Методика работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить учебную и психолого – педагогическую литературу по теме исследования.
Задачи:
Дать характеристику младшего школьного возраста.
Представить индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью.
Дать понятие умственной отсталости, рассмотреть причины и виды умственной отсталости.
Дать характеристику учебных организаций 8 вида.
Представить характеристику учебной деятельности и основных ее компонентов.
Раскрыть метод работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………........ 3
Глава 1. Характеристика младшего школьного возраста…………………… 6
Глава 2. Индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью……………………………………………………………………...10
2.1. Понятие умственной отсталости. Виды и причины……………………..12
2.2. Характеристика учебных организаций 8 вида…………………………..15
Глава 3. Структура учебной деятельности…………………………………...18
Глава 4. Методика работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности детей с умственной отсталостью..…………………………. 22
4.1. Принципы обучения……………………………………………………........ 24
4.2. Методы обучения………………………………………………………........ 26
4.3. Формы обучения……………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат педагогика.docx

— 150.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Оглавление

Введение ……………………………………………………………………........ 3

Глава 1. Характеристика младшего школьного возраста…………………… 6

Глава 2. Индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью……………………………………………………………………...10

2.1. Понятие умственной  отсталости. Виды и причины……………………..12

2.2. Характеристика учебных организаций 8 вида…………………………..15

Глава 3. Структура учебной деятельности…………………………………...18

Глава 4. Методика работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности детей с умственной отсталостью..…………………………. 22

4.1. Принципы обучения……………………………………………………........ 24

4.2. Методы обучения………………………………………………………........ 26

4.3. Формы обучения……………………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………..31

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение

 Младший школьный возраст считается период с 7 до 10 лет, он соответствует обучению ребенка в начальных классах. Этот  возраст первая большая перемена в жизни ребенка, он связан с решительными изменениями в его деятельности так как наступает новый уровень общения как со сверстниками, так и со взрослыми, продолжается физическое и психологическое развитие ребенка. Одним из новообразований этого периода является учебная деятельность. (6,59)

             Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Она имеет свою структуру, состоящую из нескольких элементов: мотивы учебной деятельности, задачи учебной деятельности, действия, контроль и оценка. (12,78)     

               В наше время возникает необходимость рассматривать формирование учебной деятельности в единстве с проблемой индивидуальности каждого ученика, это обусловлено тем, что у каждого ребенка свои способности к обучению и важно предупредить отставание развития каждого ребенка в отдельности. Особенно ярко это отражается в обучении умственно отсталых детей.

            Умственно отсталые дети – это дети со - стойкими необратимыми нарушениями психического (в первую очередь, интеллектуального) развития, связанных с органически обусловленным недоразвитием, либо с ранним повреждением головного мозга. Такое определение основано на исследованиях многих ученых, таких как Л.С.Выгодский, А.Р.Лурия, К.С.Лебединский, Г.Е.Сухарева. (1, 43)

             Количество умственно отсталых детей в последние годы значительно возросло, и к сожалению процент таких детей растет с каждым годом. Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 5% от общей детской популяции. (1, 3)

             Согласно статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации», обучение детей с отклонениями в развитии должно осуществляться в специальных образовательных организациях адаптированных под категорию данных обучающихся. (3,95) Для детей с диагнозом умственная отсталость, созданы специальные (коррекционные) образовательные организации 8 вида.

              Основной задачей специальной (коррекционной) образовательной организации 8 вида является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности. (2,31)

              Так как дети, обучающиеся в коррекционных школах, в своем развитии отличаются от детей, обучающихся в обычных общеобразовательных школах, изменяется и организация их учебной деятельности и методика работы учителя начальных классов.

              Формирование учебной деятельности, в коррекционных школах должно быть направлено на развитие и коррекцию всех сфер личности ученика, именно от их развития будет зависеть его социальная активность и адаптация.

               Наблюдения за деятельностью умственно отсталых школьников показывают, что похвала, положительная оценка общественной значимости достигнутых ребенком результатов способствуют формированию мотивации, побуждают его как можно лучше проявить себя при выполнении задания. Кроме того, у отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации. (11, 18)

             Важнейшим условием формирования учебной деятельности является взаимодействие учителя и учеников во время занятий, на основе общей задачи учения, что обеспечит умения у школьников логически мыслить, высказывать свое мнение, совершать учебные действия.

              Значительная роль принадлежит именно учителю, доброжелательность педагога к ученикам — одно из условий, формирующих их положительную учебную направленность, освоение в учебной деятельности.

              Цель работы: изучить учебную и психолого – педагогическую литературу по теме исследования.

              Задачи:

  1. Дать характеристику младшего школьного возраста.
  2. Представить индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью.
  3. Дать понятие умственной отсталости, рассмотреть причины и виды умственной отсталости.
  4. Дать характеристику учебных организаций 8 вида.
  5. Представить характеристику учебной деятельности и основных ее компонентов.
  6. Раскрыть метод работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

           

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

                  Глава 1. Характеристика младшего школьного возраста

              Для того чтобы лучше понять, как и почему возникают затруднения в обучении детей с отклонениями в развитии, необходимо прежде всего рассмотреть основные закономерности развития ребенка в норме, так как основные существенные черты аномального развития выявляются в сопоставлении с закономерностями развития нормального ребенка.

             Обычно ребенок идет в школу в возрасте семи лет. Возраст семи лет, является переходным возрастом, в это время ребенок переходит от дошкольного к младшему школьному возрасту. Младшим школьным возрастом считается, возраст детей с 7 до 10 лет, что соответствует обучению ребенка в начальных классах. Этот  возраст первая большая перемена в жизни ребенка, он связан с решительными изменениями в его деятельности, наступает новый уровень общения как со сверстниками, так и со взрослыми, продолжается физическое и психологическое развитие ребенка. (12, 90)  

             Организм ребенка, в каждом возрасте имеет свои особенности, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка, поэтому для учителя очень важно знать все возрастные особенности детей, с которыми он работает.

              Младший школьный возраст, является относительно спокойного и равномерного физического развития ребенка: увеличивается рост и вес, идет увеличение мышечной силы и выносливости, жизненной емкости легких идет равномерно и пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью, поэтому сердце становится достаточно выносливым. В крови заметно увеличивается количество белых кровяных телец, поэтому сопротивляемость к заболеваниям повышается. Головной мозг тоже работает достаточно хорошо, однако наиболее важные отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам). Костная система младшего школьника находится в стадии формирования, не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей, в костной системе еще много хрящевой ткани. В скелетных мышцах детей, в данный возрастной период, происходят изменения, благодаря этим изменениям обеспечивается высокая подвижность и не утомляемость детей, так как за счет данных изменений детский организм получает больше энергии. Обменные процессы в этом возрасте достаточно стабильны. (10, 27)

              Психическое развитие ребенка, в данный период, достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь уже достаточно развиты, поэтому ребенок 6-7 лет уже достаточно хорошо ориентируется в окружающем его мире, много о нем знает, легко запоминает информацию различного содержания, знает много стихов и сказок, может пересказать примерное содержание текстов, умеет лепить, рисовать, конструировать и так далее, достаточно хорошо излагает и высказывает свое мнение. (6, 386)

             В период младшего школьного возраста преобладает дальнейшее развитие мышления, именно в это время происходит переход от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний и ведет к развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий. (дубровина, 392) Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500 - 4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

            Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник - 6-8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный и яркий. Для того чтобы дети хорошо запоминали материал, нужно знать особенности  внимания младших школьников, оно заключается в том, что у них слабо развито произвольное внимание, то есть они еще не умеют управлять своим вниманием, в этом возрасте у них довольно сильно преобладает непроизвольное внимание. На данном этапе развития ребенком движет интерес, его внимание привлекает та информация или тот предмет, который интересен ему в данный момент, он может изучать его часами. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. (6, 300)

              Учебная деятельность, также способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он учиться организовывать свою деятельность в течении дня, строит планы на ближайшее будущее и так далее, конечно при этом повышается самоконтроль и самооценка ребенка. Развивается способность сосредотачивать свое внимание на тех вещах, которые ему не интересны.

            Учебная деятельность стимулирует развитие восприятия, однако, восприятие в первом и даже начале второго класса еще не совершенно и поверхностно. Дети, в таком возрасте иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов. Например, путают буквы «ш» и «щ» или цифры «6» и «9». Следующая особенность восприятия младшего школьника заключается в том, что его восприятие напрямую связано с его действиями. Воспринять предмет ребенок сможет легче, если сможет с ним взаимодействовать, взять, потрогать, что-то изменить в нем. В первую очередь дети воспринимают те предметы, ту информацию, которые вызывают у них эмоциональный всплеск, например яркие красивые картинки. В процессе обучения восприятие детей становится более глубоким, становится целенаправленным, анализирующим, принимает характер наблюдения.  

             Вывод. Таким образом, видно, что психическое развитие ребенка, в данный период, достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь уже достаточно развиты, поэтому ребенок уже достаточно хорошо ориентируется в окружающем его мире, много о нем знает, легко запоминает информацию различного содержания.

          

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью

              Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети. К этой категории относятся дети, у которых вследствие органического недоразвития либо раннего поражения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта. Недоразвитие познавательной сферы при умственной отсталости проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. (1, 70)

             Процесс познавания мира ребенком начинается и происходит в течение всей жизни благодаря ощущениям и восприятию. Эти процессы представляют собой отражение окружающей действительности, информация о которой поступает к нам через органы чувств. У умственно отсталых детей чаще, чем у детей с нормальным развитием, наблюдаются нарушения органов слуха и зрения. Именно, это часто приводит к появлению недостатков восприятия.

              Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности. Это проявляется в неумении выделять главное, существенное в объекте. Отмечается также замедленный темп, узость объема, нарушение избирательности и пассивность процесса восприятия. Кроме перечисленных особенностей, восприятие при умственной отсталости недостаточно устойчиво, хаотично, также отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Для представлений, таких детей, характерны недефференцированность, фрагментальность и поверхностный характер. (13)

Информация о работе Методика работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности детей с умственной отсталостью