Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:16, курсовая работа
С учётом вышеуказанного, в курсовой работе ставилась цель: рассмотреть вопрос формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические рекомендации по формированию данных навыков
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;
выявить основы и принципы методики формирования орфографических навыков;
выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы было принято положение о том, что повышению орфографической грамотности детей будет способствовать использование специально разработанной системы упражнений, направленной на формирование орфографических навыков у младших школьников.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками 7
1.1 Историко-критический анализ литературы по проблеме исследования 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 16
1.3 Процесс формирования орфографического навыка 23
1.4 Работы над орфографическим правилом 29
Глава II. Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 34
2.1 Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 34
2.2 Методическое обеспечение технологии формирования орфографических навыков учащихся третьего класса 43
Заключение 63
Список используемых источников 66
Возле (грядок) – две (лопаток)
Возле (кадок) – два ведра.
После утренней (зарядок)
Мы работали на (грядок) –
И (посадок) все в (порядок),
Их теперь полить пора.
(Е.Благинина.)
5. Подберите слова, которые отличаются звонкими или глухими согласными.
шар – жар год – код
пой - … том - …
тень - … тело - …
пил - … полка - …
точка - … тоска - …
Упражнения четвертой группы довольно трудны уже по своей структуре. Ребенок должен обозначить согласный звук, основываясь на сопоставлении проверяемого и проверочного слов. Все те умения, которые формируются в процессе выполнения упражнений первых трёх видов, здесь выступают в совокупности, образуя первую собственно орфографическую задачу. Обычно такие задания составляют основное содержание уроков по русскому языку: различного рода списывания, диктанты, комментированное письмо.
Наблюдения за работой на уроках русского языка в третьем классе показали, что детям интересны предложенные задания, с которыми они успешно справились.
Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.
В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку, усиливать поиск новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения орфографии.
Наше исследование было посвящено теме: «Формирование орфографических навыков младшего школьника в третьем классе». Нами была разработана и описана технология, направленная на повышение орфографических навыков учащихся третьего класса, а также были разработаны определённые методы и формы работы, позиция учителя на каждом этапе технологии. Проведённая работа доказывает, что для формирования орфографических навыков младших школьников необходимо использование системы упражнений, при помощи которых можно добиться высоких результатов в обучении.
В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников методической и научной литературы, систематизировали и углубили знания о лингвистических основах орфографических навыков. Этот материал можно рекомендовать для ознакомления как начинающим педагогам, так и опытным учителям.
Во второй главе определили ряд упражнений для формирования орфографических навыков третьеклассников. Считаем это главным, так как навыки, заложенные в начальной школе, являются базисом грамотности ребят. Эта основа поможет школьникам совершенствовать свои знания, развивать интеллект.
Чтобы достичь поставленной
в работе цели – рассмотреть вопрос
формирования навыков орфографии и
разработать некоторые
- Проанализировали научно-методическую литературу и выяснили, что такое навык, и как он может формироваться.
- Выявили основы и принципы методики формирования орфографических навыков.
- Выявили наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
На основе анализа
и обобщения нашего опыта и
опыта учителей, успешно работающих
над формированием
1. В работе над формированием
орфографических навыков у
2. Приёмы, методы, формы,
используемые в ходе этой
3. Как показывает практика,
учебный материал по
Упражнения используемые на I этапе технологии
Упражнение 1.
Списать слова, поставить ударение:
Нитки, Антон, парта, сосны, кукла, Ната, ноты, рыба, шнурок.
Упражнение 2.
Выпиши слова из трёх слогов с ударением на втором слоге:
Магазин, котик, котёнок, статуя, стрекоза, фиалка, дорожка.
Упражнение 3.
Спишите только однокоренные слова, докажите их родственность.
Дорогой, дороже, дорожка. Смех, смешить, смешать. Ползти, ползучий, полезный.
Упражнение 4.
Выпишите сначала пары слов, проверяемые одним проверочным словом, а потом пары слов, проверяемые разными словами.
Пос…дела от горя.
Пос…дела на скамейке.
Девочка выгл…нула.
Солнце выглянуло.
Сл…зать по лестнице.
Сл…зать сметану.
Для осознания способов проверки использовались упражнения, связанные с орфографическими наблюдениями.
Упражнения 1.
Измените словосочетание по образцу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните проверочные слова. Как вы подобрали проверочные слова?
Образец: м…ховая шапка – шапка из меха
ст…льные рельсы - …,
ш…рстяной платок - …,
д…ревянная постройка - …,
м…сные котлеты - …,
з…лотое кольцо - … .
Упражнение 2.
В каждой паре родственных слов подчеркните проверочные слова для безударного гласного в корне слова. Назовите способ проверки.
Осенние краски – краски осени,
звериный след – след зверя,
городская улица – улица города,
лесной житель – житель леса
морской берег – берег моря.
Приём постановки орфографической цели был направлен на выработку у детей орфографической зоркости.
Для закрепления орфографического навыка использовались также слова, содержащие в себе сразу несколько орфограмм, над которыми велась работа одновременно.
Упражнение 1.
Найдите в словах несовпадение звучания и написания. Устно докажите правильность написания.
Молодёжь, город, кадушка, головка, полоска, площадка, снежки.
Упражнение 2.
Подберите такое слово, чтобы оно было проверочным для звонких и глухих согласных, для безударных гласных.
Девчата, девчонки – девочки,
легко - …, поезд - …,
молот - …, голубка - … .
Упражнение 3.
Проверьте написание звонких и глухих согласных. Подчеркните в проверочных словах безударные гласные.
Просьба – просить, след – следить, пост - , глаз - …, лошадка - … .
Упражнения используемые на II этапе технологии
Для формирования устойчивого интереса к словам с непроверяемыми написаниями мы использовали следующие упражнения:
1) слова, в которых
есть три орфограммы;
2) слова, в которых есть две одинаковых
орфограммы;
3) слова, в которых есть одна проверяемая и одна
непроверяемая орфограммы:
1) слово, в
котором "спряталось" название
животного;
2) слово, в котором "спряталось" название
цветка;
3) слово, в котором "спряталось" название
птицы.
Ой, как маме тяжело!
Сумка давит на плечо.
Из ________ мама [килаграм]
Несет четыре ________. [груша ]
Сын ее любимый [магазин]
Любит ____________. [апильсин]
де са ня жать
га рев мА
зин бе ли
Слова такие разные:
Котлета и пирог,
Вагон и потолок,
Шоссе и чемодан.
Как написать их нам?
– Ребята рассуждали,
И одного не знали
Что способ, как писать, один,
Его ведь ты подскажешь им?
Способ написания обсуждается, после чего словарные слова сначала записываются с "окошками", а затем учащиеся обращаются к словарю.
С...сиски в ужасе кричали,
К...тлеты тоже не молчали.
В к...стрюле распластались м...к...роны,
К...фир прижался к стенке ровной.
Полдня играл в футбол Сережка,
Проголодался он немножко.
Вновь собирался холодильник он открыть
И все, что там осталось, проглотит.
Заполнение "окошек" предполагается либо по памяти (на этапе проверки), либо по словарю (на этапе усвоения). А также возможно организовать прочитайте стихотворения на слух, чтобы избежать готового выделения орфограмм в виде "окошек".
Информация о работе Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников