Методическая копилка по "Методике преподавания русского языка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 03:28, методичка

Краткое описание

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении Учащихся со смыслоразличительной функцией фонем (в школьной Терминологии - звуков) естественно наблюдение за звучанием и реалией, например, представленной в виде рисунка. Аналогичным образом мы поступаем, знакомя детей со словом, словосочетанием и т.д. Работа по русскому языку с учетом данного принципа формирует у детей научный взгляд на язык, на его назначение в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

копилка 2013.docx

— 62.14 Кб (Скачать файл)

Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении Учащихся со смыслоразличительной функцией фонем (в школьной Терминологии - звуков) естественно наблюдение за звучанием и реалией, например, представленной в виде рисунка. Аналогичным образом мы поступаем, знакомя детей со словом, словосочетанием и т.д. Работа по русскому языку с учетом данного принципа формирует у детей научный взгляд на язык, на его назначение в обществе.

Функциональный  принцип заключается в показе функций (т.е.роли) языковых явлений в языке и в речи. В языке нет единиц, не выполняющих ту или иную функцию или ряд функций. Так, функции фонем состоят в создании звуковой оболочки слова и  в различении слов, функция слов – быть средством наименования реалий, предложений – средством отражения событий и т.д.

Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций

Структурно-семантический  принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения)и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значения, и ее следует детям раскрывать, какое бы языковое явление ни изучалось. Так, форма предложного падежа имени существительного Выражает с одними падежами объектное, с другими – пространственно значение.

Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной стороны, между единицами одного уровня (их изменения под влиянием друг друга, например в фонетике- озвончение или оглушение согласных в определенных условиях) и с другой стороны, меду единицами разных уровней ( возможность или невозможность функционирования). Например, наблюдается прямая связь между лексикой и морфологией при образовании форм слов: у слова лист в значении «орган растения» форма род. пад. мн. числа листьев, а в значении «плоский кусок, сделанный из какого- либо металла»-листов.

 Раскрытие этих связей обеспечивает помимо усвоения сути явления, предупреждение различных речевых ошибок- коммуникативных или не коммуникативных.

Нормативно-стилистический принцип заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например, адресата, замысла, жанра и стиля речи. Соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает учащимся правильную эмоционально-выразительную речь.

Исторический  принцип  предполагает учет исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке. Историческое пояснения, даваемые учителем в процессе изучения языка, формируют научный взгляд на язык, способствуют лучшему осознанию сущности языковых явлений.

Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке

Методика фонетики располагает следующими частнометодическими принципами:  
 
- опора на речевой слух самих учащихся;  
 
- рассмотрение звука в морфеме;  
 
- сопоставление звуков и букв. 
 
В методике лексики и фразеологии действуют помимо общеметодических следующие принципы:  
 
- лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматических значений слова);  
 
- системный (учет всех элементов лексической парадигмы);  
 
- контекстный (рассмотрение слова в его синтагматических связях в достаточном контексте);  
 
- лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания). 
 
В методике словообразования специфическими являются следующие принципы:  
 
- структурно-словообразовательный;  
 
- лексико-словообразовательный;  
 
- мотивационный. 
 
Из специфики морфологии вытекают следующие частно-методические принципы:  
 
- лексико-грамматический;  
 
- парадигматический;  
 
- морфолого-синтаксический. 
 
Методика синтаксиса выработала следующие частно-методические принципы:  
 
- интонационный (сопоставление структуры и интонации);  
 
- морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).

 

Виды упражнений

Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений. 

  1. по характеру формируемых знаний грамматические упражнения делятся на две большие группы: 
  • морфологические (включая и лексико-морфологические);
  • синтаксические. 

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнений:  

  • опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;  
  • подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи  
  • постановка слова в указанной форме; 
  • разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи; 
  • группировка слов по частям речи;
  • полный или частичный морфологический разбор слова. 

Синтаксические  упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:  
 

  • отграничение одних синтаксических структур от других;  
  • определение структуры данной синтаксической единицы; 
  • нахождение в предложениях тех или иных структурных частей; 
  • составление схем предложений; 
  • составление предложений по схемам; 
  • составление предложений указанной структуры;  
  • полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и       предложений разных структур. 

Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к  овладению пунктуацией, а также  рядом коммуникативных умений.  

  1.  
    по характеру деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения) выделяются упражнения 
  • аналитические;
  • синтетические;
  • упражнения на сравнение; 
  • классификацию.

К аналитическим упражнениям относится грамматический разбор, включающий разбор по частям речи (морфологический) и по членам предложения (синтаксический разбор). 
 
Морфологический разбор имени существительного: 

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое род; склонение.
  4. Непостоянные признаки: падеж; число.
  5. Роль в предложении 

^ Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком. 
 
Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее. 
 
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.

 

Морфологический разбор имени прилагательного. 

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
  3. Непостоянные признаки: число; род (только в ед.ч.); падеж.
  4. Роль в предложении.  

 
Пример: Я вышел из душной комнаты. 
 
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

 
Разбор глагола  как части речи (морфологический  разбор). 

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Постоянные признаки: спряжение;
  4. Изменяемые признаки: число; время; лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени); род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе)
  5. Роль в предложении.

 
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес. 
 
уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

 
Морфологический разбор местоимения. 

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

 
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь. 
 
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение. 
Разбор предложения 

  1. Какое предложение по цели высказывания?
  2. Какое предложение по интонации?
  3. Распространенное оно или нераспространенное?
  4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

 
П р и м е р: 

После теплых дождей в лесу пошли грибы.( повествоват., невосклиц., распростр.) 
Что? Грибы - это подлежащее. 
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое. 
От подлежащего вопрос задать нельзя. 
Задаем вопрос от сказуемого. 
Пошли (где?) в лесу – это вт.член.- обстоятельство 
Пошли (когда?) после дождей – это вт.член.- обстоятельство 
После дождей (каких?) теплых – это вт.член. – определение 
 
Разбор по членам предложения несколько углубляется от класса к классу, по мере того как учащиеся овладевают новыми синтаксическими знаниями. 
 
 Синтетические упражнения по русскому языку – такие упражнения, при выполнении которых в деятельности учащихся преобладает синтез, в отличие от аналитических упражнений.  
 
Примеры: слияние звуков в слоге, составление слов из букв разрезной азбуки (I класс); образование новых слов с помощью аффиксов в соответствии со словообразовательными моделями; образование форм слов – склонение, спряжение; построение словосочетаний и предложений различных типов, введение в предложение осложняющих конструкций; построение текста – как отдельных его компонентов, так и письмо целых сочинений, устное рассказывание; построение обобщающих схем и таблиц по грамматике и пр. К числу упражнений, в которых преобладает синтез, относятся также диктанты.   В работе учителя и учащихся по русскому языку используются также аналитико-синтетические упражнения, в которых не наблюдается устойчивого преобладания анализа или синтеза. 
 
Аналитико-синтетические упражнения предполагают:

1) редактирование деформированного  текста;

2) вставку пропущенных  в тексте слов и определение  роли, которую они играют в  тексте;

3) различные виды разборов.

Упражнения на сравнения. 
 
Сравнение и сопоставление в обучении русскому языку – прием обучения и мыслительная операция. С. высоко ценил К. Д. Ушинский: он считал, что вся познавательная деятельность учащегося опирается на сравнение уже известного с неизвестным, на выделение неизвестных элементов и их усвоение.  
 
Упражнения на сравнения широко используется в проверке правописания слов путем их сопоставления с родственными словами, с аналогичными формами; прием противопоставления используется для выяснения смысловых различий.

 
Упражнения на классификацию широко используются при обучении младших школьников русскому языку.  
 
Например, при изучении темы «Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний. Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами» учащимся предлагается задание:  
 
Выпишите слова в два столбика: с проверяемыми и непроверяемыми написаниями. 
 
^ Вот мраморная арк.. 
Ведет в аллею парка. 
Идет аллея до ворот, 
А у ворот автобус ждет. 
 
С. Маршак

ТИПЫ ДИКТАНТОВ

Диктант - это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный  материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые  слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить  материал

диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.

В системе тренировочных  упражнений по орфографии большое место  занимают диктанты.

Информация о работе Методическая копилка по "Методике преподавания русского языка"