Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

С учётом вышеуказанного, в курсовой работе ставилась цель: рассмотреть вопрос формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические рекомендации по формированию данных навыков
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;
выявить основы и принципы методики формирования орфографических навыков;
выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы было принято положение о том, что повышению орфографической грамотности детей будет способствовать использование специально разработанной системы упражнений, направленной на формирование орфографических навыков у младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками 7
1.1 Историко-критический анализ литературы по проблеме исследования 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 16
1.3 Процесс формирования орфографического навыка 23
1.4 Работы над орфографическим правилом 29
Глава II. Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 34
2.1 Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 34
2.2 Методическое обеспечение технологии формирования орфографических навыков учащихся третьего класса 43
Заключение 63
Список используемых источников 66

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач готов.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Применение разнообразных  приемов и упражнений – обязательное условие успешной работы по орфографии. Но в выборе приёмов не должно быть самотёка. При определении того, какой именно приём или какого рода упражнение нужно применить в каждом конкретном случае, необходимо учитывать разнообразные особенности каждого из них. Целесообразность применения того или иного приёма, упражнения с точки зрения методической определяется такими условиями, как:

а) степень соответствия его проходимому в данный момент материалу;

б) подготовленность учащихся к усвоению данного учебного материала;

в) доступность приёма с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся;

г) последовательность в  применении отобранных с определенной целью приёмов.

Представление о последовательности упражнений и их соответствие целям  и задачам обучения на различных этапах усвоения навыков можно представить в виде следующей таблицы.

Последовательность  упражнений в процессе усвоения учащимися навыков

Дидактическая цель (задача)

 

Актуализация опорных  знаний и навыков

Подготовительные упражнения

Усвоение знаний (правил, понятий)

Вводные упражнения (познавательные, мотивационные)

Первичное применение знаний

Пробные упражнения

Овладение навыками в  стандартных условиях

Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию)

Творческий перенос  знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений)

Творческие упражнения

Контроль, коррекция навыков  и умений

Контрольные упражнения


 

Дадим краткую характеристику каждому из видов упражнений. Подготовительные упражнения имеют своей целью  подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Такие упражнения имеют  в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.

Вводные упражнения применяются  для того,  чтобы создать у  учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия  для самостоятельного поиска новых  способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой для усвоения навыков.

Пробные упражнения –  это самые первые задания на применение  только что полученных знаний.  Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё непрочно и учащиеся могут  допустить ошибки в его применении.

Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков  в стандартных условиях. От проблемных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложностью, и трудность выполнения которых нарастает.

Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том,  чтобы сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.

Контрольные задания  носят главным образом обучающий  характер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные и творческие элементы. Контрольные задания должны быть средней трудности и состоять из типовых ситуаций без особого усложнения содержания.

В широком понимании  термин «технология» означает совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Понятие «технология» (techne – искусство и logos  – учение, наука) имеет множество трактовок:

Технология – это  методы, приёмы, средства (Паламарчук В.); специальная организация содержания обучения и подбор к нему творческих задач (Бухвалов В.); педагогическая техника (Зятюк Н.); содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В.).

На протяжении многих лет учителя-практики предлагали свои технологии в разработки проблемных вопросов обучения.

Материалы экспериментального исследования и многолетний опыт работы педагогов над проблемой формирования орфографических навыков младших школьников позволяют высказать свои суждения, а также поделиться некоторыми разработками своей технологии по совершенствованию орфографических навыков учащихся во 2 классе. Данная технология состоит из трёх этапов, на которых используются различные задания и упражнения, направленные на формирование у детей орфографических навыков. Упражнения творческого характера, имеют большое значение для формирования навыков грамотного письма и письменной речи учащихся, позволяют решать вопросы нравственного воспитания, расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром. Поэтому упражнения и задания разработанные и опробованные нами, будут хорошими «помощниками» любому учителю на уроках русского языка в начальных классах.

Тематика заданий ориентирована  прежде всего на обогащение социально-нравственного  опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности  речевого самовыражения.

Выбор методов и приёмов обучения орфографии обуславливается характером орфограммы, которые могут быть в любой значимой части слова: в приставке, корне, суффиксе, окончании. Разные типы орфограмм встречаются в пределах одной и той же морфемы и соответственно применяются при этом различные правила.

Методы обучения орфографии

В обучении орфографии используются методы:

- слово учителя;

- беседа;

- наблюдение и анализ орфограмм;

- самостоятельная работа учащихся.

Слово учителя как  метод обучения орфографии используется для сообщения, например, цели предстоящей работы, при формулировке заданий для самостоятельной работы, при обобщениях. Этим методом преподаватель пользуется и для  этимологических справок по поводу слов, написания которых проверяются словарём, при подведении итогов самостоятельной работы учащихся и прочее. Методом беседы изучается материал, усвоение которого подготовлено уже имеющимися у школьников знаниями. Это в основном написания, требующие установления грамматической формы слова, например написание падежных окончаний существительных и прилагательных, правописание суффиксов различных частей речи и другие.

Метод наблюдения и анализа  предполагает сопоставление изучаемых  явлений, вычленение сходных, обобщение, поэтому применение его целесообразно  при изучении правописаний, проверяемых путём сопоставления с опорными словами, или написаний, проверяемых орфографическими и грамматическими правилами. Так, например, методом наблюдения проводится изучение правописания гласных, проверяемых ударением.

Метод самостоятельной  работы может быть использован при изучении любой группы написаний, если учащиеся уже владеют навыком работы с учебником. Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми словарём.

Технология разрабатывается  на определённый период времени. Эффективность технологии подтверждается высокими результатами, отличающимися от первоначальных. Наша технология охватывала целый учебный год и была направлена на формирование орфографических навыков учащихся второго класса.

1-ый этап – «Подготовительный»

Время проведения этапа – сентябрь, октябрь месяц, т.е. I учебная четверть.

На этом этапе мы должны убедить учеников в необходимости  постоянной работы над орфографическими навыками. На этом этапе больше всего задействованы подготовительные и вводные упражнения. Здесь использовались такие направления работы, как работа над техникой письменной речи; работа над практическим усвоением орфографических норм литературного языка; работа над совершенствованием каллиграфических умений.

В ходе проведения данного  этапа были выбраны следующие

методы работы:

- слово учителя;

- беседа;

- наблюдение и анализ орфограмм;

- самостоятельная работа учащихся

формы организации: упражнения на списывание с готового текста, орфографический разбор; письмо по памяти.

позиции педагога: педагог выступает в качестве

-  источника информации;

- собеседника;

- консультанта.

2-ой этап – «Основной»

Время проведения этапа  – II и III учебные четверти.

На этом этапе мы должны продолжать работу над формированием уже имеющихся орфографических навыков. А также проводить упражнения, которые способствуют предупреждению орфографических ошибок. Проводить работу над предлогами. На данном этапе использовались пробные, тренировочные и творческие упражнения.

В ходе проведения данного  этапа были выбраны следующие

 методы работы:

- слово учителя;

- беседа;

- наблюдение и анализ орфограмм;

- самостоятельная работа учащихся.

 формы организации: упражнения творческого характера, работа над непроверяемыми написаниями, работа над предлогами.

позиции педагога: педагог выступает в качестве

-  источника информации;

- собеседника;

- консультанта.

3-ий этап – «Заключительный»

Время проведения этапа  – апрель, май месяц, IV  учебная четверть.

На данном этапе проводились  в основном творческие и контрольные  упражнения, задачей которых было сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.

В ходе проведения данного  этапа были выбраны следующие

 методы работы:

- слово учителя;

- беседа;

- наблюдение и анализ орфограмм;

- самостоятельная работа учащихся.

формы организации: упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне, упражнения в правописании звонких и глухих согласных. позиции педагога: педагог выступает в качестве

-  источника информации;

- собеседника;

- консультанта.

И так исходным материалом нашей технологии является база знаний, умений и навыков, накопленных третьеклассниками за период обучения во втором классе. На момент проведения технологии дети:

- умеют пользоваться школьными орфографическими словарями;

- умеют ставить вопросы к словам;

- умеют правильно употреблять в речи предлоги, не совпадающие в русском и белорусском языках;

- знают о корне слова, об однокоренных словах;

- умеют определять корень в однокоренных словах;

- знают правила правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова;

- знают об орфограмме  как о букве в слове, написание  которой надо проверять;

- умеют списывать и  писать под диктовку слова,  предложения, тексты с изученными орфограммами;

- умеют находить в  слове орфограмму на изученное  правило.

Конечным же продуктом  деятельности по развитию речи учащихся второго класса будут учащиеся:

- умеющие хорошо пользоваться школьными орфографическими и толковыми словарями;

- знающие части слова и их роль в слове;

- знающие способы проверки  безударных гласных в корнях  слов;

- знающие правила написания  парных звонких и глухих согласных,  согласных непроизносимых согласных  в корнях слов;

- умеющие выделять в слове значимые части;

- умеющие подбирать однокоренные слова;

-умеющие находить чередующиеся согласные в корнях однокоренных слов;

- умеющие применять на практике правила написания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов;

- умеющие отличать приставки от предлогов.

- грамотно пишущие  словарные слова, данные в учебнике.

Таким образом, используя  технологию формирования орфографических навыков учащихся второго класса, мы ориентируемся на активное усвоение компонентов орфографии, на вопросы и потребности младших школьников и на требования программы.

 

2.2 Методическое обеспечение технологии формирования орфографических навыков учащихся третьего класса

 

Как уже говорилось, в  параграфе 2.1 предложенная нами технология проводилась с сентября по май месяц, в течение всего учебного года. Технология осуществлялась на базе 3 «Г» класса ОШ № 1 г. Мозыря. Мы не спроста выбрали именно этот класс. Ученики 3-го «Г» не отличались высокими показателями обучения: многие дети слабо читали, были мало активны на уроках, допускали много орфографических ошибок в письменных работах. Поэтому, апробируя свою технологию, мы преследовали целью, в первую очередь заинтересовать детей в изучении русского языка и формировать у них устойчивые орфографические навыки.

Вводилась технология преимущественно  на уроках русского языка и дополнительных занятиях. Мы разрабатывали специальные комплексы упражнений, проводимые на каждом этапе, и под руководством учителя или с его помощью они предлагались ученикам.

Перед введением технологии и во время её использования мы проводили чёткие наблюдения за детьми, вели учёт изменениям в их орфографическом развитии.

Первый  этап технологии, подготовительный, как уже отмечалось, проводился в период с сентября по октябрь месяц, что охватывает I учебную четверть.

Основная  работа и предлагаемые упражнения были направлены на закрепление умений и навыков полученных в 1и 2 классах и на плавный переход к более сложному уровню орфографии русского языка. Отрабатывался приём, с которым дети познакомились в первом классе. Списывание – это прием, состоящий в полном копировании учеником с книги или с доски отдельных слов, предложений или целых связных отрывков. Списывание – это один из эффективных видов упражнений, содействующих выработке навыков орфографического безошибочного письма. Выполнение этого упражнения сводится к записыванию учениками обозреваемых ими текстов. Знание классификации вариантов списывания полезно учителю, так как позволяет держать в поле зрения всё многообразие подобных упражнений, поможет более правильно выбрать нужный вид списывания в каждом отдельном  случае, увязать с другими орфографическими упражнениями, например диктантами, и даст возможность добиться разнообразия на уроках правописания.

Информация о работе Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников