Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Содержание

Введение ………….................................................................................................3
I. Теоретические основы исследования педагогических условий и особенностей методики организации театральной деятельности с дошкольниками................................................................................................8
1.1.Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.……………………………………………………………………... 8
1.2.Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников……………………………………………………………………13
1.3. Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками.......................................................22
II. Опытно-экспериментальная работа по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении...........................................................................................................41
2.1. Практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста................................................................................41
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы............................43
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….54
Заключение...........................................................................................................60
Список литературы.............................................................................................63

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya-2_kurs_Khisamutdinova_L_911u.rtf

— 1.44 Мб (Скачать файл)

- программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт - фантазия» Э.Г.Чуриловой;

- программа «Театр - творчество - дети: играем в кукольный театр»

Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович;

- программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой;

- «Театрализованные игры в детском саду» - авторская педагогическая

технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной

деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой;

- программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А.

Антипиной;

- «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет;

- программа «Театрализованные игры в абилитации дошкольников с

интеллектуальной недостаточностью» И.Г.Вечкановой.

Отметили, что театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.). Театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах.  Как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и изобразительной и как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка.

Рассмотрели принципы организации театрализованной деятельности:

- специфичность данной деятельности, объединяющая игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;

- комплексность, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка;

- импровизационность, согласно которой, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности;

- интегративность, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс, что предполагает организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

Изучили организацию, содержание и методику работы по театрально-игровой деятельности с дошкольниками. Отметили основные требования и принципы и формы организации театрализованных игр и театрализованной деятельности в детском саду, психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности, типы и регламентацию специальных занятий по театрализованной деятельности.

Организовали и провели опытно-экспериментальную работу по театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении на базе МБДОУ №1 "Ласточка" г.Зеленодольска.

Описали практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста.

Раскрыли полученные результаты опытно-экспериментальной работы, т.е. технологии коррекционно-речевого развития  через театральную  деятельность.

Таким образом, гипотеза исследования нашла подтверждение тому, что процесс воспитания и всестороннего развития детей в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если на занятиях использовать методику организации театральной деятельности на основе театральных игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003. - 134 с.

2. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

3.  Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991. - 174 с.

4. Бардешева Т. Рассказываем стихи руками //Обруч. - 1998. - №5.

5. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3.

6. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006. - 78 с.

7.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991. - 194 с.

8.  Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987. - 269 с.

9. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

10. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М., 2001. - 235 с.

11. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.

12. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002. - 177 с.

13. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.

14. Заворыгина Е.К. Особенности воображения детей в игре // Дошкольное воспитание. - 1986. -№12.

15. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником //Избранные психол. труды: В 2т. - М., 1986. - Т.1. - 372 с.

16. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное

воспитание, 2005.-№4.

17. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004.- 127 с.

18. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.

А.Д.Кошелевой. - М., 1983.

19. История русского драматического театра. в 7 т. - М., 1977. Т.1. - 428 с.

20. История русского театра. / Под ред. В.В.Каллаша и Н.Е.Эфроса. т.1.-Москва:Книгоиздательство «Объединение».- 1914г.- 364с.

21. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 396 с.

23. Кокшенова А. Умеют ли куклы плакать? - М., 2005. - 152 с.

24. Конович А.А. Театрализованный праздник и обряды. - М., 1990. - 127 с.

25. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дис. канд. пед. наук. - М., 1994. - 272с.

26. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок»: Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1996. - 241 с.

27. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М.: Владос, 2004. - 223 с.

28. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.

29. Мелик-ПашаевА.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981. - 344 с.

30. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. - М.: АРКТИ, 2002.-405 с.

31. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр// Дошкольное воспитание.-1989.-№1.

32. Никитина А.Б. и др. История про театр. Кн.1.- М.: Авангард, 1995. - 397 с.

33. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание. - 1980. - №10.

34.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с.

35.  Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Просвещение, 2002. - 134 с.

36. Пожиненко С.А Артикуляционная гимнастика. - изд-во «Каро» г.Ленинград , 2003. - 60 с.

37. Пономарев Я. Психология творчества. - М., 1999. - 183 с.

38. Путешествие в страну игр и театра: сценарии общешкольных мероприятий / авт.-сост. Е.А. Гальцева. - волгоград: Учитель, 2007. - 138 с.

39. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное

воспитание. - 1983. - №12.

40. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой.-М.: Просвещение, 2004. - 148 с.

41. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1988. - №8.

42. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-М.:

МИОО, 1995. - 231 с.

43. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред.Н.А.Ветлугиной. - М., 1972.

44. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 157 с.

45. Шорохова О.Н. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия поразвитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.

46. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. -

1991. - №7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности.

Высокий уровень (18-21 баллов).  

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен  сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.

На основе полученных баллов каждым ребенком, выводится  общая таблица роста динамики развития воспитанников в процентном соотношении.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Примерный конспект занятия в старшей группе из авторской педагогической технологии развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности «Театрализованные игры в детском саду» Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой. (из опыта отечественных педагогов)

Занятие № 6

Цели: 

развивать пантомимические навыки и творческое воображение;

формировать коммуникативные способности и навыки импровизации;

учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы;

развивать фантазию и воображение.

Ход занятия.

Воспитатель:    Усядемся на пригорке;

                            Да расскажем чистоговорки!

                            Мышки, не мешайте кошке

Ловить мух на окошке.

Кошка муху лапкой - хвать!

Лучше кошке не мешать!

(Т.А. Куликовская)

Дети вместе с воспитателем повторяют слова. Затем чистоговорка обрабатывается индивидуально с каждым ребенком. обратите внимание на интонационную выразительность.

Пантомима   "Мухи".

Детям предлагается прослушать стихотворение, затем воспитатель читает, а дети, не произнося ни слова, "показывают" стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать музыкальное сопровождение. стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.)

Информация о работе Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении