Методические основы преподавания темы "Количество измерения информации" в школьном курсе информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся по теме «Количество измерения информации" в школьном курсе информатике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать исторические аспекты становления информатики в условиях информатизации общества.
2. Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Количество измерения информации» учащимися основной школы.
3. Разработать систему задач для обучения учащихся по теме «Количество измерения информации».

Содержание

Введение…………………………………………………………………


Глава I. Исторические и педагогические аспекты обучения
информатике учащихся основной школы…………………

1.1
Исторические аспекты становления информатики………………………

1.2
Влияние процессов информатизации общества на развитие системы образования………………………………………………………………….

1.3
Этапы развития вычислительной техники……………………………….

1.4
Современное состояние и развитие курса информатики основной школы……………………………………………………………………….


Глава 2. Методическая система обучения основам информатики
учащихся 8-9 классов…………………………………………

2.1
Методика изучения темы

2.2
Информация. Свойства информации. Единицы измерения количества информации ……………………………………………………………….

2.3
Информационные процессы. Хранение, передача и обработка информации………………………………………………………………..

2.4
Двоичное кодирование звуковой информации. Глубина кодирования и частота дискретизации……………………………………………………..

2.5
Технологии обработки числовой информации на современном компьютере. Электронные таблицы……………………………………….

2.6
Двоичное кодирование текстовой информации..........................................


Заключение…………………………………………………………………


Литература………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

     Далее рассматриваются более крупные  единицы измерения количества информации, и приводится таблица перевода одних единиц измерения в другие.

     При алфавитном подходе к определению  количества информации отвлекаются  от содержания информации и рассматривают  информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы. «Информационная емкость знака двоичной знаковой системы составляет 1 бит. Чем большее количество знаков содержит алфавит знаковой системы, тем большее количество информации несет один знак».

     Поясняется, как определить количество информации в сообщении: «Сообщение состоит из последовательности знаков, каждый из которых несет определенное количество информации. Если знаки несут одинаковое количество информации, то количество информации в сообщении можно подсчитать, умножив количество информации , которое несет один знак, на длину кода (количество знаков в сообщении)  

      :  
 

 

     
 
 

      Глава 2. Методическая система обучения основам информатики учащихся 8-9 классов  

     2.1. Методика изучения  темы

     Различные подходы к измерению количества информации в сообщении определяются различием подходов к определению самого понятия «информация». Содержательный подход к измерению информативности сообщения основан на то, что информация – это снятая неопределенность. Неопределенность некоторого события связывают с количеством возможных исходов данного события. Алфавитный подход исходит из того, что любое сообщение можно закодировать конечной последовательностью символов некоторого алфавита. Я считаю, что в школьном курсе информатики, надо рассматривать и водить оба подхода.

     Изучение  содержательного подхода к измерению  информативности сообщения в  школьном курсе «Информатика и ИКТ» позволяет грамотно, и с методической точки зрения, верно, ввести единицу  измерения информации – бит. Алфавитный подход дает возможность перейти к более крупным единицам измерения информации (байт, килобайт, мегабайт и т.д.), установить взаимосвязь между количеством информации в сообщении и количеством двоичных цифр, циркулирующих в компьютере. Отметим, что алфавитный подход следует изучать после содержательного подхода, показывая согласованность обоих подходов, их возможности и ограничения при нахождении количества информации в сообщении. 
 
 
 
 

    1. Информация. Свойства информации. Единицы измерения  количества информации

     Информация, подходы к определению информации, виды информации, свойства информации; бит, байт, килобайт; вероятностный подход к измерению информации, объемный подход к измерению информации.

     Информация  относится к фундаментальным, неопределяемым понятиям науки информатика. Тем не менее смысл этого понятия должен быть разъяснен. Предпримем попытку рассмотреть это понятие с различных позиций.

     Термин  информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

     •  в быту информацией называют любые  данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;

     •  в технике под информацией  понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);

     •  в кибернетике под информацией  понимают ту часть знаний, которая  используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;

     •  в теории информации под информацией  понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний о них.

     Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую  последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объем сообщения.

     Информация  может существовать в виде:

     •  текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

     •  световых или звуковых сигналов;

     •  радиоволн;

     •  электрических и нервных импульсов;

     •  магнитных записей;

     •  жестов и мимики;

     •  запахов и вкусовых ощущений;

     •  хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов;

     • и т.д. (приведите примеры других видов существования информации).

     Свойства  информации (с точки зрения бытового подхода к определению информации):

     •  релевантность — способность  информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;

     •  полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;

     •  своевременность — способность  информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;

     •  достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная  информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;

     •  доступность — свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;

     •  защищенность — свойство, характеризующее  невозможность несанкционированного использования или изменения информации;

     • эргономичность — свойство, характеризующее  удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

     1 бит — минимальная единица  измерения информации, при вероятностном подходе к измерению информации, принятом в теории информации, это количество информации, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза.

     Связь между единицами измерения информации:

     • 1 байт = 8 бит,

     •  1 Кб (килобайт) = 210 (1024) байт = 213 бит;

     •  1 Мб (мегабайт) = 210 (1024) Кб = = 220 (1048576) байт = 223 бит;

     •  1 Гб (гигабайт) = 210Мб = 220 Кб = 230 байт = 233 бит;

     •  1 Тб (терабайт) = 210 Гб = 220Мб = 230 Кб = = 240 байт = 243 бит.

     При объемном подходе к измерению  информации, характерном для компьютерной обработки данных, информативность сообщения определяется количеством символов, его составляющих.

     2.3.  Информационные процессы. Хранение, передача и обработка информации

     Информационный  процесс, восприятие информации, передача информации, получение информации, обработка информации, хранение информации, информационная деятельность человека

     Под информационным, понимают процесс, связанный  с определенными операциями над  информацией, в ходе которого может  измениться содержание информации или  форма ее представления. В информатике к таким процессам относят получение, хранение, передачу, обработку, использование информации.

     Получение информации основано на отражении различных свойств объектов, явлений и процессов окружающей среды. В природе такого рода отражение выражается в восприятии с помощью органов чувств. Человек пошел дальше по этому пути и создал множество приборов, которые многократно усиливают природные способности к восприятию.

     Человек воспринимает с помощью органов  чувств следующую информацию:

     • визуальная (восприятие зрительных образов, различение цветов и т.д.) — с помощью зрения;

     • звуковая (восприятие музыки, речи, сигналов, шума и т.д.) — с помощью слуха;

     •  обонятельная (восприятие запахов) —  с помощью обоняния;

     •  вкусовая (восприятие посредством вкусовых рецепторов языка) — с помощью вкуса;

     • тактильная (посредством кожного  покрова восприятие информации о температуре, качестве предметов и т.д.) — с помощью осязания.

     Хранение  информации имеет большое значение для многократного использования  информации, передачи информации во времени.

     Передача  информации необходима для того или  иного ее распространения. Простейшая схема передачи такова:

     источник  информации — канал связи —  приемник {получатель) информации

     Для передачи информации с помощью технических  средств необходимо кодирующее устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи, и декодирующее устройство, необходимое для преобразования кодированного сообщения в исходное.

     Обработка информации подразумевает преобразование ее к виду, отличному от исходной формы или содержания информации.

     Наиболее  общая схема обработки информации такова: входная информация — преобразователь  информации — выходная информация

     Процесс изменения информации может включать в себя, например, такие действия: численные расчеты, редактирование, упорядочивание, обобщение, систематизация и т.д.

     Деятельность  человека, которая связана с процессами получения, преобразования, накопления, передачи и использования информации, управления, называют информационной деятельностью.

     Основные  вехи в процессе развития и совершенствования информационной деятельности человека перечислены ниже.

     Появление речи. Значительно расширило возможности информационной деятельности человека, в особенности передачи информации.

     Возникновение письменности. Дало возможность долговременного хранения информации и передачи накопленных знаний и культурных ценностей последующим поколениям.

     Изобретение книгопечатания. Революция в мире тиражирования знаний, хранящихся в письменном виде. Расширение научной информации, развитие художественной литературы и т.д. 

     2.4. Двоичное кодирование  звуковой информации. Глубина кодирования  и частота дискретизации

     Звуковые  сигналы в окружающем нас мире необычайно разнообразны. Для их записи с целью последующего воспроизведения необходимо как можно точней сохранить форму кривой зависимости интенсивности звука от времени. При этом возникает одна очень важная и принципиальная трудность: звуковой сигнал непрерывен, а компьютер способен сохранить в памяти пусть очень большое, но конечное число дискретных величин. Следовательно, в процессе записи звуковая информация должна быть "оцифрована", т.е. из аналоговой непрерывной формы переведена в цифровую дискретную. Данную функцию выполняет специальный блок, входящий в состав звуковой карты, который называется аналого-цифровой преобразователь — АЦП.

     Каковы  основные принципы работы АЦП?

     Во-первых, он производит дискретизацию записываемого звукового сигнала по времени. Это означает, что измерение уровня интенсивности звука ведется не непрерывно, а, напротив, в определенные фиксированные моменты времени (удобнее, разумеется, через равные временные промежутки). Частоту, характеризующую периодичность измерения звукового сигнала, принято называть частотой дискретизации. Вопрос о ее выборе далеко не праздный, и ответ в значительной степени зависит от спектра сохраняемого сигнала: существует специальная теорема Найквиста, согласно которой частота "оцифровки" звука должна как минимум в 2 раза превышать максимальную частоту, входящую в состав спектра сигнала.

Информация о работе Методические основы преподавания темы "Количество измерения информации" в школьном курсе информатике