Методика развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на художественные произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: методически обосновать, разработать и апробировать в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу и нормативно-правовые документы по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический инструментарий и провести опытно-поисковую работу по выявлению уровней развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Диагностическое исследование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы……………………………………………………….. ……………………7
1.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………….15
1.3. Диагностическое исследование эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно-поисковой работы…………………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 Мишарина.docx

— 126.62 Кб (Скачать файл)

 

Вывод: результаты диагностики высокий-0 ;средний-10;низкий-6

 

 

 

Диагностическое задание «Описание картины» (Р.М. Чумичева ).

Цель: выявить способность к целому восприятию и осмысливать идейно- смысловое содержание авторского художественного произведения. Материал:

Инструкция: Ребенку предлагается внимательно в течении минуты рассмотреть картины и выбрать из них ту, которая больше всех понравилась, объясняя свой выбор. Если ребенок молчит, использую наводящие вопросы: Почему ты выбрал (а) именно эту картину? Что изображено на картине? Какое настроение передал художник в картине? Какие краски он использовал и почему? Что, по-твоему, самое главное в картине? Почему? Какое назвать, то, что изображено одним словом? Чем отличаются друг от друга? Какое  время года больше нравится (любишь)? О чем ты думаешь, когда смотришь на картину? Какое настроение вызывает у тебя картина? Какое название, художник дал картине?

Критерий оценки уровня восприятия художественных произведений.

 Высокий уровень: эмоциональная отзывчивость, чувствительность к особенностям произведения, средствам выразительности и изобразительности, целостностью восприятия художественного образа, образностью названия.

Средний уровень: эпизодичность восприятия художественного образа, присутствие фрагментарного проявления интереса, затрудняется определять средства выразительности и изобразительности, шаблонность в образности названия, восприятие художественного образа развито слабо.

Низкий уровень: не чувствуют эмоциональный характер настроения картины, не способен к целостному восприятию выразительности авторского художественного образа, не выделяет средства выразительности в соответствии с произведением, не владеет словарным запасом, интерес отсутствует или быстро угасает.

 Наблюдения показали, что дети легко выбрали понравившуюся  одну предложенных картин, но  в объяснении своего выбора  затруднялись. На наводящие вопросы  отвечали неполно, неразвернуто.

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод, что старшем дошкольном возрасте дети чувствительны к цвету, форме. Дети могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа - поля одуванчиков весной, ослепительной белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки.

По критерию «способность ребенка эмоционально откликаться на художественные произведения» нами были подобраны следующие диагностические задания:

Диагностическое задание №1: выявление уровня познавательного интереса к музыкальным произведениям

Предварительная работа заключалась в наблюдении за детьми в ходе восприятия музыкальных произведений. Был задан ряд общих вопросов:

- Любишь ли ты слушать  музыку?

- Какая музыка тебе  больше нравится?

- Слушаешь ли ты музыку  дома?

После этого детям предлагалось прослушать несколько произведений

Прокофьева С. С.: «Прогулка», «Сказочка»

Шостаковича Д. Д. из цикла танцы кукол: «Полька», «Вальс – шутка». После прослушивания были заданы следующие вопросы:

- Какая мелодия тебе  больше всего понравилась?

- Что ты себе представляешь, когда ее слушаешь?

Параметры оценки:

Высокий уровень: проявляет познавательный интерес к музыкальным произведениям разного жанра, как на занятиях, так и в свободное время, отзывчиво и эмоционально реагирует на нее, способны чувствовать не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части, активно отвечает на вопросы о прослушанном.

Средний уровень: проявляет интерес к музыке, довольно эмоционально реагирует на нее, способен чувствовать характер музыкального произведения, не достаточно активен в аналитической беседе о ней.

Низкий уровень: слабо проявляет интерес к музыке, спокойно, малоэмоционально реагирует на нее, затрудняется в оценке характера прослушанной музыки, не имеет желания к аналитическому восприятию музыкального произведения.

Дети выразили интерес к музыке, но эмоциональных переживаний музыка не вызвала. На заданные вопросы дошкольники отвечали кратко, составление связного высказывания из нескольких предложений вызвало затруднения, они не смогли передать своих чувств. Многие из детей копировали ответы и действия других, не имея порой своего собственного мнения. Несколько детей, в большей степени были заинтересованы окружающими их предметами, чем предложенными музыкальными произведениями.

Способность ребенка эмоционально откликаться на художественные произведения.

Высокий

Средний

Низкий

Аверьякова Софья

   

+

Алендарь Саша

 

+

 

Арипова Валерия

+

   

Ваганов Артем

   

+

Волков Максим

 

+

 

Гасанова Айгун

   

+

Иванова Ксюша

 

+

 

Каргаполов Никита

   

+

Комольцева Милана

 

+

 

Крапивин Даниил

   

+

Куркин Ярослав

 

+

 

Матвиенко Евангелина

+

   

Медведев Вячеслав

 

+

 

Мирзаева Селена

   

+

Пермякова Мария

 

+

 

Семенова Дарья

 

+

 

Вывод: высокий- 2; средний-8; низкий-6.

 

Диагностическое задание №2 «Восприятия литературных произведений» (Л.П.Стрелковой).

Процедура проводится с группой детей. Детям читают отрывок произведения С.Есенина «Белая береза»

Критерий оценки:

Высокий уровень: мимический отражает состояние персонажей, реально воспринимает эпизоды, делится с впечатлениями со сверстниками.

