Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:17, курсовая работа
Цель работы: изучить учебную и психолого – педагогическую литературу по теме исследования.
Задачи:
Дать характеристику младшего школьного возраста.
Представить индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью.
Дать понятие умственной отсталости, рассмотреть причины и виды умственной отсталости.
Дать характеристику учебных организаций 8 вида.
Представить характеристику учебной деятельности и основных ее компонентов.
Раскрыть метод работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Введение ……………………………………………………………………........ 3
Глава 1. Характеристика младшего школьного возраста…………………… 6
Глава 2. Индивидуально – психологические особенности детей с умственной отсталостью……………………………………………………………………...10
2.1. Понятие умственной отсталости. Виды и причины……………………..12
2.2. Характеристика учебных организаций 8 вида…………………………..15
Глава 3. Структура учебной деятельности…………………………………...18
Глава 4. Методика работы учителя начальных классов по формированию учебной деятельности детей с умственной отсталостью..…………………………. 22
4.1. Принципы обучения……………………………………………………........ 24
4.2. Методы обучения………………………………………………………........ 26
4.3. Формы обучения……………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы
6. Принцип прочности усвоения знаний является одним из важнейших. Минимум полученных в специальной школе знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни. Главное в усвоении знаний — это повторение. Но в специальной школе повторение имеет свои особенности в связи с особенностями памяти детей с умственной отсталостью. Прежде всего, повторение должно быть разнообразным по форме.
7. Принцип индивидуализации обучения имеет особое значение в специальной школе. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик. (12, 152)
В дидактике методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учеников, направленной на решение задач образования. Метод обучения устанавливает способы деятельности преподавателя и учеников, которые обеспечивают эффективное усвоение изучаемого материала, как должен идти процесс обучения, какие действия и в какой последовательности должны выполнять учитель и ученики.
Во вспомогательной школе применяются такие же методы обучения, что и в обычной общеобразовательной школе, в связи с тем, что методы обучения характеризуются многими показателями, невозможно определить единую классификацию. Поэтому их классифицируют по нескольким основаниям.
Ученые, такие как Е.Я.Голаг, Д.О.Лордкипанидзе, Е.И.Петровский - отмечали, что значительное влияние на процесс обучения оказывают те источники, из которых учащиеся черпают знания. На этой основе они выделили словесные, наглядные и практические методы обучения. (12, 160)
Наиболее распространена в настоящее время классификация Ю.К. Бабанского, подразделяющаяся по характеру познавательной деятельности на 3 группы методов обучения: организация и осуществление учебно – познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учебно – познавательной деятельности, контроль и самоконтроль за эффективностью учебно – познавательной деятельности.
Так как большое значение для образования и воспитания умственно отсталых детей имеет трудовая деятельность, то в коррекционных школах применяется своя классификация методов обучения, в нее входят три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические методы обучения.
Словесные методы изложения учебного материала являются наиболее важными в процессе преподавания в коррекционной школе, к ним относятся: устное изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), беседа, самостоятельная работа учеников с литературой, инструкции. Именно словесные методы способствуют установлению контакта педагога и учащегося, что, в свою очередь, приводит к оптимизации процесса усвоения знаний. Помимо этого, слово учителя является образцом устной речи для учащихся, углубляет понимание речи окружающих, расширяет словарный запас детей. Так как значение учительской речи в процессе обучения очень высоко, к устному изложению учителем учебного материала предъявляются некоторые требования: материал, излагаемый учителем должен быть достоверным и интересным, доступным и понятным для ученика, устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными пособиями, речь учителя, в этот момент должна быть четкой и выразительной. (14)
Следующие группа методов обучения это наглядные методы, к ним относятся демонстрация наглядных пособий (плакаты, муляжи, фильмы, презентации, гербарии), показ трудовых приемов, самостоятельные наблюдения учеников, экскурсии.
Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложной техники в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения, именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств. Применяя наглядные средства, необходимо учесть особенности восприятия детей с умственной отсталостью: неполнота формируемого образа, связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна, связь между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета недостаточно осознана, мысленное воссоздание образа объемного предмета вызывает трудности, свойства предмета не полностью отражаются в речи учащегося, предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти. (12, 173)
Третьей группой методов обучения, являются практические методы, к ним относятся лабораторные работы, самостоятельная работа, наблюдения, графические и письменные работы, упражнения, работа с учебником.
Практические методы, так же как и остальные методы, играют большую роль в образовании и воспитании детей с умственной отсталостью. Выполняя, практические работы у детей развивается память, мышление, воображение, моторика. Ученики учатся, наблюдать за объектами и явлениями. (12, 176)
Успех и эффективность учено – воспитательной работы зависит и от умелого использования многообразия форм ее организации.
4.3. Формы обучения
Формой называют внешнее выражение, какого – либо содержания. Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. В коррекционной школе, также как и в обычной общеобразовательной школе, применяется урочная и внеурочная формы организации обучения. В каждой из них используется: фронтальная - предполагает одновременное группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя; групповая – когда общение учителя осуществляется с группой детей не более трех человек, которые взаимодействуют между собой и учителем, с целью реализации образовательных задач; и индивидуальная - когда общение учителя осуществляется с одним учеником, используется с целью индивидуального подхода к обучаемому. Данные формы являются общими формами организации обучения, далее идут внешние формы обучения. (2, 70)
К внешними формам обучения относятся: урок, урок - практикум, урок - семинар, факультативы, экскурсия, игра, лабораторные.
Урок является основной формой обучения – как в обычной, так и коррекционной школе. Урок – это единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом учащихся, планом и учебной программой. В этой форме представлены все компоненты учебно - воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы. В специальной школе он имеет коррекционную направленность, то есть на каждом уроке решается три сложные дидактические задачи: обучение, воспитание и коррекция. (12, 88)
В зависимости от дидактической задачи урока выделяются следующие основные типы уроков:
Вводный урок. В процессе вводного урока осуществляется подготовка учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке необходимо установить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания по тому или иному вопросу и сообщить некоторые общие сведения, необходимые для осмысленного восприятия нового материала.
Урок-сообщение, то есть формирование новых знаний. На этом уроке основное внимание уделяется изучению нового материала.
Обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, в процессе урока систематизируется изученный материал по одной теме.
Контрольный урок. Учащиеся в ходе урока выполняют проверочные и контрольные работы. Контроль полученных знаний может осуществляться в письменной или устной форме.
Урок формирования и закрепления умений и навыков. На уроке этого типа основное внимание уделяется практической деятельности.
Комбинированный урок сочетает в себе различные виды работ - объяснение, закрепление, проверку, обобщение и так далее.
Вывод. Из выше сказанного можно сделать вывод, что формирование учебной деятельности в классах коррекционно – развивающего и компенсирующего обучения по своей структуре ничем не отличаются от формирования учебной деятельности в обычных общеобразовательных классах, но благодаря психическим особенностям развития умственно отсталых детей в содержание учебной деятельности вносятся свои коррективы.
Таким образом, изучив учебную и психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы: у ребенка в младшем школьном возрасте при условии, если он развивается в норме, все психические процессы достаточно развиты. Благодаря им ребенок в этом возрасте уже может адаптироваться в обществе, ориентироваться в окружающем мире.
Но при возникновении патологий в развитии ребенка, неважно вследствие чего они возникли, будь это врожденная патология или приобретенная приводит порой к необратимым психическим процессам. В результате ребенок в дальнейшем отстает в развитии от своих сверстников, дальше возникают проблемы с адаптацией таких детей в обществе, проблемы с обучением и постепенно по нарастающей ребенок принимает статус умственно отсталого. Развитие детей с данными патологиями требуют особого внимания, и их обучение имеет свою специфику.
Именно для обучения детей с различными умственными патологиями созданы коррекционные образовательные организации 8 вида. Основными целями и задачами таких образовательных учреждений являются: обучение, развитие, воспитание, медицинское обслуживание, реабилитация и социальная адаптация детей с отклонениями в развитии.
Формирование учебной деятельности, в коррекционных школах направлено на развитие и коррекцию всех сфер личности ученика, именно от их развития будет зависеть его социальная активность и адаптация. Главная задача учителя начальных классов заключается в правильности построения учебной деятельности с учетом особенностей каждого ребенка, для этого он должен знать на сколько сформированы компоненты учебной деятельности у каждого обучающегося ребенка и направить свою работу на развитие всех компонентов учебной деятельности у каждого в отдельности ребенка.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что формирование учебной деятельности в классах коррекционно – развивающего и компенсирующего обучения по своей структуре ничем не отличаются от формирования учебной деятельности в обычных общеобразовательных классах, но благодаря психическим особенностям развития умственно отсталых детей в содержание учебной деятельности вносятся свои коррективы.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и главной среди других видов деятельности, выполняемых детьми.
Компоненты, составляющие учебную деятельность взаимосвязаны, а, следовательно, развитие одного из компонентов ведет к развитию другого.
Современное научное понятие о феномене рефлексии также содержит в себе характеристики многообразных ее проявлений. Рефлексия (англ. reflection) – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, собственных действий, поведения, опыта, состояний, способностей, характера, отношений к себе и к другим, своих задач, назначения и т.д. Понятийно, процессуально и функционально рефлексия связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием.
В качестве объекта рефлексии выступают сами процессы рефлексии, способы регуляции человеком собственного поведения и, наконец, собственное, или личное, сознание. Благодаря рефлексии сознание человека мечется в поисках смысла бытия, жизни, деятельности: находит, теряет, заблуждается, снова ищет, создает новый смысл и т. д. Оно напряженно работает над причинами собственных ошибок, заблуждений и крахов (57, реф)
Рефлексия является механизмом процесса самопознания. самопознание – это процесс познания самого себя своих потенциальных и актуальных свойств, личностных свойств, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми.
Под механизмом понимается
- сам субъект, каков он в действительности;
- субъект, каким он видит самого себя;
- субъект, каким он видится другому;
- и все три позиции,
но в восприятии другого