. Скованность - дети не знают, чем заняться, говорят слишком тихо, темп действий замедлен, запаздывает при действиях по сигналу. Избегание умственных усилий - быстро устают от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу). Дефицит внимания - приходится словесно повторять задания по несколько раз, требовалось иногда сочетание слова с показом способа действия, переспрашивали условия выполнения задания.

Все это мешало успешной логопедической работе, поэтому работа велась в следующих направлениях:

привлечение психолога, психотерапия;

логопедическое воздействие специалиста;

коррекционная работа воспитателей - игротерапия (хороводные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры на стимуляцию гуманных чувств к самому себе, положительное подкрепление себя, игры  на стимуляцию положительных эмоций у нерешительных детей, игры  на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики, игры на развитие дыхания и голоса, игры по совершенствованию фразовой речи, способствующие нормализации темпа и плавности и т.п.)

максимальная помощь родителей;

индивидуальная работа -  индивидуальная игротерапия.

Особенности детей данной группы привели к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.

  Все это послужило основанием для создания развивающе-коррекционной программы, которая получила название  «Театральные логоминутки».

Цель программы - расширить  развивающую речевую среду. Эта программа является дополнительной методико-коррекционной помощью для воспитателей, направленной на скорейшее устранение дефектов звукопроизношения, на закрепление в речи произнесения исправленных логопедом звуков, качественное и количественное обогащение словарного запаса; восстановление общего уровня психического развития.

Разрабатывая систему занятий для детей группы ОНР,  ставилась цель решить следующие задачи:

оказать помощь в осознании своего реального «Я», повышение самооценки:

уменьшить внутренние конфликты, страхи, беспокойства, чувства вины;

повысить уровень самоконтроля над эмоциональным состоянием в ходе общения;

обучить приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения;

оказать помощь в раскрытии интеллектуального, творческого, нравственного потенциала;

развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

выработать координированные движения органов артикуляционного аппарата (положение губ, языка, зубов, щек);

развивать речевое дыхание, голос и дикцию;

развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;

расширять лексический запас;

развить слуховое внимание и зрительную память;

совершенствовать общую и мелкую моторику рук;

выработать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

обучить выражать чувства и эмоции через мимику;

развить чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность;

укрепить здоровье детей;

развить ряд эстетических качеств;

Программа рассчитана на двухгодовое обучение (старшая и подготовительная группы ОНР). Первые две недели в начале каждого года обучения( в это время  логопед проводит обследование детей) программа содержат комплекс игр психолого - коррекционного направления на снятие нерешительности, скованности, тревожности, дефицита внимания, непонимание словесных инструкций, не желание прилагать умственные усилия; на поддержку положительного эмоционального тонуса.

Занятия данной программы проводятся 3 раза в неделю, каждая неделя предусматривает новый комплекс логопедических упражнений и театральных игр. (Приложение 3) Каждое занятие состоит из двух блоков, которые проводятся в утренний и вечерний отрезок времени. Проведение каждого блока рассчитано на 15-20 минут. В результате практической работы сложилась следующая структура блоков.

Таблица 1

Старшая группа

Подготовительная группа

I блок

II блок

I блок

II блок

1. Массаж.

 

2. Артикуляционная гимнастика.

 

3.Мимические упражнения.

 

4. Пальчиковая гимнастика.

1.Ритмопластика.

 

2. Театральная игра.

1. Массаж.

 

2. Культура и техника речи.

 

3. Пальчиковая гимнастика.

1. Психогимнастика. Пластические этюды.

2. Музыкально-пластические импровизации.

3. Театральная игра.


 

I блок - полностью посвящен логопедической работе с детьми.

Часть 1.

Массаж (пальцев рук, глаз, тела, биологически активных зон).

Цель: укрепить здоровье детей, понизить утомляемость, обучить простейшим приемам самомассажа.

Часть 2.

Артикуляционная гимнастика. Предусматривает комплекс упражнений для мышц шеи, для жевательно - артикуляционных мышц, для губ и щек, для языка, упражнения на физиологическое дыхание. Комплекс построен с учетом возможностей детей. при отборе материала соблюдалась   определенная последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц.

Постепенно они заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Затем отрабатываются четкие артикуляционные уклады.

Цель: обеспечить хорошую подвижность и дифференцированность работы органов артикуляционного аппарата; выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата; выработать правильное речевое дыхание. Дыхательные упражнения основаны на методе Б.Толкачевой (озвученный выдох), звуковом дыхании М.Лазарева, доступных приемах по методу В.Емельянова.

Часть 3. Мимические упражнения.

Цель: учить детей мимикой, пластикой, жестами передавать образы, эмоциональное состояние; развивать интонационную выразительность голоса, совершенствовать пластику движений.

Часть 4. Пальчиковая гимнастика. Для развития мелкой моторики предусмотрены упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Задания выполняются в медленном темпе, взрослый следит за правильной постановкой кисти и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания спокойные, доброжелательные и точные.

Цель: регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно  сказывается на исправлении речи детей; совершенствовать внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью.

II блок.

Полностью посвящен театральной деятельности.

Особая роль в создании положительного эмоционального фона принадлежит театральной деятельности. Значение этой сферы детской деятельности для общего психического и художественного развития ребенка столь велико, что она должна занять достойное место в системе коррекционно-речевой работе с детьми логопатами. Это значит, что использование театральных игр в коррекционно-речевом процессе так же необходимо, как музыкальные занятия или работа по изобразительной деятельности. Поэтому, исходя из выше сказанного, я решила тесно связать коррекционно-воспитательную работу с театральной деятельностью.

I часть 2 блока отведена разделу «Ритмопластика» на 1 году обучения и разделу «Музыкально-пластические импровизации» на 2 году обучения.

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами.

Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому, вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр.

Информация о работе Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении