Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:20, курсовая работа
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования;
тестирование;
изучение и анализ документации;
Гипотеза исследования - подбор специальных методик способствующих максимальной коррекции и предупреждению дисграфии будет эффективным если:
-использовать в работе с детьми дошкольного возраста специально подобраный комплекс упражнений.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. Психолого-педагогическое обоснование
методических рекомендаций по предупреждению нарушений письма
у детей с ОНР дошкольного возраста …………………………………………..7
Понятие и структура письма как вида письменной речи………….7
Факторы риска по нарушениям письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ………………………………………13
Современные представления о дисграфии………………………...20
Систематизация логопедических методик по предупреждению нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы………………..……………...31
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………....37
Глава 2. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР………………………………………………………………………….38
2.1. Организация и методы выявления предпосылок нарушения письма у детей с ОНР дошкольного возраста …………………................................38
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………...46
2.3. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы ………………………. ………………………49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………57
Заключение ……………………………………………………………………...58
Список литературы ……………………
– классификация (понятийная –овощи, фрукты, посуда и т.д.),
– «4-й лишний»,
– «Что сначала, что потом?» (времена года, время суток, последовательность событий),
– установление причинно-
Развитие формообразующих движений
– «догадайся, какое животное» (имитация движений),
– «Покажи, какая шея (лапы, хвост)» (например у лисы),
– «Изобрази букву» (телом, пальцами),
– «Расскажи стихи (сказку) пальцами»,
– «Разговор через стекло»,
– жестовые игры (например, «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»).
Развитие мелкой моторики кисти рук, графомоторных навыков
Работа по данному направлению проводится во всех видах детской деятельности: конструировании, лепке, рисовании, аппликации, и т.д., а также в процессе повседневной жизни при самообслуживании, в бытовом труде. Кроме этого целесообразно использовать специальные пальчиковые игры (приложение 4).
Развитие речевых навыков и функций
Работа по совершенствованию звуковой стороны речи включает:
– артикуляционную гимнастику (приложение 5),
– упражнения для развития речевого дыхания (приложение 6).
Развитие речевых навыков и функций проходит поэтапно:
I этап Стимуляция слухового внимания.
Задача этого этапа –научить:
– различать неречевые и речевые звуки,
– понимать смысловые значения интонации.
На этом этапе целесообразно проводить следующие игры: «Кто позвал?», «Эхо», «Угадай, что звучит?» и др.
II этап Стимуляция осознания звуковой стороны речи.
Задача – подвести детей:
– к самостоятельному
речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты,
но и
на отдельные звуковые
– к усвоению
III этап Развитие фонематического восприятия и формирование правильных фонематических представлений.
Задача на данном этапе: одновременно с постановкой правильного звукопроизношения учить дифференцировать изолированно и в слове близкие по акустико-артикуляторным признакам звуки.
IV этап Формирование навыков фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза.
Задача: сформировать и развивать способность анализировать временную последовательность речевых единиц и удерживать их в памяти.
Основным источником развития лексико-грамматической стороны речи детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. Воспитателю следует отводить для этого время в режиме дня. Это всевозможные рассматривания – предметов, игрушек, иллюстраций, картинок. Знакомство с материалами и предметами из них, подготовка реквизита к дидактическим и театрализованным играм, наблюдение живых объектов в уголке природы – все это должно стать источником для развития диалогической речи и формирования структуры простых предложений. Полезно использовать сюжетно-дидактические игры: «Киоск открыток», «Магазин игрушек» и др.
Помимо работы по
освоению правильных
Используя сюжетно-дидактические игры, игры-драматизации, литературные викторины, загадки мы решаем задачи формирования связной речи и задачи словарной и грамматической работы.
Данные рекомендации могут быть использованы логопедом и воспитателем.
Воспитатель может использовать эти рекомендации на занятиях, вне занятий, во время утреннего приема, индивидуальной работы с ребенком, на прогулке, во время экскурсий, наблюдений и т.д.
Логопед может использовать данные рекомендации на индивидуальных занятиях с ребенком.
Нами разработан примерный перспективный план работы на месяц для логопеда и воспитателя (приложение 7).
Таким образом, разработанный нами комплекс заданий, упражнений и игр поможет в работе логопедов, воспитателей и родителей предупредить нарушения письма у детей дошкольного возраста.
Выводы по 2 главе
Таким образом, предупреждение нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии.
Профилактика дисграфии у детей заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее поступления ребенка в подготовительную группу. И если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста. Анализ исследования готовности к овладению письмом поможет подобрать комплекс игр, заданий, упражнений для предупреждения нарушений письма у ребенка дошкольного возраста. Разработанный комплекс поможет предупредить нарушения письма у детей дошкольного возраста.
Заключение
Предупреждение нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной логопедии. Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Дисграфия является не только педагогической, но и в равной мере медицинской проблемой.
Предупреждение нарушений письма у детей заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи.
Предрасположенность к дисграфии, как правило, формируется в период раннего развития ребенка. Действие каких-либо неблагоприятных факторов в этот период обуславливают нарушенное и ли замедленное созревание центральной нервной системы, тех отделов мозга, которые ответственны за формирование предпосылок письменной речи, а в дальнейшем будут задействованы в обеспечении сложной функциональной системы процесса письма. Вследствие действия неблагоприятных факторов у ребенка возникает нарушение или отставание в формировании как элементарных психических процессов (моторики, графомоторных координаций, звукового анализа и синтеза), так и высших психических функций – внимания, абстрактных форм мышления, общего поведения и др. поэтому особенно важно выявить появление первых симптомов задержки развития ребенка.
Диагностика должна осуществляться не позднее поступления ребенка в подготовительную группу детского сада. Если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь.
Используя данные теоретического анализа и исследования, нами были разработаны методические рекомендации по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста.
Список литературы
Приложение 2
Рис.1 Образцы фигур для
дорисовывания
Рис. 3,4 Обведи рисунки точно по линиям, старайся не отрывать
карандаш
Рис.5 Штриховка. Заштрихуй
фигурки, не выходя
за контуры
Рис.7 Куда едет мальчик на Рис. 8 Какие предметы изображены
своем автомобиле
Приложение 3
Пальчиковые упражнения для детей старшего дошкольного возраста
«Колечки»
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д.
Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке: вначале – каждой рукой отдельно, затем – вместе.
«Колечки с усложнением»
Дети, собравшись в кружок, выбирают водящего, под счет которого собирают колечки из пальчиков. Внезапно водящий командует: «Без среднего!» и все игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д.
Темп счета ускоряется. Тот, кто ошибся, выходит из игры.
«Обратные колечки»
В такт счету совершать одновременные разнонаправленные движения левой и правой руками: левой рукой смыкать большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным и мизинцем, а правой, соответственно, - с мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцами.