Методическая копилка по "Методике преподавания русского языка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 03:28, методичка

Краткое описание

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении Учащихся со смыслоразличительной функцией фонем (в школьной Терминологии - звуков) естественно наблюдение за звучанием и реалией, например, представленной в виде рисунка. Аналогичным образом мы поступаем, знакомя детей со словом, словосочетанием и т.д. Работа по русскому языку с учетом данного принципа формирует у детей научный взгляд на язык, на его назначение в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

копилка 2013.docx

— 62.14 Кб (Скачать файл)

Диктанты с совмещением других видов работ.  К ним относятся диктант с продолжением и диктант с элементами изложения. Диктант с продолжением включает в себя элементы сочинения. Для работы по пунктуации и в этом случае имеются большие возможности. Учащиеся могут в добавляемой части использовать предложения с определенными смысловыми отрезками. Диктант с элементами изложения, если он подобран с таким расчетом, что в пересказываемой части имеются изучаемые в данный момент смысловые отрезки, тоже обеспечивает хорошие условия для работы по пунктуации. В этом случае учащимся дается задание по возможности сохранить дополнительную информацию, заключенную в тех или иных смысловых отрезках, имеющихся в пересказываемом тексте.

Изложения и сочинения. Эти упражнения обычно рассчитаны на8-10мин.

Пунктуационную ценность изложения приобретают в том случае, если в них имеются предложения с известными детям смысловыми отрезками, требующими выделения знаками препинания.

В процессе анализа исходного текста( как при слуховом, так и при зрительном восприятии) , такие предложения выделяются, в них находятся соответствующие смысловые отрезки и дается обоснование для выделения их знаками препинания. При пересказе учащимся рекомендуется выразить те или иные дополнительные значения с помощью включения смысловых отрезков.

Для сочинений-миниатюр формулируются такие темы, которые можно раскрыть за короткое время. Их источниками могут быть пословицы, изучаемые литературные произведении, живопись, окружающая жизнь. Чтобы сочинения способствовали работе пунктуационных умений, необходимо в процессе отбора содержания языковых средств выяснить возможности для выражения дополнительных  значений с помощью специальных смысловых отрезков, включаемых в предложения или в текст (обращений, чужой речи, однородных членов и т.д)

 

 

Единица словарной  работы в школе

Следует различать единицы содержания работы по обогащению словарного запаса школьников (т.е.то, что вводится в программу) и единицы учебного процесса (т.е.то, что вводится в урок).

Единицы содержания словарной работы- слова и их семы (если слова многозначные).Внешне оно выражается в форме алфавитного списка слов с указанием лексических значений, которые должны знать учащиеся. Единицы учебного процесса- слова и группы слов, которые включаются учителем в уроки. Внешне они представляют собой учебно-тематические списки слов.

Работа над группами слов в процессе обогащения словарного запаса учащихся в настоящее время получила научную основу в результате открытия лингвистами системного характера лексики языка.

Выявлены следующие виды системных связей, основанных на семантике: синонимические, антонимические, гипонимические  (родо-видовые), деривационные, тематические и лексико-семантические. Все рассмотренные элементы лексической парадигмы представляют интерес для методики обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Школе необходимо расширять у учащихся запас и синонимов, и антонимов, и однокоренных слов ,и лексико-семантических групп, и тематических объединений слов. Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся составляют тематические(идеографические)и лексико-семантические группы слов.

 

Лингвистическая компетенция

   В общем виде компетенция – это объём знаний в какой-нибудь конкретной области. В лингвистике – это знание языка. Сам термин компетенция в лингвистику был введён американским учёным Ноамом Хомским в 1965 году для расширения круга лингвистических знаний. В Программе по русскому языку читаем: «Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке русский язык, о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка». Следовательно, лингвистическая компетенция – это область лингвистических знаний, которая включает в себя элементы науки о русском языке, его истории, сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Знание учащимися научной терминологии, а также представление об этапах развития отечественной русистики, о виднейших ученых, которые совершили открытия в законах русского языка, его нормах и функциях – это, с современной точки зрения, не что иное, как лингвистическая компетенция.

           Существует три пути формирования  лингвистической компетентности  у учащихся: информационный, дискуссионный  и творческий. Информационный путь  позволяет учителю передать новую  информацию с помощью чтения  учебно-познавательных материалов  о языковедах и научных открытиях,  пересказа прочитанного, сообщений,  свободных диктантов, изложений,  бесед, лекций… Дискуссионный  путь формирует личную позицию,  собственную точку зрения по  обсуждаемому, спорному вопросу.  Творческий путь позволяет осмыслить  вклад лингвистов в науку, оценить  труды и открытия языковедов  через сочинение-рассуждение, этюд, очерк, вымышленное интервью.

              Любой из названных путей включает  различные этапы работы с новой  информацией: 

    1. этап ознакомления (здесь сообщаются сведения по истории лингвистической науки и о научном вкладе русистов),
    2. этап усвоения, который позволяет запомнить, осмыслить, осознать новую научно-популярную информацию,
    3. этап интерпретации полученных сведений (основан на творческой переработке и самостоятельной оценке учениками спорных вопросов истории русистики).

             Прекрасная возможность изучить  этапы развития отечественной  русистики, узнать имена трудолюбивых  и талантливых исследователей, замечательных  людей, которые посвятили жизнь  служению науке, - это не только  уроки русского языка, но и  внеклассная работа по предмету. Внеклассная работа по русскому  языку имеет своё содержание, свою специфику в организации  и проведении, свои формы и  методы. Привить любовь к великому  русскому языку, пробудить интерес  к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания  – главная цель, которую решает  учитель-предметник.

           «Основная цель внеклассной работы,  - писала А.Д. Дейкина, - «всколыхнуть детские души», эмоционально воздействовать через её содержание и тональность на школьников…». Этому помогают инсценировки, лингвистические викторины, тематические классные кроссворды и другие виды творческих заданий, которые может предложить учитель. Лингвистическая викторина, учебный кроссворд и приём вымышленного интервью, использованный в инсценировке, строятся на тематически близких вопросах и ответах. Такие формы работы пробуждают в школьниках любознательность и помогают, по мнению С.Шаповала,  «распространить опыт, накопленный в науке, на более широкую, чем ученые, аудиторию». Так, например, в 5 – 7 классах можно провести накануне Дня славянской письменности и культуры (24 мая) или к Международному Дню грамотности (сентябрь) тематический классный час, посвященный изобретению алфавита великими славянскими просветителями Кириллом и Мефодием «История нашей азбуки». Заранее подготовить костюмы для участников инсценировки (длинные платья-хитоны для «Кирилла», «Мефодия» и «Приезжего человека», шапку-треуголку и мундир для «Военного», будёновку и шинель для «Красноармейца»), оформить стенды с книгами, посвященными жизни славянских просветителей, ксерокопиями портретов Кирилла и Мефодия, другими познавательными материалами. В 7 – 9 классах полезно поговорить о творческом союзе А.С. Пушкина и В.И. Даля, «О лингвистах и лингвистичекой науке XX века». Эти темы будут не только доступны, но и полезны, и интересны учащимся. А знакомство с историей создания В.И. Далем «Толкового словаря живого великорусского языка», рассказ о составителе словаря и о значении творческого союза А.С. Пушкина и В.И. Даля также расширит лингвистическую эрудицию учащихся.

Биографии и научные труды  таких выдающихся личностей в  русской лингвистике, как М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, В.И. Даля, Ф.И. Буслаева, А.А. Шахматова, Д.Н. Ушакова, А.М. Пешковского, Л.В. Щербы, Е.Д. Поливанова, В.В. Виноградова, С.И. Ожегова, должны быть знакомы учащимся. Рассказать о деятельности виднейших русистов можно и при повторении, изучая общие сведения о языке, и во время проведения внеклассных мероприятий (в связи с юбилеями, знаменательными датами в истории русской лингвистической науки). Эти сведения обогащают знаниями по истории лингвистической науки, о языковедах и их научном вкладе, расширяют эрудицию учащихся и воспитывают нравственность. Данная работа позволит также сформировать у учащихся целостный взгляд на науку о русском языке, даст представление о языке как системе в целом, при этом учащиеся смогут лучше овладеть практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить свою речевую грамотность.           

         Примерная тематика внеклассных  мероприятий и дискуссий: 

      • «Жизнь М.В. Ломоносова – замечательная страница российской истории»
      • «Великий ученый-лексикограф В.И. Даль и его «Толковый словарь…»
      • «Увлечением или главным делом было для В.И. Даля составление «Толкового словаря»?»
      • «Сколько частей речи в современном русском языке: 10, 14 или 15»
      • «С.И. Ожегов – знаменитый лексикограф XX века. Его работа над «Словарём русского языка»

            Поскольку учащиеся зачастую  не имеют  достаточного представления  о научном вкладе русистов.

          Таким образом, повторение и  закрепление знаний школьников  об истории лингвистической науки  и о её представителях – виднейших русистах XIX - XX века формирует у учащихся лингвистическую компетенцию. А повышение лингвистической компетенции, формирование у школьников целостного взгляда на историю лингвистической науки способствует развитию мотивации к русскому языку как учебному предмету, стимулированию творческой поисковой деятельности учащихся, а также имеет воспитательное значение. (Ведь в последнее время обесценилась идея воспитания любви к русскому языку и уважения к научным и культурным достижениям России.)

         Современный ученик  нуждается  в духовно-нравственном ориентире.  Личность ученого, первооткрывателя, исследователя, человека с необычной,  яркой судьбой и богатым внутренним  миром, отражающим особенности  российского менталитета, которому  свойственны правдоискательство, утонченный  ум, высокая духовность и чувство  справедливости, может стать неким  идеалом, достойным примером, повысить  интерес к русскому языку, побудить  к развитию языковой личности.

Фонетика и  графика в начальной школе

 

ООП НОО ГОУ СОШ № 851 ЮОУО ДО г. Москвы

 
III.III.II. Программы отдельных учебных  предметов, курсов  
 
системы учебников «Школа 2100» 
 
Предметная область «Филология» представлена предметными курсами русский язык, литературное чтение, английский язык. 
Предметный курс «Русский язык» 
 
Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина 
 
Пояснительная записка 
 
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.  
 
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. 
 
Основная цель курса определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык», а именно:  
 
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; 
 
– знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);  
 
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). 
 
Задачи курса «Русский язык»: 
 
– развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;  
 
– осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;  
 
– формирование у детей чувства языка;  
 
– воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;  
 
– сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.  
 
Общая характеристика учебного предмета 
 
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. 
 
Линии, общие с курсом литературного чтения:  
 
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);  
 
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;  
 
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. 
 
Линии, специфические для курса «Русский язык»:  
 
1) приобретение и систематизация знаний о языке;  
 
2) овладение орфографией и пунктуацией;  
 
3) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;  
 
4) развитие чувства языка. 
 
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка. 
 
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов. 
 
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов. 
 
В ходе лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько.  
 
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки. 
 
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.


 

Раздел «Фонетика  и графика» 
 
Выпускник научится: 
 
• различать звуки и буквы; 
 
•характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

 
• знать последовательность букв в  русском алфавите, пользоваться алфавитом  для упорядочивания слов и поиска нужной информации. 
 
Выпускник получит возможность научиться: 
 
•проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

 
Раздел «Орфоэпия» 
 
Выпускник получит возможность научиться: 
 
•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); 
 
•находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)

Орфография 

Объём знаний по орфографии определён школьной программой по русскому языку. В программе указаны основные умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся того или иного класса.

Условия, необходимые для  формирования орфографических навыков:

  • высокий научный уровень преподавания орфографии;
  • связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
  • знание орфографических правил;
  • знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
  • упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.

Важным условием формирования орфографических навыков является вариативность дидактического материала, подобранного с учётом типичных затруднений  учащихся в применении орфографических  правил.

Как известно, формирование орфографических умений – сложный  и длительный процесс. Поэтому в  школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Орфография изучается в начальном и среднем  звене, а в старшем – повторяется.

Таким образом, в первые 7 лет школьного обучения орфографические навыки формируются, а в дальнейшем – совершенствуются.

Информация о работе Методическая копилка по "Методике преподавания русского языка"