Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:23, дипломная работа

Краткое описание

- Формирование представления об особенностях проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающее гармоничное развитие детей дошкольного и школьного возраста.

Содержание

Пояснительная записка

1. Развитие изобразительных и художественных способностей.

2. Исторические аспекты развития орнамента

3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения

4. Типы орнамента

5.Виды орнамента

6. Семантика орнаментального языка

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом маша.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

    Если  сравнить геометрические формы, то можно  почувствовать что форма круга, более динамична, чем форма квадрата, а треугольник более динамичен, чем прямоугольник.

    Поиск динамичности формы всегда связан пластическими свойствами

материалов.

    Разные  ткани и материалы обладают различной  степенью подвижностью. Тонкие, эластичные ткани позволяют создать одежду значительного объема, контрастную человеческой фигуре. Формы из легких материалов постоянно находятся в движении, являются очень динамичными. Плотные ткани и материалы: шерсть, кожа, драп и другие отличаются малой подвижностью, они статичны, по отношению к фигуре.

    Статичность и динамизм определяют не только формы  по геометрии силуэта, не только материалы, из которых выполняются элементы костюма, но и конструктивные линии. Линии различной конфигурации воспринимаются с различной психологической реакцией. Прямые линии вызывают ощущения покоя, равновесия, неподвижности. Присутствие этих линий придает композиции характер статичности. Диагональные, наклонные линии, острые углы сообщают композиции динамичность. Динамику придают плоскости линии, имеющие переменный радиус кривизны.

    Конечно, статика и динамика всегда относительны и в той или иной мере могут  присутствовать в одной композиции одновременно.

    При работе над композицией важно  найти верное соотношение статичности  и динамичности, которое бы соответствовало поставленной задаче, основному замыслу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Трансформация природных форм

  В контакте с природой человек познает красоту, гармонию и совершенство. Растительный и животный мир и неживая природа — это неиссякаемый источник вдохновения для творческого человека начиная с древнейших времен и по сегодняшний день.

  Орнаментальные  композиции создаются, как правило, на основе трансформации природных форм.

  Трансформация — изменение, преобразование, в данном случае декоративная переработка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.

Приемы  декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, представление ее в необычном контексте, выделение силуэта, изменение реального цвета, различное цветовое решение одного и того же мотива и т. д. Трансформации природных форм должны предшествовать зарисовки с натуры, так как реальный образ подталкивает творческое воображение художника к выбору декоративного решения. Как бы ни трактовались природные мотивы — реалистично или символически — задача художника никогда не сводится к простому украшательству. Каждая композиция должна подчеркивать, выявлять форму и назначение украшаемого предмета, а возможно, передавать личные переживания художника.

 Трансформация растительных форм

    Растительные  мотивы издавна занимают в орнаменте, особенно в текстильном, доминирующее положение. Растительный мир настолько разнообразен по своим формам и цветовым сочетаниям, что всегда привлекал внимание человека и вызывал желание отобразить его в предметах декоративно-прикладного искусства.

    Для трансформации реальной формы в  орнаментальный мотив надо сначала  найти убедительный по своей художественной выразительности пластический образ. По сути дела, любые преобразования реальности совершаются с целью выявления новых эстетических критериев.

    Окружающий  мир во многом ритмичен, орнаментален. Это можно проследить, рассматривая расположение листьев на ветке, прожилок на листе, несущиеся облака, кору деревьев и т. д. Важно уловить самое характерное в пластической форме наблюдаемого мотива и осознать закономерную связь элементов в природном узоре.

    Именно  благодаря разным ритмическим движениям мотивов, а также элементов внутри каждого мотива художник способен отличить один мотив от другого. Растения не являются абсолютной копией реальных, хотя вполне точно передают их образ. Художник идет по пути обобщения растительных форм, стремясь выявить самое главное, самое характерное. В этих рисунках не трудно заметить ритмическое чередование отдельных мотивов (веток, цветов) и их элементов (листьев, лепестков), а также чередование интервалов между теми и другими.

    Говоря  об орнаментальности, не стоит забывать о пластической форме мотивов, о красоте и выразительности линий, рисующих эту форму. Обобщая форму, не всегда нужно отказываться от мелких деталей, так как они могут придать силуэту формы большую декоративность и выразительность.

    Видеть  и чувствовать орнамент в любом мотиве природы, уметь раскрыть и отобразить ритмическую организацию элементов мотива, выразительно трактовать их форму — все это необходимые для художника условия создания яркого орнаментального образа.

    В процессе декоративной переработки растительной формы большую роль играют такие средства художественной выразительности, как линия, пятно, точка и цвет. Графические средства могут подсказывать, а в отдельных случаях даже предопределять характер трансформации растительных мотивов.

    В декоративной работе особая роль принадлежит линейному рисунку, так как линия наиболее остро передает все нюансы пластической формы, особенности переходов одних элементов в другие, ритмическое движение этих элементов. Однако некоторая скупость линейного графического языка может привести к сухости и даже к схематизму в зарисовках. Поэтому очень важно изучать натуру, делать больше натурных зарисовок, помогающих лучше изучить пластические особенности формы. С одного объекта желательно сделать серию зарисовок с разных точек зрения и в разных ракурсах.

  При линейной трактовке модели различают три решения:

  1. применение тонких линий одинаковой толщины (при орнаментике мотивов небольшого масштаба);
  2. применение толстых линий одинаковой толщины (если рисунку нужно придать активность, напряженность, монументальность);

применение  линий разной толщины. Такое решение  рисунка обладает большими изобразительными и выразительными возможностями, но является довольно трудным. Для достижения целостности линии одной толщины должны объединяться, образовывая свой узор в рисунке, который должен противостоять узору линий другой толщины. А точнее, это должна быть композиция из линий разной толщины

  Пятновая  трактовка мотивов способствует максимальному силуэтному обобщению форм. Это может быть черный силуэт на белом фоне и белый силуэт на черном фоне. Художественный язык пятна строг и сдержан. Однако пятно также может выявлять бесконечное разнообразие состояний. Искусство украшения текстиля, тяготеющего к плоскости, демонстрирует немало примеров пятнографического решения текстильного рисунка.

  Наиболее  широко используется линейно-пятновая трактовка растительных мотивов. В данном случае очень важно организовать в стройную композицию пятна и линии. Пятна важно структурировать в единый узор, интересный уже сам по себе, по ритму и силуэту. Также необходимо логически и гармонично связать линии с ритмически разбросанными пятнами, чтобы те и другие соединившись создали целостный графический образ. Стоит заметить, что пятно может быть использовано как подкладка под линеарное решение мотива.

    Рассматривая  особенности трансформации растительных форм в орнаментальные мотивы, следует отметить, что цвет и колорит природных мотивов также подлежат художественному преобразованию, а порой и кардинальному переосмыслению. Не всегда естественный цвет растения может быть использован в орнаментальной композиции. Растительный мотив может быть решен в условном цвете, заранее избранном колорите, в сочетании родственных или родственно-контрастных цветов. Именно в этом случае он приобретает декоративную условность. 

Стилизация  природных форм

  Стилизация  — это декоративное обобщение и выделение  характерных особенностей объектов с помощью  ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить — значит подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

  Народные  орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации природных форм. На примере орнамента хорошо видно, как формы растений, животных и даже фигуру человека можно превратить в геометрические элементы.

  Отбирая главное, мастер преобразует предмет, подчиняет его форму и цвет ритмическому строю орнамента. В основе творчества народного мастера эмоционально-ассоциативное восприятие, его образное решение может значительно отличаться от натуры.

  Цветок, лист, ветвь можно трактовать почти  как геометрические формы или  сохранить природные плавные очертания. Упражнениям по стилизации растений должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов, художник на основе творческого воображения создает новое.

  По  рисункам вы можете проследить последовательность стилизации растений с использованием следующих приемов: постепенное обобщение формы в ее границах, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение конструкции, разворот цветка или листьев в другую плоскость, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и др.

    В декоративном искусстве в процессе обобщения формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иного решение.

  Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цветовая композиции основаны на творческом переосмыслении натуры. 

Информация о работе Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства