Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:16, курсовая работа
С учётом вышеуказанного, в курсовой работе ставилась цель: рассмотреть вопрос формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические рекомендации по формированию данных навыков
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;
выявить основы и принципы методики формирования орфографических навыков;
выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы было принято положение о том, что повышению орфографической грамотности детей будет способствовать использование специально разработанной системы упражнений, направленной на формирование орфографических навыков у младших школьников.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками 7
1.1 Историко-критический анализ литературы по проблеме исследования 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 16
1.3 Процесс формирования орфографического навыка 23
1.4 Работы над орфографическим правилом 29
Глава II. Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 34
2.1 Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 34
2.2 Методическое обеспечение технологии формирования орфографических навыков учащихся третьего класса 43
Заключение 63
Список используемых источников 66
Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности слов. Было доказано, что успешность обучению правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно осознают ученики особенности слова как языковой единицы.
Однако одна из заслуг К.Д. Ушинского состоит в том, что он разработал теорию орфографических навыков, согласно которой сознательность и автоматизм не противопоставляются, не исключают друг друга, а являются различными стадиями образования навыка. Заметим, что К.Д. Ушинский допускал и возможность обучения орфографии механическим путем, каким обычно усваивали правописание писари, но принципиально он был против такого пути овладения правописанием [9, c. 76].
Автоматизация действия, понимаемая как отсутствие преднамеренности и сознательности при его выполнении, не означает невозможности при определённых условиях и в случае необходимости вновь сделать его сознательным. Это положение полностью относится к орфографическому навыку. Орфографические действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы. Автоматизация сознательных действий включает: во-первых, постепенное уменьшение роли осознавания своих действий, во-вторых, свёртывание умственных операций за счёт обосновывающих, а затем и оперативных суждений, в-третьих, объединение о обобщение частных действий в более крупные действия, в-четвертых, усовершенствование приёмов выполнения действий, отбор более рациональных способов решения орфографических задач и в конце концов автоматизирование действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т.е. без всяких рассуждений [4, c. 101].
В исследованиях психологов Д.Н. Богоявленского, Л.М. Божович,
Г.Г. Граник и др. раскрывается сам механизм формирования орфографического навыка как образования временных связей. Так, при формировании навыков правописания морфем слова эта же цепь ассоциаций имеет в своем составе несколько звеньев: 1) слухо-артикуляционное восприятие слова или предложения; 2) осмысливание смыслового и грамматических значений, морфемного состава слова; 3) зрительное представление – реакция письма.
Решая вопрос о работе
над формированием у школьников
орфографических навыков, учитель
должен прежде всего учитывать
Важно еще обратить внимание
на следующее обстоятельство: автоматизированный
навык позволяет на каждом шагу,
в частности при затруднениях,
вновь становиться
В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:
– нахождение в слове орфограмм;
– написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;
– обоснование орфограмм;
– нахождение и исправление орфографических ошибок.
Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:
– высокий научный уровень преподавания орфографии;
– связь между формирование орфографических навыков и развитием речи;
– знание орфографических правил;
– знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
– упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.
Причём следует подчеркнуть, что упражнения и правильно понятая тренировка – это не повторение одного и того же первично произведённого движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи, в процессе которой первоначально движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется [35, c. 37].
Как формируются навыки? Как организовать быстрое, безошибочное и прочное овладение учащимися навыками?
Умения и навыки формируются на основе выполнения определенной системы упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе творческого их применения в изменяющихся ситуациях.
Что же следует понимать под термином «упражнение»?
В психологии упражнением называют многократное выполнение определённых действий или видов деятельности, имеющее целью их основание, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. В этом определении подчёркивается целенаправленность упражнений, которые осуществляются на основе понимания и тщательно продуманного педагогического руководства.
Стихийное, неуправляемое повторение действий может не привести к их усовершенствованию или приведёт к механической тренировке в применении действий в стандартных условиях.