Средний уровень: сила эмоциональных реакций умеренная, эмоциональные проявления адекватны эпизодам сюжета и состоянию персонажа.

Низкий уровень: мимику не отражает, действия монотонные, со сверстниками не делится своими впечатлениями, сила эмоциональных состояний поверхностная, эмоциональное проявление эпизодам сюжета неадекватна.

Опираясь на психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о том, что старший дошкольник при слушании литературного произведения старший дошкольник способен устанавливать многообразные связи в тексте, воспринимать литературного героя, проникать в поэтическое содержание, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.

По третьему показателю эмоциональной отзывчивости «Способность перевоплощать эмоциональное чувство возникшее при восприятии художественных произведений в художественно-продуктивной деятельности» было подобрано  диагностическое задание «Раскраска персонажей».

В основе определения уровня художественного восприятия были положены следующие критерии:

- эмоциональная отзывчивость  при восприятии картин;

- умения использовать  средства выразительности и различные  материалы в собственных рисунках;

- использование рисунка  как средства выражения своего  настроения, чувств, эмоций, композиционное  решение, выразительность сюжета, цветовое  решение, техника исполнения, оригинальность  рисунка

- проявление собственного  мнения о произведениях, их критика, приведение разумных доводов.

Цель методики выявления уровня художественного восприятия следующая: дважды описать (изобразить) один и тот же предмет, реально присутствующий на занятии, но с различной ценностной окраской, как бы увиденный человеком в разных состояниях, в разные моменты жизни. Конкретизировать эту ситуацию каждый педагог может применительно к возрасту и индивидуальным особенностям ребенка.

Типичные уровни решения данной методики.

Низкий уровень: ребенок не может создать два действительно непохожих образа, передающих состояние описывающего (рисующего) человека;

Средний уровень: ребенок создает два ярко различающихся образа, но с помощью придуманных признаков; это не тот предмет, который он реально видит;

Высокий уровень: ребенок создает два разных образа предмета, может быть, даже противоположных по «эмоциональному тону», но в обоих случаях узнаваемых, а не произвольно придуманных. То есть ребенок, настроившись на определенный лад, замечает, усиливает, вычерпывает из неисчерпаемого запаса чувственных признаков предмета именно те, которые соответствуют его замыслу.

Во время формирующего эксперимента были сделаны следующие наблюдения: дети активно взаимодействовали не только с педагогом, но и с друг другом. Задавали друг другу разные вопросы, анализировали свои рисунки.

Способность перевоплощать эмоциональное чувство, возникшее при восприятии художественных произведений в художественно-продуктивной деятельности»

Высокий

Средний

Низкий

Аверьякова Софья

   

+

Алендарь Саша

 

+

 

Арипова Валерия

+

   

Ваганов Артем

   

+

Волков Максим

 

+

 

Гасанова Айгун

   

+

Иванова Ксюша

 

+

 

Каргаполов Никита

   

+

Комольцева Милана

 

+

 

Крапивин Даниил

   

+

Куркин Ярослав

 

+

 

Матвиенко Евангелина

 

+

 

Медведев Вячеслав

 

+

 

Мирзаева Селена

   

+

Пермякова Мария

 

+

 

Семенова Дарья

 

+

 

Вывод: высокий- 1; средний - 9; низкий-6.

 

 

 

 

 

Вывод.

В первом параграфе  нами были определены критерии, показатели и уровни развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на художественные произведения. Также нами были подобраны диагностические задания к каждому показателю уровня развития эмоциональной отзывчивости. Во время диагностики дошкольники проявляли интерес музыке, живописи, художественному слову, но большинство детей затруднялись при определении характера настроения произведений. На поставленные вопросы отвечали неразвернуто, кратко.

Анализируя полученные результаты диагностики на формирующем этапе нашей опытно-поисковой работы можно сказать, что уровень развития эмоциональной отзывчивости детей старшей группы сформирован недостаточно. В целом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности эмоциональной отзывчивости может быть значительно повышен с помощью специально организованной деятельности.

 

1.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.

Детский сад работает по программе М.А.Васильевой «От рождения до школы». Анализируя данную программу, а в частности раздел образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» можно сказать, что основной целью раздела является развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Педагогическая работа направлена на развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Педагог в процессе ознакомления с художественными произведениями развивает эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формирует умение выделять выразительные средства. Учит соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Считаем, что данный раздел программы недостаточно методически разработан для полноценного развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Поэтому считаем необходимым дополнительные

В процессе опытно-поисковой работы на начальном этапе нами было выявлено, что уровень развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован. В поиске содержания средств, методов для более успешного развития эмоциональной отзывчивости нами была подобрана книга Погорелова С.Т. « Круглый год», в которой автор предлагает календарный цикл стихотворений. «Стихотворения обращают внимание на календарные изменения в природе знакомят с важными для православных людей праздниками и памятными датами в жизни России»[34]. К книге также прилагается мультимедийное приложение. «Мультимедийное приложение создано на материале пейзажной фотографии дикторского чтения стихотворений и фоновой музыки в их синтезе»[34]. В основе авторской методики развития эмоциональной отзывчивости дошкольников лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию восприятия художественных ценностей, творческих способностей, продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Информация о работе Методика развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на художественные произведения