Методические аспекты исследования особенностей работы педагога с детьми с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: расширить и углубить теоретические представления о разнообразных вариантах развития и воспитания детей при появлении отклонений в развитии речи.
Задачи: 1 .рассмотреть виды речевых нарушений,
2.изучить специальное образование лиц с нарушением речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
I Глава Теоретические аспекты изучения проблемы лиц с нарушением речи ……………………………………………………………………………….
1.1. Задачи и принципы воспитания детей с нарушением речи………………..
1.2. Основные виды речевых нарушений………………………………………..
1.3. Оптимизация педагогического процесса по преодолению недоразвития речи……………………………………………………………………………….
II Глава Методические аспекты исследования особенностей работы педагога с детьми с нарушениями речи…………………………………….
2.1. Содержание и приёмы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи (1 класс)……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВА РАБОТА СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

I Глава Теоретические аспекты изучения проблемы лиц с нарушением речи ……………………………………………………………………………….

1.1. Задачи и принципы воспитания  детей с нарушением речи………………..

1.2. Основные виды речевых  нарушений………………………………………..

1.3. Оптимизация педагогического  процесса по преодолению недоразвития  речи……………………………………………………………………………….

II Глава Методические аспекты исследования особенностей работы педагога с детьми с нарушениями речи…………………………………….

2.1. Содержание и приёмы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи (1 класс)……………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сложные и противоречивые процессы демократизации и гуманизации образования, происходящие в нашем обществе на рубеже веков, стимулируют ученых и практиков в области специальной педагогики и психологии к объединению усилий для обеспечения индивидуальной траектории развития каждого ребенка с отклонениями в развитии с учетом его психофизиологических особенностей, интересов, возможностей и способностей.

Вселенную по имени Ребенок  сложно и, наверное, невозможно охватить единым видением. Неоспорима уникальность и самоценность дошкольного детства, важнейшего периода развития ребенка, в ходе которого закладываются основы качеств личности, познавательных процессов и деятельности. В этот период педагог, принимая в развитии ребенка дошкольного возраста самое деятельное участие, может быть наиболее близок к нему

Появление отклонений в  речевом развитии у ребенка дошкольного  возраста, как правило, свидетельствует о нарушении или трудностях структурно-функционального становления его нервной системы, неблагоприятном изменении всей ситуации его развития. Всестороннее динамическое изучение ребенка дошкольного возраста с нарушением речи, обсуждение разнообразных проблем и успехов его развития в деятельности и общении, формировании как Человека позволяет педагогам в содружестве с другими специалистами и родителями целенаправленно осуществлять поиски наиболее благоприятных условий для его развития и обретения им полноценной радости бытия.

В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом  письма и чтения, необходимо направить  к педагогу.

Кроме этого  этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т. п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции -носить более дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.

В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие  ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению. При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребенка желание сотрудничать. [3,с.40]

Актуальность: Оказание всесторонней помощи ребенку с отклонениями в речевом в речевом развитии в раскрытии тайны мира, познании окружающей среды и самого себя предполагает специальную организацию совместных усилий ребенка и педагога. Идя дорогой познания страдающего речевым нарушением ребенка, осуществляя поиск оптимальных путей его воспитания и обучения, педагог все полнее и полнее раскрывает в себе качества, составляющие человеческую сущность, и поднимается тем самым к вершинам профессионального мастерства.

Цель исследования: расширить  и углубить теоретические представления о разнообразных вариантах развития и воспитания детей при появлении отклонений в развитии речи.

Задачи: 1 .рассмотреть виды речевых нарушений,

2.изучить  специальное образование лиц  с нарушением речи.

Метод исследования: анализ научно — методической литературы.

 

 

I Глава Теоретические аспекты изучения проблемы лиц с нарушением речи

1.1. Задачи и  принципы воспитания детей с нарушением речи

 

В общем виде в программах реализуются следующие  задачи развития речи:

  • структурные — осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;
  • функциональные  —  формируются  навыки  владения  речью  в  общении (обмен информацией и переживаниями);
  • когнитивные — формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально-речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата. [6,с.205]

Эти задачи определяют общую стратегию коррекции речи ребенка, но обязательно подразделяются на ряд более конкретных задач, определяемых типом ведущего (первичного) дефекта в структуре речевого нарушения. Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании.

По отношению  к детям, имеющим преимущественные нарушения речевых средств, на первый план выдвигается систематическое формирование лексико-грамматической системы и связной речи; по отношению к заикающимся — формирование различных сторон речевого поведения и преодоление свойств, отрицательно влияющих на плавное течение связной речи как произвольной деятельности.

В настоящее  время наиболее четко выделены четыре подхода к обучению языку:

бихевиористский, при  котором овладение нормативным  языком происходит через образование речевых автоматизмов в ответ на стимулы, предъявляемые ребенку специалистом;

интуитивно-сознательный, при котором предусматривается глобальное и интуитивное овладение грамматическими моделями из последующее осознание их смысла;

сознательный, когда сначала  осознается значение грамматической структуры, затем организуется речевая практика;

коммуникативно-деятельностный, в основе которого находятся идеи коммуникативной лингвистики и психологические теории деятельности. Процесс коррекции речевых нарушений строится в соответствии с процессом речевой коммуникации, т. е. отбор речевых единиц, лексических тем и ситуаций общения отражает практические потребности и мотивы детей.

При формировании различных  компонентов речевой системы  также применяются:

методы лингвистические, к которым относится: структурный (изучение связей, отношений и противопоставлений внутри языковой системы); метод лингвистического описания (описание единиц языка и их функционирования в языковой системе); метод дескриптивный (эмпирическое описание строения детского текста);

психолингвистические  методы: ассоциативные методики; методики семантического шкалирования; формирующий лингвистический эксперимент Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и диф-ференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям , в- овладении письмом (дисграфии), дислексии,

несформированности счетных  операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального  развития ребенка в целом в  программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития (формирование мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы.

По мнению автора большое  значение для эффективного устранения речевого недоразвития имеет изучение соотношения коммуникативной и речевой способности ребенка. Основными показателями сформированности коммуникативных умений принято считать следующие:

ребенок проявляет осознанный интерес к общению;

ребенок активен, самостоятелен, обучается в полную меру своих  речевых возможностей;

ребенок способен оказывать  помощь партнеру по общению и прислушиваться к совету;

ребенок критически относится  к результатам общения, правильно  «оценивает» вклад каждого участника. [23, с.25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные виды речевых нарушений

Дислалия - нарушение звукопроизношения

При дислалии слух и иннервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислалии связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями речевого воспитания. В связи с этим различают механическую и функциональную дислалию. Механическая (органическая) дислалия связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого неба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка. Данные дефекты затрудняют нормальное произношение звуков речи. Функциональная дислалия чаще всего связана: с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье («сюсюканьем», использованием «нянькиного языка» при общении взрослых с ребенком); неправильным звукопроизношением взрослых в ближайшем окружении ребенка; педагогической запущенностью, незрелостью фонематического восприятия.

 

Нарушения голоса

Нарушение голоса - это отсутствие или расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Различают частичное нарушение голоса (страдает высота, сила и тембр) - дисфония и полное отсутствие голоса - афония. Нарушения голоса, возникающие в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений, относят к органическим. Это дисфонии и афонии при хронических ларингитах, параличах мышц гортани, опухолях и состояниях после хирургических вмешательств на гортани и мягком нёбе. Функциональные нарушения голоса также проявляются в афонии и дисфонии. Они являются более распространенными и более многообразными. Эти нарушения связаны с голосовым переутомлением, различными инфекционными заболеваниями, а также психотравмирующими ситуациями. Голос человека, страдающего дисфонией, ощущается слушателем как осипший, охрипший, сухой, истощающийся, с малым диапазоном голосовых модуляций.

Ринолалия

Ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата. Анатомический дефект проявляется в виде расщелины (незаращения) на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе. В результате этого между носовой и ротовой полостью имеется открытая расщелина (отверстие) либо расщелина, прикрытая истонченной слизистой оболочкой. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями. [19, с.57]

Речь ребенка при  ринолалии характеризуется невнятностью из-за назализованности (гнусавости) голоса и нарушения произношения многих звуков. Чем обширнее расщелина, тем сильнее сказывается ее отрицательное влияние на формирование звуковой стороны речи. В тяжелых случаях речь ребенка не понятна для окружающих. Нарушения в строении и деятельности речевого аппарата при ринолалии обусловливают отклонения в развитии не только звуковой стороны речи. В разной степени страдают все структурные компоненты языковой системы.

Дизартрия

Дизартрия - нарушение  звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Дизартрия связана с  органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Это нарушение может возникать как у детей, так и у взрослых.

При дизартрии наблюдаются  расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи и интонации. Степень выраженности

дизартрии бывает разной: от полной невозможности произнесения речевых звуков (анартрия) до еле заметной слушателю нечеткости произношения (стертая дизартрия), что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы.

Информация о работе Методические аспекты исследования особенностей работы педагога с детьми с нарушениями речи