Педагогическое руководство
Осуществляя функцию «скрытого контроля», сознание как бы находится всегда в резерве», включаясь тогда, когда выполнение автоматизированных действий наталкивается на какие-то препятствия: кончились чернила в авторучке, неправильно подобрано слово, на бумаге оказался волосок и буква не получилась – во всех этих случаях немедленно включается «главный контролер» – человеческое сознание. Оно осуществляет анализ затруднений и определяет путь преодоления препятствий. В результате такого контроля и устранения затруднения функционирование выработанного навыка продолжается.
Показателями успешного
– увеличивающаяся быстрота выполнения отрабатываемых движений;
– повышение их качества, точности, согласованности;
– падение физического и нервного напряжения у самого работающего человека.
Нетрудно вспомнить, что взрослый,
обучая ребенка писать, прыгать, играть
на рояле, не только показывает ему
образец автоматизируемого
В области орфографии школьники овладевают умениями и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Такой навык в подавляющем большинстве случаев представляет собой физическое действие: скоропись, бег, метание и т.д. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий и представляют собой «автоматизированные компоненты сознательного действия человека». Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (имеется в виду письменная речь).
С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две крупные группы:
1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок и суффиксов);
2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе [5, c. 92].
Орфографический навык формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как:
— навык письма;
— умение анализировать слово с фонетической стороны;
— умение устанавливать морфемный состав слова;
— умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
— умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило;
— умение подобрать проверочные слова и др. Каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования орфографического навыка[5, с. 81]. Важно взаимодействие между ними.
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней:
1. Учебная ситуация
порождает потребность
2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.
3. Составление алгоритма
выполнения действия по
4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану — поэтапно.
5. Повторное, многократное
выполнение действия по плану,
по алгоритму — в изменяющихся
условиях и в вариантах, с
постепенным «свертыванием»
6. Появление автоматизма безошибочного письма [5, с. 83].
Постепенный отказ от правила.
Весь этот цикл не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы.
Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия;
1. Развитие речевого (фонематического) слуха.
2. Развитие орфографической зоркости.
3. Понимание языковых значений.
4. Овладение умениями
и простыми навыками, на которых
основывается орфографический
5. Умение выбрать способ
выполнения орфографического
6. Выполнение достаточного
количества практических
7. Систематическая работа над ошибками.
Рассмотрим каждое условие более подробно.
Фонематический слух — это «способность человека к анализу и синтезу речевых звуков» [3, с. 64]. С начала орфографической работы в школе в механизме фонематического слуха появляется новый аспект и новая функция: способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции и немедленно, сразу проверять ее на основе аналогии, т.е. в родственных словах.
Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений:
а) аналитические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях;
6) синтетические упражнения на этих же уровнях;
в) работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение орфоэпии;
г) специальные упражнения в словоизменении: пил, пила, пили;
д) специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник;
е) выразительное чтение, декламация;
ж) специальные упражнения в проговаривании;
з) общее речевое развитие:
обогащение словаря, развитие механизмов
образования морфологических
Проговаривание — это упражнение, которое положительно сказывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литературное произношение) и орфографическим (буквенное произношение). Чтобы орфоэпия и орфография не противоречили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: вначале орфоэпическое, а затем орфографическое. Проговаривание с ясным произношением букв (ммм-роо-ррр-ооо-ззз), с особенным выделением орфограмм вырабатывает у учащихся внимание к буквенному составу слова, умение замечать несовпадения произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.
Развивающийся фонематический слух способствует возникновению и развитию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.
Орфографическая зоркость — это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и. их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность являются одной из главных причин допускаемых ошибок.
Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы.
Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способности видеть допущенные ошибки. Стимулированием самоконтроля является то, что самостоятельно сделанные исправления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу, наоборот, умения в области самопроверки должны поощряться.
Сознательный подход к усвоению орфографии учащимися обеспечивает понимание языковых значений. В данном случае под языковыми значениями понимается содержание целых высказываний, смысл отдельных предложений, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фразеологических единиц, значения отдельных морфем в составе слова, а также грамматическое значение слов, словоформ и морфем.
Информация о работе Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников