Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Содержание

Введение ………….................................................................................................3
I. Теоретические основы исследования педагогических условий и особенностей методики организации театральной деятельности с дошкольниками................................................................................................8
1.1.Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.……………………………………………………………………... 8
1.2.Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников……………………………………………………………………13
1.3. Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками.......................................................22
II. Опытно-экспериментальная работа по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении...........................................................................................................41
2.1. Практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста................................................................................41
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы............................43
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….54
Заключение...........................................................................................................60
Список литературы.............................................................................................63

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya-2_kurs_Khisamutdinova_L_911u.rtf

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Цель: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость, ориентировку в пространстве), развивать пластическую выразительность (ритмичность,  музыкальность, быстрота реакции, координация движения),развивать воображение (способность к пластической импровизации).

II часть. «Театральная игра». Она включает в себя ряд общеразвивающих игр и игры-инсценировки по стихотворениям и коротким рассказам известных детских авторов, которые направлены на художественное, эстетическое воспитание и развитие творчества.

Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость. Решая все эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школе.

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, а не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Причем роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком.

При работе с играми-инсценировками особый акцент делается на пальчиковый театр, для развития мелкой моторики рук. Для начала работы необходимо заинтересовать детей содержанием произведения. Педагог выразительно читает его и предлагает детям самим сочинить спектакль для своего выступления. Поинтересоваться, понравилось ли детям произведение, получив положительную оценку, педагог повторно читает его детям и предлагает разыграть его по ролям. Затем анализирует события, которые описаны в произведении, формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль. Необходимо подвести детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторим. По мере необходимости педагог предоставляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения сценического образа. Так, например, каждый ребенок может раскрашивать заготовку бумажного образа зайчика так, как он себе его представляет. По окончании работы дети примеряют изготовленные пальчиковые куклы и действуют с ними.

Цель: развивать художественное и эстетическое восприятие окружающего мира; развивать коммуникативные навыки (умение ясно выразить для окружающих свою мысль, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят другие); стимулировать развитие основных психических функций (внимание, памяти, речи, восприятия, содействовать расцвету творческого воображения, приобщение к театральной культуре).

На втором году общения, т.е. в подготовительной группе, вторая часть I блока «Артикуляционная гимнастика» заменяется на «Культуру и технику речи», которая имеет такую структуру:

артикуляционная гимнастика;

развитие речевого дыхания;

чистоговорки - скороговорки;

речевая зарядка.

Задачи: Упражнения и игры этой части продолжают помогать детям сформировать правильное и четкое произношение, учат точно и выразительно передавать мысли авторов (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), разучивание стихов детьми помогает развивать память и интеллект, а также развивать воображение, умение представить то, о чем говориться, расширять словарный запас, сделать их речь ярче  и образнее. Скороговорки и чистоговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки - это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «ручной мяч», «змейка с воротцами», «фраза по кругу», «главное слово». Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

В авторской театрально-педагогической технологии все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивался. Во время занятий желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознанных эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и сверстникам. С помощью общеразвивающих и театральных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимы, литературных произведений, игр-драмматизаций мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка, это не мало важно для подготовки детей к школьному периоду.

2.3.  Результаты  опытно-экспериментальной работы

Результаты опытно-экспериментальной работы были проанализированы. Применение развивающе - коррекционной работы через театрализованную деятельность способствует: скорейшему исправлению дефектов речи, положительному развитию нервно-психической и познавательной деятельности, чем работая только общепринятыми стандартами коррекционной работы с детьми логопатами.

Систематические упражнения привели к улучшению выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса, дикции.

Дети научились четко произносить гласные звуки, проговаривать окончания слов, не затушевывая их при звучании. Правильное произнесение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте.

Системное использование артикуляционной гимнастики помогли улучшить динамику движений языка, губ, челюсти, благодаря чему речь детей стала более четкой, перестала носить смазанный характер. Улучшилась скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое, от которого зависит четкость произнесения звуков.

При использовании по программе массажа различных участков тела и биологически активных зон, у детей снизился процент заболеваемости. У часто болеющих детей к концу учебного года стало образовываться умение различать звуки речи и управление своими органами артикуляции, с чем долгое время они не могли справляться и поэтому смешивали, заменяли или искажали звуки.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата наблюдалось улучшение развития мелкой моторики пальцев рук. Работа, направленная на развитие мелкой моторики рук, ускорила созревание речевых областей и стимулировала развитие речи, что позволило быстрее начать исправление дефектов звукопроизношения.

Использование в системе пальчиковой гимнастики у детей во время разговора стало отмечаться понижение мышечного напряжения в органах артикуляции. Пальчиковая гимнастика у детей стала одним из любимых видов деятельности на занятиях. К концу года дети стали знать наизусть по 5-7 пальчиковых гимнастик и уметь правильно соотносить стихотворный текст с координированными движениями мелкой моторики пальцев рук.

Стихотворный текст пальчиковых гимнастик, мимических упражнений, театральных инсценировок позволил улучшить такие качества, как слух, память, мышление, воображение, дети научились менять темп, тембр, силу голоса, стали приобретать навыки правильной дикции, интонационной выразительности речи, перестали стесняться собственных дефектов речи и публичного выступления перед сверстниками, они стали более раскрепощенными и коммуникабельными.

Наряду с этим хочется отметить, что использование театральных игр повысило положительный эмоциональный фон в группе. Дети стали приобретать навыки саморасслабления, снятия психического напряжения, межличностного взаимодействия со сверстниками. Снизился уровень таких качеств, как нерешительность, тревожность, скованность, дефицит внимания. Развилось эстетическое восприятие, устойчивый интерес к детской литературе, театру. Дети  приобрели навык воплощать в игре определенные переживания, подошли к созданию новых образов. Результаты были получены на основе родительского анкетирования, педагогического мониторинга, корреляционной математической обработки (Приложение 4).

Таблица 2

Результаты обследования за период 2008 - 2010 уч. г.

 

 

Критерии обследования

I год обучения

II год обучения

Начало года

(в %)

Конец

года

(в %)

Начало года

(в %)

Конец года

(в %)

1. Состояние общей и мелкой моторики

42

55

59

70

2. Общее развитие ребенка:

 

а. восприятие, представления пространства

б. память

в. мышление

г. внимание, работоспособность

       

40

58

67

82

42

55

61

78

39

52

58

67

51

64

68

76

3. Общее звучание речи

49

65

69

84

4.Артикуляционная моторика

45

63

67

78

5. Фонематический слух

41

50

51

67

6. Лексика

35

58

62

80

7. Грамматический строй

38

54

59

76

8. Диалогическая речь

42

57

61

73

9. Связная речь

54

66

70

80

10.  Взаимоотношения в игре

32

45

59

67

11.  Игры - драматизации

30

48

51

63

12. Этюды с куклами

29

41

45

59

13. Количество заболеваний

7,2

6,8

6,6

6,0


 

Анализируя данную таблицу мы имеем возможность наблюдать динамику успешного развития по областям. Развитие артикуляционной моторики за два года повысилось с 45% до 78%, развитие лексики - с 35% до 80%, развитие грамматического строя речи с 38% до 76%, развитие взаимоотношений в игре с 32% до 67% и т.д.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Основы театральной культуры

 

Исходя из показателей диаграммы мы наблюдаем рост динамики развития основ театральной культуры за четыре года обучения с 37% до 69% у детей с высоким уровнем развития, с 18% до 46% у детей со средним уровнем развития и с 10% до 38% у детей с низким уровнем развития. (Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Основы коллективной творческой деятельности

По данной диаграмме мы наблюдаем также рост динамики основ коллективной творческой деятельности за четыре года обучения с 24% до 69% у детей с высоким уровнем развития, с 29% до 52% у детей со средним уровнем развития и с7% до 19% у детей с низким уровнем развития.

Рис. 8. Эмоционально-образное развитие

     По данной диаграмме мы наблюдаем  рост динамики эмоционально-образного развития с 19% до 35% у детей с высоким уровнем развития, с 34% до 48% у детей со средним уровнем развития и с 17%  до 36% у детей с низким уровнем развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По итогам проведенного исследования  нами сделаны следующие выводы. Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

В результате работы достигнута цель исследования - использование методики организации театральной деятельности для всестороннего развития личности дошкольника. Отметили, что театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность. На основе изучения методической литературы рассмотрели виды парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, которые являются источниками творческого подхода к развитию личности. Таковыми являются:

Информация о работе Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении