Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:23, дипломная работа

Краткое описание

- Формирование представления об особенностях проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающее гармоничное развитие детей дошкольного и школьного возраста.

Содержание

Пояснительная записка

1. Развитие изобразительных и художественных способностей.

2. Исторические аспекты развития орнамента

3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения

4. Типы орнамента

5.Виды орнамента

6. Семантика орнаментального языка

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом маша.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

    Психологи считают, что развитие художественно-изобразительных способностей происходит через непосредственное, постоянное включение студентов в разнообразную художественную деятельность. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития способностей

    Л.С.Выготский  говорил о важности творческой деятельности, как фактора развития творческих способностей. Он делил всю человеческую деятельность на два вида: воспроизводящую (или репродуктивный), и комбинирующую (или творческую) деятельность.

    Воспроизводящий вид деятельности на прямую связан с памятью: здесь не создается ничего нового, а основой для деятельности является более или менее точное повторение того, что было. Этого вида деятельности недостаточно для человека. Такая функция мозга, по сохранению прежнего опыта, ограничивает жизнедеятельность человека, т.к. приспособившись преимущественно к привычным, устойчивым условиям окружающей среды, у человека при попадании во всякие новые и неожиданные изменения в среде не появляется приспособительная реакция.

    Творческая  деятельность это такая деятельность, которая создает что-то новое, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем и обнаруживающемся в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Такую творческую деятельность психология называет воображением или фантазией.

    Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. По-другому воображение - способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Если восприятие - образ настоящего, память - прошлого, то воображение - образ будущего. Воображение бывает непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое. Специфические формы воображения - фантазия, которую иногда считает синонимом воображения, и мечта.

    Фантазия  - наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому всегда присуще, но при доминировании создает не просто новые,

а казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.

    Мечты - планы человека, на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

    Все что окружает нас и что сделано  рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, — все это является продуктом творческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

    Творчество - мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Будучи компонентом цели и способа деятельности, оно поднимает ее до уровня творческой деятельности как обязательного условия мастерства и инициативы.

    Творчество  при различных степенях его выраженности может проявляться в любом  виде деятельности, и связано с  иерархией переживаний - от интереса через увлечение и вдохновение до озарения.

    При высшем проявлении творчества в сознании доминирует вдохновение, вплоть до озарения, в личности - потребность деятельности, а в деятельности -стремление к  достижению новых, ранее не ставившихся  целей новыми, ранее не оправданными средствами.

    Существуют  определенные признаки творческой деятельности, и при отсутствии хотя бы одного из этих признаков она не могла бы быть творческой. Дадим точный перечень этих признаков:

  • Наличие противоречия проблемной ситуации.
  • Социальная или личная значимость.
  • Наличие объективных условий (социальные и материальные условия для творчества).
  • Наличие субъективных предпосылок для творчества (знания, умения и личностные качества).
  • Наличие положительных мотиваций.
  • Новизна и оригинальность процесса или результата.

    Опорой творчества можно выделить несколько моментов, без которых оно не могло бы возникнуть и реализоваться. Первые основы творчества -   это знания, умения и навыки. Здесь важную роль играют два процесса: диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений.

    В процессе диссоциации из одного сложного целого впечатления выделяются отдельные части, одни из которых сохраняются, а другие забываются.

    После процесса диссоциации идет процесс  изменения или искажения. Стоит  заметить, что этот процесс можно проследить как преувеличение или преуменьшение отдельных элементов впечатлений. Преувеличение в свою очередь имеет огромное значение для творчества: с преувеличением положения вещей возникает потребность в преодолении каких-либо трудностей для успешного выполнения деятельности. Таким образом, начинается поиск новых путей решения или способов действия, тем самым, опережая возникновение той или иной не преувеличенной проблемы, и находя новые и более легкие пути ее решения.

    Следующим процессом является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов. Этот процесс происходит на различной основе и может принимать различные формы (от субъективного объединения образов до объективно научного).

    Заключительным  моментом предварительной работы воображения  является комбинация отдельных образов. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается, т.к. в результате такая деятельность должна воплотиться в каких-либо внешних образах.

    Работа  по воплощению воображения во внешних  образах зависят от определенных психологических факторов.

    Первым  таким фактором является потребность человека в приспособлении к окружающей среде.

    Потребность - состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для  их нормального существования.

    Следующим фактором является технические умения, необходимые для воплощения продуктов воображения в материальную форму. Это условие подразумевает собой овладение ребенком определенных изобразительных знаний, умений и навыков.

    Последним же фактором и самым основным является действие окружающей среды. В психологии существует закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды. Именно среда ставит перед человеком потребность в той или иной деятельности, определяя ее структуру.

    Также от среды зависит и развитие способностей человека к творческой деятельности.

    Абстрактное мышление - это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами,·находить какое-то решение и это решение опять  применять к объектам на·практике. Этот уровень довольно развит у современных людей, так как он·работает на науку, занимающую очень много места в нашей жизни.·Наиболее сильно он развит у физиков и математиков. У ребенка·абстрактное мышление начинает проявляться, когда он говорит, что·облако - это дракон. Если полководец, задумывая битву, расставляет на·столе картофелины, а потом ее выигрывает по этому плану, то это уже·успешный перевод решения, найденного на абстрактном уровне, на·физический план. Любые уравнения с неизвестными решаются только при·наличии некоторой степени абстрактного мышления. Сам язык - уже набор символов, ведь слово "корова" и реальная корова - очень разные вещи, а человек научился многим успешным операциям с помощью выработанных·символов и обозначений. В эмоциональном крике обезьяны,·предупреждающем об опасности, есть эмоциональная энергия, довольно·непосредственно передающая информацию о каком-нибудь тигре. А вот если·два человека говорят о методах дедукции и индукции, при этом не теряя·связь в своем уме с теми объектами, которые подчинены законам индукции·и дедукции, то это - правильно работающее абстрактное мышление, совсем·отсутствующее у животных. Артист может неплохо играть роли за счет·способности перевоплощаться, подражать, не имея заполненного уровня·абстрактного мышления. А вот поэт, чтобы его стихи вызывали в читателе·глубокие чувства, должен создать образы, достаточно отвлеченные от·объектов, о которых он на самом деле ведет речь, и тонко намекающие на·отдельные качества этих объектов. Для этого ему надо иметь·заполненными оба уровня: эстетизма и абстрактного мышление.

    Особенностью  изобразительного языка является то, что любая даже самая отвлеченная идея оформляется в умозрительные образы такого рода, которые могут быть представлены другим только в форме конкретных изображений. Специфика визуального языка заключается в эмоциональном воспроизведении предметных форм, реорганизованных в конкретно-чувственные образы, идентичные в своей основе конкретным формам материального внешнего мира. Крайнее выражение второго языка — абстрактные пластические образы, интегрированные на уровне рационального воспроизведения действительности как системы знаков, связанных единым символическим отношением. Оба языка представляют собой качественно различные этапы одного и того же процесса субъективизации явлений действительности.

    В    науке    обобщение    единичных    явлений  ведет к созданию родовых  понятий, а в искусстве    обобщение    характерных    черт к возникновению     художественных     образов. Сложный процесс обнаружения и последующей фиксации в художественном образе наиболее      ярких,      впечатляющих     признаков отображаемого предмета происходит по-разному.

    При изобразительном методе (частичного абстрагирования) данный процесс складывается из следующих этапов: простое отражение (художественный образ носит характер имитации, фотографического воспроизведения зрительных впечатлений); дифференциация главных и второстепенных опознавательных признаков объекта. Эстетическое воздействие пластических образов  подчеркнуто выразительностью доминирующих элементов; упразднение или отбрасывание второстепенных признаков; при этом возможность «опознания»    образа    предполагает    способность зрителя    восстанавливать    «закрытые»   для непосредственного   наблюдения   отсутствующие элементы; дифференция главных и отбор необходимых  опознавательных    признаков.     Образы    являются   пластическими   образованьями  отталкивающихся   от   реальности   элементов,  связанных смысловым отношением. Огромную вспомогательную роль в раскрытии  внутреннего содержания образов орнамента   играет   рациональное   использование  орнаментальных       принципов       построения  (имеются   в   виду   сознательное   нарушение  пропорций,     деформация     изобразительных форм, движение,  скольжение, вращение относительно  плоскости и центра симметрии,  кинетические приемы типа орнаментального повтора одного и того же элемента и т. д.).  Заметим попутно, что разнообразные кинетические приемы связаны с представлением о движущемся изображении.  Прием суммирования впечатлений во времени служит для передачи движения совмещением в изображении различных стадий движения изображаемого объекта, включая центральные движения и различные формы кручения движущихся элементов. Здесь же надо назвать такой распространенный орнаментальный прием,  как приведение объемных форм  к плоскому изображению (это достигается построением обратной перспективы).

     Аналогичные принципы простого суммирования явления в пространстве  (фиксация отдельных элементов происходящего, которое зрителю надлежит объединить в единое целое) можно легко найти у П. Брейгеля, И. Босха, в иконной живописи. Неизобразительный метод художественного обобщения связан с дальнейшим абстрагированием зрительных впечатлений. Поэтому перечисленные выше этапы процесса обнаружения и фиксации в художественном образе наиболее ярких признаков отображаемого предмета дополняются следующими: признаков, что приводит к конкретизации изображения по принципу тех или иных ассоциаций; соединение разнохарактерных или просто не свойственных данному классу предметов черт, комбинирование отличительных признаков предметов, принадлежащих разным классам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2

    Под методом обучения понимается способ работы педагога  с учениками, при  помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала. Выбор  методов обучения зависит от учебных  целей, а также от возраста учащихся.

Приемы  обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения.

     Из  совокупности приемов и методов  обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.

     Доктор  педагогических наук И.Я. Лернер предложил  систем общедидактических (применимых к любому содержанию) методов обучения, обеспечивающих не только усвоение знаний, умений, но и развитие познавательных способностей учащихся и их творческих потенций, эмоций, интересов. Эти методы классифицированы по характеру познавательной деятельности, в основе которой степень самостоятельности и творческой активности учащихся в познании.

     Выделен информационно-рецептивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания студентами новой готовой информации. Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.

   Педагог отбирает и конструирует задания, а ученик выполняет и отрабатывает способ применения знания, способы действия. Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные (одно и то же задание для неоднократного повторения; вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). При организации репродуктивно-вариативной познавательной деятельности формируются обобщенные знания, способы деятельности, а значит, и способность использовать их оперативно в разных условиях.

Информация о работе Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства