Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:16, курсовая работа
С учётом вышеуказанного, в курсовой работе ставилась цель: рассмотреть вопрос формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические рекомендации по формированию данных навыков
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;
выявить основы и принципы методики формирования орфографических навыков;
выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы было принято положение о том, что повышению орфографической грамотности детей будет способствовать использование специально разработанной системы упражнений, направленной на формирование орфографических навыков у младших школьников.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками 7
1.1 Историко-критический анализ литературы по проблеме исследования 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 16
1.3 Процесс формирования орфографического навыка 23
1.4 Работы над орфографическим правилом 29
Глава II. Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 34
2.1 Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 34
2.2 Методическое обеспечение технологии формирования орфографических навыков учащихся третьего класса 43
Заключение 63
Список используемых источников 66
Применение разнообразных приемов и упражнений – обязательное условие успешной работы по орфографии. Но в выборе приёмов не должно быть самотёка. При определении того, какой именно приём или какого рода упражнение нужно применить в каждом конкретном случае, необходимо учитывать разнообразные особенности каждого из них. Целесообразность применения того или иного приёма, упражнения с точки зрения методической определяется такими условиями, как:
а) степень соответствия его проходимому в данный момент материалу;
б) подготовленность учащихся к усвоению данного учебного материала;
в) доступность приёма с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся;
г) последовательность в применении отобранных с определенной целью приёмов.
Представление о последовательности упражнений и их соответствие целям и задачам обучения на различных этапах усвоения навыков можно представить в виде следующей таблицы.
Последовательность упражнений в процессе усвоения учащимися навыков
Дидактическая цель (задача) |
|
Актуализация опорных знаний и навыков |
Подготовительные упражнения |
Усвоение знаний (правил, понятий) |
Вводные упражнения (познавательные, мотивационные) |
Первичное применение знаний |
Пробные упражнения |
Овладение навыками в стандартных условиях |
Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию) |
Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений) |
Творческие упражнения |
Контроль, коррекция навыков и умений |
Контрольные упражнения |
Дадим краткую характеристику каждому из видов упражнений. Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.
Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой для усвоения навыков.
Пробные упражнения – это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении.
Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От проблемных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложностью, и трудность выполнения которых нарастает.
Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.
Контрольные задания
носят главным образом
В широком понимании термин «технология» означает совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Понятие «технология» (techne – искусство и logos – учение, наука) имеет множество трактовок:
Технология – это
методы, приёмы, средства (Паламарчук В.);
специальная организация
На протяжении многих лет учителя-практики предлагали свои технологии в разработки проблемных вопросов обучения.
Материалы экспериментального исследования и многолетний опыт работы педагогов над проблемой формирования орфографических навыков младших школьников позволяют высказать свои суждения, а также поделиться некоторыми разработками своей технологии по совершенствованию орфографических навыков учащихся во 2 классе. Данная технология состоит из трёх этапов, на которых используются различные задания и упражнения, направленные на формирование у детей орфографических навыков. Упражнения творческого характера, имеют большое значение для формирования навыков грамотного письма и письменной речи учащихся, позволяют решать вопросы нравственного воспитания, расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром. Поэтому упражнения и задания разработанные и опробованные нами, будут хорошими «помощниками» любому учителю на уроках русского языка в начальных классах.
Тематика заданий
Выбор методов и приёмов обучения орфографии обуславливается характером орфограммы, которые могут быть в любой значимой части слова: в приставке, корне, суффиксе, окончании. Разные типы орфограмм встречаются в пределах одной и той же морфемы и соответственно применяются при этом различные правила.
Методы обучения орфографии
В обучении орфографии используются методы:
- слово учителя;
- беседа;
- наблюдение и анализ орфограмм;
- самостоятельная работа учащихся.
Слово учителя как метод обучения орфографии используется для сообщения, например, цели предстоящей работы, при формулировке заданий для самостоятельной работы, при обобщениях. Этим методом преподаватель пользуется и для этимологических справок по поводу слов, написания которых проверяются словарём, при подведении итогов самостоятельной работы учащихся и прочее. Методом беседы изучается материал, усвоение которого подготовлено уже имеющимися у школьников знаниями. Это в основном написания, требующие установления грамматической формы слова, например написание падежных окончаний существительных и прилагательных, правописание суффиксов различных частей речи и другие.
Метод наблюдения и анализа предполагает сопоставление изучаемых явлений, вычленение сходных, обобщение, поэтому применение его целесообразно при изучении правописаний, проверяемых путём сопоставления с опорными словами, или написаний, проверяемых орфографическими и грамматическими правилами. Так, например, методом наблюдения проводится изучение правописания гласных, проверяемых ударением.
Метод самостоятельной работы может быть использован при изучении любой группы написаний, если учащиеся уже владеют навыком работы с учебником. Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми словарём.
Технология разрабатывается на определённый период времени. Эффективность технологии подтверждается высокими результатами, отличающимися от первоначальных. Наша технология охватывала целый учебный год и была направлена на формирование орфографических навыков учащихся второго класса.
1-ый этап – «Подготовительный»
Время проведения этапа – сентябрь, октябрь месяц, т.е. I учебная четверть.
На этом этапе мы должны убедить учеников в необходимости постоянной работы над орфографическими навыками. На этом этапе больше всего задействованы подготовительные и вводные упражнения. Здесь использовались такие направления работы, как работа над техникой письменной речи; работа над практическим усвоением орфографических норм литературного языка; работа над совершенствованием каллиграфических умений.
В ходе проведения данного этапа были выбраны следующие
методы работы:
- слово учителя;
- беседа;
- наблюдение и анализ орфограмм;
- самостоятельная работа учащихся
формы организации: упражнения на списывание с готового текста, орфографический разбор; письмо по памяти.
позиции педагога: педагог выступает в качестве
- источника информации;
- собеседника;
- консультанта.
2-ой этап – «Основной»
Время проведения этапа – II и III учебные четверти.
На этом этапе мы должны продолжать работу над формированием уже имеющихся орфографических навыков. А также проводить упражнения, которые способствуют предупреждению орфографических ошибок. Проводить работу над предлогами. На данном этапе использовались пробные, тренировочные и творческие упражнения.
В ходе проведения данного этапа были выбраны следующие
методы работы:
- слово учителя;
- беседа;
- наблюдение и анализ орфограмм;
- самостоятельная работа учащихся.
формы организации: упражнения творческого характера, работа над непроверяемыми написаниями, работа над предлогами.
позиции педагога: педагог выступает в качестве
- источника информации;
- собеседника;
- консультанта.
3-ий этап – «Заключительный»
Время проведения этапа – апрель, май месяц, IV учебная четверть.
На данном этапе проводились в основном творческие и контрольные упражнения, задачей которых было сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.
В ходе проведения данного этапа были выбраны следующие
методы работы:
- слово учителя;
- беседа;
- наблюдение и анализ орфограмм;
- самостоятельная работа учащихся.
формы организации: упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне, упражнения в правописании звонких и глухих согласных. позиции педагога: педагог выступает в качестве
- источника информации;
- собеседника;
- консультанта.
И так исходным материалом нашей технологии является база знаний, умений и навыков, накопленных третьеклассниками за период обучения во втором классе. На момент проведения технологии дети:
- умеют пользоваться школьными орфографическими словарями;
- умеют ставить вопросы к словам;
- умеют правильно употреблять в речи предлоги, не совпадающие в русском и белорусском языках;
- знают о корне слова, об однокоренных словах;
- умеют определять корень в однокоренных словах;
- знают правила правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова;
- знают об орфограмме
как о букве в слове,
- умеют списывать и
писать под диктовку слова,
предложения, тексты с изученны
- умеют находить в слове орфограмму на изученное правило.
Конечным же продуктом деятельности по развитию речи учащихся второго класса будут учащиеся:
- умеющие хорошо пользоваться школьными орфографическими и толковыми словарями;
- знающие части слова и их роль в слове;
- знающие способы проверки безударных гласных в корнях слов;
- знающие правила написания
парных звонких и глухих
- умеющие выделять в слове значимые части;
- умеющие подбирать однокоренные слова;
-умеющие находить чередующиеся согласные в корнях однокоренных слов;
- умеющие применять на практике правила написания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов;
- умеющие отличать приставки от предлогов.
- грамотно пишущие
словарные слова, данные в
Таким образом, используя технологию формирования орфографических навыков учащихся второго класса, мы ориентируемся на активное усвоение компонентов орфографии, на вопросы и потребности младших школьников и на требования программы.
Как уже говорилось, в параграфе 2.1 предложенная нами технология проводилась с сентября по май месяц, в течение всего учебного года. Технология осуществлялась на базе 3 «Г» класса ОШ № 1 г. Мозыря. Мы не спроста выбрали именно этот класс. Ученики 3-го «Г» не отличались высокими показателями обучения: многие дети слабо читали, были мало активны на уроках, допускали много орфографических ошибок в письменных работах. Поэтому, апробируя свою технологию, мы преследовали целью, в первую очередь заинтересовать детей в изучении русского языка и формировать у них устойчивые орфографические навыки.
Вводилась технология преимущественно на уроках русского языка и дополнительных занятиях. Мы разрабатывали специальные комплексы упражнений, проводимые на каждом этапе, и под руководством учителя или с его помощью они предлагались ученикам.
Перед введением технологии и во время её использования мы проводили чёткие наблюдения за детьми, вели учёт изменениям в их орфографическом развитии.
Первый этап технологии, подготовительный, как уже отмечалось, проводился в период с сентября по октябрь месяц, что охватывает I учебную четверть.
Основная работа и предлагаемые упражнения были направлены на закрепление умений и навыков полученных в 1и 2 классах и на плавный переход к более сложному уровню орфографии русского языка. Отрабатывался приём, с которым дети познакомились в первом классе. Списывание – это прием, состоящий в полном копировании учеником с книги или с доски отдельных слов, предложений или целых связных отрывков. Списывание – это один из эффективных видов упражнений, содействующих выработке навыков орфографического безошибочного письма. Выполнение этого упражнения сводится к записыванию учениками обозреваемых ими текстов. Знание классификации вариантов списывания полезно учителю, так как позволяет держать в поле зрения всё многообразие подобных упражнений, поможет более правильно выбрать нужный вид списывания в каждом отдельном случае, увязать с другими орфографическими упражнениями, например диктантами, и даст возможность добиться разнообразия на уроках правописания.
Информация о работе Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников