Методические рекомендации по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования;
тестирование;
изучение и анализ документации;
Гипотеза исследования - подбор специальных методик способствующих максимальной коррекции и предупреждению дисграфии будет эффективным если:
-использовать в работе с детьми дошкольного возраста специально подобраный комплекс упражнений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. Психолого-педагогическое обоснование
методических рекомендаций по предупреждению нарушений письма
у детей с ОНР дошкольного возраста …………………………………………..7
Понятие и структура письма как вида письменной речи………….7
Факторы риска по нарушениям письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ………………………………………13
Современные представления о дисграфии………………………...20
Систематизация логопедических методик по предупреждению нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы………………..……………...31
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………....37
Глава 2. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР………………………………………………………………………….38
2.1. Организация и методы выявления предпосылок нарушения письма у детей с ОНР дошкольного возраста …………………................................38
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………...46
2.3. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы ………………………. ………………………49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………57
Заключение ……………………………………………………………………...58
Список литературы ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная работа.docx

— 2.57 Мб (Скачать файл)

Таким образом, работа по профилактике нарушений письма необыкновенно широка и неотделима от гармонизации развития личности ребенка в целом.

Все методики по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста, посещающих массовые детские сады, заключаются, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Знание этих методик может оказать существенную помощь при разработке системы работы по профилактике дисграфии у дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе

Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.

Овладение письмом и, в дальнейшем полноценная реализация этого процесса обеспечивается множеством структурных звеньев, занимающих разные уровни в иерархии психофизиологической деятельности, но их совместное функционирование является основой целостного процесса письма.

Психофизиологическое, клинико-психологическое и нейропсихо-логическое рассмотрение дисграфии с позиции ее природы (нарушения мозговых механизмов, нарушения формирования и развития психических функций) имеют большое значение для выяснения причин возникновения этого дефекта, его психопатологических механизмов.

Методики по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР, посещающих детские сады общего вида, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи.

        Если педагогическая стратегия будет выстраиваться не только с учетом подбора диагностических заданий для каждого возрастного периода и направленности на полноценную подготовку его к обучению в школе, но и включать личностно-ориентированный системный подход, направленный на формирование и совершенствование у ребенка межфункционального взаимодействия высших психических функций, то работа по профилактике будет более эффективной.

 

 

 

 

       Глава 2. Методические рекомендации  по предупреждению нарушений  письма у детей с ОНР дошкольного  возраста

 

2.1. Организация  и методы выявления предпосылок  нарушения письма у детей с  ОНР дошкольного возраста

     В последние годы значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи. У детей с ОНР имеются нарушения произношения и различения звуков, также у них маленький словарный запас, нарушена слоговая структура слова, неразвита связная речь. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание и в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам. Дошкольники имеют недостаточную концентрацию и устойчивость внимания, ограничение объема памяти, трудности в процессе восприятия, ослабление мыслительной деятельности.

     Коррекционно-развивающая работа направлена не только на устранение речевых нарушений, входящих в синдром ОНР у детей дошкольного возраста, но и на коррекцию нарушений психических функций, предупреждая возникновение дисграфии и дислексии.

Необходимо вести профилактическую работу по предупреждению ошибок чтения и письма не только в детском саду, но и дома.

   Выявление предпосылок  нарушения письма у детей с  ОНР дошкольного возраста заключается  в своевременной диагностике  предрасположенности к нарушениям  письменной речи. Такая диагностика  должна осуществляться не позднее  поступления ребенка в подготовительную  группу детского сада. И в случае  если у ребенка выявляются  какие-либо слабые звенья в  совокупности предпосылок формирования  письма, он должен получить коррекционно-развивающую  помощь специалиста.

      Существующие  методики, направленные на выявление  предрасположенности ребенка дошкольного  возраста к возникновению дисграфии, единичны.[17]

      Для того,  чтобы выявить предрасположенность  ребенка дошкольного возраста  к возникновению дисграфии, мы  использовали методику изучения  готовности к освоению письменной  речи:

а) методика раннего выявления дислексии (МРВД) А.Н.Корнева (1982г.),

б) рисунок ребенка

Обследование с помощью МРВД не требует специального оборудования и занимает около 10 минут. Пользование методикой доступно широкому кругу специалистов, участвующих в предшкольной диспансеризации детей (детские психиатры, невропатологи, педиатры, логопеды).

Описание методики и правила выполнения заданий.

I «Рядоговорение». Инструкция ребенку: «перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели»  (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в  виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).

    Оценки (здесь  и далее оценка дается в  штрафных баллах):

  1. правильно ответил на оба вопроса -0 баллов;
  2. правильно ответил на один вопрос -2 балла;
  3. не ответил ни на один вопрос-3 балла.

 

 II     «Ритмы».  Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

  1. простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! !!!, !!! ! если задание выполнено верно, то переходят  к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
  2. сложные ритмы - !!! !!, ! !!  !!, ! !!! !.  !! !!! ! (критерий выполнения такой же, как в простых ритмах).

   Оценки:    1) выполнены оба задания-0 баллов;

                     2) выполнены только простые ритмы-2 балла;

                     3) не выполнено ни одного задания-3 балла.

 

III   Тест  Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь».   Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».

Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений  не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще одну попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.

    Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной – двух попыток после первой демонстрации-0 баллов;

                        2)  правильное воспроизведение  после двух демонстраций или  после трех демонстраций с  первой попытки-2 балла;

                        3)   правильное воспроизведение  после четырех и пяти демонстраций  или после трех демонстраций  со второй и более попыток-3 балла.

 

IV    Субтест «Повторение цифр».  Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!»  после этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. «Цифровые ряды»). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду.  Это является  предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке, например, если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследование и фиксация результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из двух цифр, затем из трех и т.д. итоговым результатом выполнений всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.

«Цифровые ряды»

Прямой счет:             3-8-6                  6-1-2

                                   3-4-1-7               6-1-5-8

                                   8-4-2-3-9            5-2-1-8-6

Обратный счет:        2-5                       6-3

                                  5-7-4                    5-2-9

                                  7-2-9-6                 8-4-9-3

    Оценки:    1) итоговый результат больше 6  - 0 баллов;

                      2) итоговый результат  равен  6   - 2 балла;

                      3) итоговый результат меньше 6  - 3 балла.

 

V    Ориентировка в «право – лево»:

1.  Простая ориентировка.  Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.

2.      Речевая  проба Хеда.    Инструкция: «Возьмись  левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое  ухо, правой рукой – за левое  ухо, покажи левой рукой правый  глаз».

   Оценка:  1) выполнены  оба задания-0 баллов;

                   2) выполнена только простая ориентировка-2 балла;

                   3) не выполнено ни одного задания-3 балла.

 

VI    Составление рассказа по серии картинок. Ребенку предъявляется рассказ  в двух картинках (удобен для использования рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н.Рыдлова «Рассказы в картинках»). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая  вывела четырех желтых цыплят на прогулку и лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянувшись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а четвертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее.

Инструкция: «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказик. Расскажи, что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам».

Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно задать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рассказ, задаете вопрос: «Объясни, почему цыплята стали черными?».

Оценки выставляются в два этапа.

  1. Оценивается качество построения рассказа –связность событий, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий

а)  рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей-0 баллов;

б) рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность событий)-2 балла;

в)  вместо рассказа перечисляются изображенные предметы-3 балла;

г)  ребенок без посторонней помощи даже не  перечисляет предметы на картинках-4 балла.

2. Оценивается  понимание  причинно-следственных  связей:

а) дано правильное объяснение (испачкались в саже или краске)-0 баллов;

б)  объяснение неполное (труба – черная), при этом задается наводящий вопрос: «Что значит черная?», и если удовлетворительного ответа не дано, то оценка-1 балл;

в)  объяснения совсем не было-2 балла.

Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок.

 

Составление окончательного заключения:

При обследовании детей 6,5 -7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и «Ритмы». Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Анализ рисунка ребенка.

Формирование предпосылок к освоению письменной речи происходит в процессе развития графического символизма в целом и, в частности, в ходе освоения ребенком такого вида деятельности, как рисунок. К моменту поступления в школу дети достаточно точно передают в рисунке основные признаки предмета (цвет, форму, многообразие деталей, их пропорции), пространственные отношения предметов и т.д. данные характеристики свидетельствуют о зрелости изобразительно-графических способностей ребенка, что дает ему возможность успешно усвоить рисунок букв вне зависимости от шрифта, которым они изображены.

Рисунок ребенка, предрасположенного к нарушениям письма, имеет ряд особенностей:

 – недостаточность  реализма, схематизм;

 – отсутствие мелких  деталей (в рисунке человека не  нарисованы брови, уши, нос, пальцы  и др.);

 – нарушение пространственных  отношений и пропорций;

 – фризовое (в один  ряд) изображение предметов;

 – при срисовывании  геометрических фигур наблюдается  искажение сторон фигуры, сильный  или, наоборот, слабый нажим, тремор, обводки, «бусинки» на линиях. 

Наличие таких черт в рисунке говорит о необходимости дополнительной работы по развитию пространственных ориентировок, изобразительно-графических навыков, кистевой моторики.

Информация о работе Методические рекомендации по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР