Методические основы преподавания темы "Количество измерения информации" в школьном курсе информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся по теме «Количество измерения информации" в школьном курсе информатике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать исторические аспекты становления информатики в условиях информатизации общества.
2. Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Количество измерения информации» учащимися основной школы.
3. Разработать систему задач для обучения учащихся по теме «Количество измерения информации».

Содержание

Введение…………………………………………………………………


Глава I. Исторические и педагогические аспекты обучения
информатике учащихся основной школы…………………

1.1
Исторические аспекты становления информатики………………………

1.2
Влияние процессов информатизации общества на развитие системы образования………………………………………………………………….

1.3
Этапы развития вычислительной техники……………………………….

1.4
Современное состояние и развитие курса информатики основной школы……………………………………………………………………….


Глава 2. Методическая система обучения основам информатики
учащихся 8-9 классов…………………………………………

2.1
Методика изучения темы

2.2
Информация. Свойства информации. Единицы измерения количества информации ……………………………………………………………….

2.3
Информационные процессы. Хранение, передача и обработка информации………………………………………………………………..

2.4
Двоичное кодирование звуковой информации. Глубина кодирования и частота дискретизации……………………………………………………..

2.5
Технологии обработки числовой информации на современном компьютере. Электронные таблицы……………………………………….

2.6
Двоичное кодирование текстовой информации..........................................


Заключение…………………………………………………………………


Литература………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра информатики и  вычислительной техники       
 
 
 
 
 

Дипломная работа  

Методические  основы преподавания темы: "Количество измерения информации"

  в школьном курсе  информатике.    
 
 

                                                Студента

                                                5 курса в/о

                                                Абдурахманова С.

                                                Научный руководитель:

                                                профессор, д.т.н.

                                                Баламирзоев А.Г.     
 
 
 
 

Махачкала, 2012 

СОДЕРЖАНИЕ 

  Введение…………………………………………………………………  
 
    Глава I. Исторические и педагогические аспекты обучения

                    информатике учащихся основной школы…………………

 
1.1 Исторические  аспекты становления информатики………………………  
1.2 Влияние процессов  информатизации общества на развитие системы образования………………………………………………………………….  
1.3 Этапы развития вычислительной техники……………………………….  
1.4 Современное состояние и развитие курса информатики основной школы……………………………………………………………………….  
 
      Глава 2. Методическая система обучения основам информатики    

                учащихся 8-9 классов…………………………………………

 
2.1 Методика изучения темы  
2.2 Информация. Свойства информации. Единицы измерения количества информации ……………………………………………………………….  
2.3 Информационные  процессы. Хранение, передача и обработка  информации………………………………………………………………..  
2.4 Двоичное кодирование  звуковой информации. Глубина кодирования  и частота дискретизации……………………………………………………..  
2.5 Технологии  обработки числовой информации на современном  компьютере. Электронные таблицы……………………………………….  
2.6 Двоичное кодирование текстовой информации..........................................  
  Заключение…………………………………………………………………  
  Литература………………………………………………………………….  
  Приложения  

 

 

Введение

    Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. Цель современной школы развитие личности учащегося, формирование его ценностного сознания. Этой цели невозможно достичь без ориентации подростков на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности.

    Для достижения указанных задач в  школьном курсе информатики необходимо формировать знания, помогающие школьникам осуществлять информационную деятельность, работать, преобразовывать, передавать и хранить социально значимую информацию, понимать процессы протекающие в обществе.

    Изучение  основ социальной информатики в  школьном курсе информатики позволит учащимся сформировать элементы информационной культуры и научного мировоззрения, содействовать успешной социализации обучаемых в обществе, активному освоению новых интеллектуальных продуктов.

    Объект  исследования является процесс обучения информатике учащихся основной школы  в условиях формирующегося информационного  общества.

    Цель  дипломной работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся по теме «Количество измерения информации" в школьном курсе информатике.

    Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

    1.  Проанализировать исторические аспекты становления информатики в условиях информатизации общества.

    2.    Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Количество измерения информации» учащимися основной школы.

    3.  Разработать систему задач для обучения учащихся  по теме «Количество измерения информации».

     Объектом  исследования является процесс изучения количества измерения информации, их приложения в школьном курсе информатики.

     Предмет исследования - основные методы изучения измерения количества информации в школьном курсе информатики.

    Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, и приложений.

    Во  введении показана актуальность данной темы. Сформулирована цель, задачи и исследования.

    В первой главе рассмотрен исторический аспект становления социальной информатики. Показана значимость информатизации общества для развития системы образования. Проведен анализ учебников и учебных пособий по информатике, который дает оценку того, насколько полно в этих пособиях представлены аспекты социальной информатики. Так же дана психолого-педагогическая характеристика учащихся основной школы, которая необходима для разработки содержания учебного материала и системы задач для обучения учащихся информатики 8-9 классов.

    Во  второй главе описывается реализация методической системы обучения основам социальной информатики в рамках курса информатики для основной школы. Предложен один из вариантов реализации темы «Основы социальной информатики», который представлен в виде тематического планирования для обучения учащихся 8-9 классов на уроках информатики. Тематическое планирование конкретизируется наполнением содержания учебного материала. Предлагается система задания для обучения учащихся основам социальной информатики, которая содержит контрольные вопросы, задания для выполнения за компьютером, диктанты, задания тестовой формы.

    В заключение дана характеристика успешности решения поставленных во введении задач исследования. Сделан вывод о том, что положительные результаты исследования обеспечили достижение поставленной цели исследования.

    В приложениях приведены планы уроков по теме «Количество измерения информации». 

Глава 1. Исторические и  педагогические аспекты  обучения информатике  учащихся основной школы  

1.1 Исторические аспекты  становления информатики  

В 80-х  годах XX века возникло новое научное направление – «Информатика».

    В последней трети ХХ века все увереннее  зазвучали голоса специалистов, в  первую очередь социологов, философов, информатиков, утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все  сферы жизни общества в целом ведет к качественному переходу общества в новое состояние [1].

    Само  название «информационное общество»  впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

    Академик  В.А. Извозчиков предложил следующее  определение информационного общества: «Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение.»[2]

    Под «телематикой» ученым понимается обработка  информации на расстоянии.

    Существуют  и иные подходы к определению  понятия «информационное общество». Тем не менее, основные его признаки выделяются достаточно устойчиво. В информационном обществе:

    ·  любой его член, группа членов, любая организация или учреждение в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях;

    ·  доступны современные информационные технологии и средства связи;

    ·  создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

    Проследим более детально существующие тенденции  в развитии информационного общества. Однако вначале отметим, что в  настоящее время ни одно государство  не находится в этой стадии.[3].

    До  сих пор не существует общепринятого  критерия оценки полномасштабного информационного  общества, однако известны попытки  его сформулировать. Интересный критерий предложил академик А.П.Ершов[4]: по утверждению, которого о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи. За этим стоит простая и глубокая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объем накопленной информации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза – при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи, по оценке А.П. Ершова, 10 млн. Мбит/сек на человека – в миллион раз больше, чем в первой фазе.

    В последние полвека в развитых странах мира пропускная способность коммуникационных сетей передачи информации возрастала в среднем примерно в 10 раз за десятилетие. При таких темпах время вхождения в развитое информационное общество составляет около 7 десятилетий, откуда и получаются приведенные выше оценки о времени завершения перехода к информационному обществу.

    Отметим, что часто понятие «информационное  общество» отождествляется с  понятием «постиндустриальное общество», понимаемым как общество, в котором  информация и знания являются доминирующим продуктом, а их производство – как один из ведущих видов индустрии.

    Информация  всегда играла огромную роль в жизни  общества и отдельного индивидуума. Владение информацией, доминирование  на информационном поле с древнейших времен было необходимым условием наличия власти у господствовавшей социальной группы.

    Развитие  средств хранения, передачи и обработки  информации в истории человеческого  общества шло неравномерно. Несколько  раз в истории человечества происходили  радикальные изменения в информационной области, которые называют «информационными революциями».

    Первая  информационная революция связана  с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для  передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай. Внутри этой революции весьма значимым оказался этап перехода от пиктографического и иероглифического письма к алфавитному; это сделало письменность более доступной и, в значительной степени, способствовало смещению центров цивилизации в Европу[6].

    Вторая  информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

    Третья  информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств  связи. Телеграф, телефон, радио позволили  оперативно передавать информацию на любые расстояния. Именно в этот исторической период появились зародыши того процесса, который в наши дни называют «глобализацией». Прогресс средств передачи информации в значительной мере способствовал бурному развитию науки и техники, которое нуждалось в надежных и быстродействующих каналах связи.

    Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной  техники и, в частности, персональных компьютеров. Отметим, что не появление  компьютеров в середине ХХ века само по себе, а именно микропроцессорные системы оказали решающее влияние на информационную революцию. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.

Информация о работе Методические основы преподавания темы "Количество измерения информации" в школьном курсе информатике