Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:23, дипломная работа
- Формирование представления об особенностях проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающее гармоничное развитие детей дошкольного и школьного возраста.
Пояснительная записка
1. Развитие изобразительных и художественных способностей.
2. Исторические аспекты развития орнамента
3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения
4. Типы орнамента
5.Виды орнамента
6. Семантика орнаментального языка
Масштабность в архитектуре определяется не только соразмерностью, но и эмоциональной оценкой формы, величиной и значительностью сооружения. Степень соответствия величины и значительности сооружения зависит от назначения этого сооружения. Восприятие человеком масштабности объекта во многом определяет собой все черты образного строя. В зависимости от образной трактовки содержания та или иная масштабность может придать сооружению выражение монументальности или наоборот, камерности.
Зодчие античной Греции простотой и ясностью деталей добивались впечатления величавой монументальности. Римляне же усложнением и моделировкой деталей стремились подчеркнуть физическую грациозность своих сооружений.
Все сказанное выше не означает, что масштабная выразительность ничем не связана с абсолютными размерами. Соответствующим масштабным строем можно подчеркнуть небольшие или, наоборот, грандиозные размеры здания. Наиболее ярко масштабность выявляется в архитектурных элементах, непосредственно связанных с размерами человеческой фигуры: размеры ступеней лестниц, ограждений, окон и дверей.
Значительность
здания, его крупномасштабность не
равнозначна его большим
Очень часто маленькое по абсолютной величине здание имеет крупный масштаб о нем говорят, что оно крупномасштабно, а большое здание может иметь мелкую масштабность. Достаточно сравнить, например небольшое здание мавзолея в Москве, решенное величественно, крупномасштабно, и огромное по абсолютным размерам здание гостиницы «Жемчужина», масштабный строй которой мелок и незначителен.
Контраст,
нюанс, тождество
«Выразительность композиции зависит от контрастов, лежащих в ее основе. В композиции сочетаются не только разнообразные, но и контрастные, противоположные элементы: объем, плоскость, свет и тень, большое и малое, близкое и далекое, цвета холодные и теплые». (Е.А Кибрик).
Противопоставление отдельных элементов композиции могут строиться по трем возможным вариантам: контраст, нюанс, тождество.
Наиболее выразительным из них является контраст.
Контраст - это резко выраженное различие между двумя однородными свойствами.
Выбор
степени контрастности
Применение контраста является одним из основных путей поиска выразительной и динамичной формы, оно связывается, прежде всего, с акцентами, доминантами, а также элементами играющими в композиции особую роль.
Нюанс - это слабо выраженное различие, постепенный переход, небольшое отклонение, т.е. противоположность контраста.
Нюанс и контраст - указывают на степень и характер различия - между частями и элементами произведения. Нюансные отношения, сближенные по форме, по тону, по цвету, по фактуре, объему, размеру и пр., - обогащают форму игрой оттенков, деталей. Контрастные же отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы. Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга, контраст подчеркивает нюанс, выявляет игру, нюанс смягчает, дополняет контраст. Нюанс может служить и самостоятельным средством выражения, когда художественное произведение целиком построено на нюансных отношениях, сближенных тонах или в одной цветовой гамме. Контраст в первую очередь проявляется в сталкивании предмета и пространства, объема и плоскости, а затем в отношениях между предметами, пятнами, линиями - по размеру, по форме, цвету, по направлению движения и прочим проявлениям элементов формы.
Контраст часто применяется в качестве своеобразного регулятора отношений между деталями формы и определяет место каждого из них в общей иерархической системе. Это происходит из-за того, что контрастно выделяющийся элемент в композиции привлекает внимание в той степени, в какой он контрастен по отношению к соседним элементам. Эта закономерность позволяет обеспечить упорядоченность и гармоничность (соразмерность, уравновешенность) формы состоящей из ряда элементов связанных между собой некоторыми соотношениями.
Как и другие средства композиции, контраст и нюанс, дизайнер выбирает руководствуясь многими факторами: функцией, конструкцией, образным решением. Чтобы добиться выразительности, нужно подчеркнуть главное, поэтому построить на контрасте, а что наоборот сгладить, решить нюансно.
Значение контрастов в композиции художники отмечали издавна. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорит о контрастных величинах (высокого и низкого, толстого и тонкого), контрастных материала и др.
Микеланджело большое значение придавал контрасту объема и плоскости. В своих произведениях он сочетал плоскости с объемными фигурами, добиваясь мощной выразительности.
Значение контрастов как сочетания противоположного в зрительном восприятии исключительно велико. Человек воспринимает окружающие его предметы, прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Знакомые фигуры, предметы мы узнаем с большого расстояния по силуэту, который имеет большое значение в искусстве. Форму предмета человек воспринимает только благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создает плоскость.
Например, в портретном искусстве с давних времен художники пользовались
тональными контрастами, показывая, светлую фигуру на темном фоне. В XIX
веке
мастера стали применять
«Девочка с персиками» можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки
изображено легким силуэтом на фоне светлого тона. Живопись строиться на
контрасте теплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания
его с контрастным (дополнительным) цветом - красного с зеленым, синего с
оранжевым, черного с белым и т.п.
Существенную роль в композиции играют контрасты положений, психологические контрасты.
Монументальные произведения так же строятся на контрастах. Здесь ведущую роль играют контрасты величин. Например, скульпторы - монументалисты показывают малые формы у подножия крупных монументов.
Таким образом, роль контрастов в композиции универсальна - они имеют отношения ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета.
Когда в композиции имеется полное сходство элементов по размерам, форме, цвету и другим свойствам, то здесь речь идет о тождестве.
Тождество - это подобие однородных свойств, сходство, совпадение, идентичность.
Принцип тождества является самым древним законом взаимодействия элементов, из которых когда-либо возводились обитаемые сооружения. Тождественные (практически) элементы в виде стволов деревьев издавна служили материалом для ограждения обитаемых пространств разного рода.
Тождественны по форме и величине блоки из естественного и искусственного камня, а также кирпичи. Крупные поверхности современных зданий состоят из тождественных элементов: окон, панелей. Принцип тождества широко применяется в современном массовом строительстве: повторяются сборные элементы, повторяются пространства в крупных градостроительных образованиях, например, в жилых районах. На принципе тождества основано построение метрических и некоторых ритмических рядов. Принцип тождества положен в основу модульных систем.
В композиции костюма применение контраста, нюанса и тождества диктуется логикой общего решения. Здесь также выделение значимых элементов, композиционного центра происходит за счет контраста, а второстепенные детали решаются нюансно или тождественно.
При
проектировании костюма молодежного,
спортивного, праздничного в композиции
чаще применяется контрастное
Статика и динамика
Известно, что движение в композиции не присутствует реально, а воспринимается сознанием. Даже если передано статичное состояние в симметричной композиции, устойчивой и неподвижной, в ней есть движение. Ибо "детали, элементы художественной формы, их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм если контрастны, то вызывают сильные зрительные импульсы, а, следовательно, ощущение движения. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в изображении. Композиционное построение может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в картине - по диагонали по кругу, лучевое, и т. д.
Движение* в композиции имеет ограниченный характер, ритмизованно. С его помощьюосуществляется гармония целого.
Средства композиционного построения - «статика» и «динамика», являются одними из основных, помогающих организовать гармоничную форму.
Под статикой понимается подчеркнутое состояние покоя, устойчивости и неподвижности во всем композиционном строе, в самой его геометрической основе.
Статика представляет собой отсутствие зрительного движения. Она подчеркивает состояние покоя, устойчивости, неподвижности.
Если
на изображении отсутствуют
Статичность и динамичность в композиции всегда относительны, в той или иной мере они присутствуют в одном произведении одновременно. При проектировании художнику важно предусмотреть, какое их этих качеств будет превалировать. Все композиции условно делятся на четыре вида:
Существует определенные приемы передачи покоя и движения:
Если на плоскости используется одна или несколько горизонтальных линий, то изображение будет казаться динамичным; эффект движения можно создать оставив свободное пространство перед движущимся объектом; для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Известно, что взгляд наш, двигаясь внутри поля, заполненного изображением совершает ряд движений, скользя по воображаемым кривым и прямым. Движение это нельзя назвать хаотичным, так как оно имеет определенную направленность, в первую цчередь зависимую от геометрической формы поля. В вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение, имеющее 8 - образную форму. Для круга - характерно движение вдоль окружности. Для многих фигур - движенье по горизонтали и вертикали, составляющие крест Так, например, изобразительный элемент, совпадающий с центром круга или со зрительным центром прямоугольника, занимает твердую позицию и не стремиться изменить свое местонахождение. Элементы, попавшие в неактивную зону поля, наоборот, стремятся ее покинуть, обрести равновесие. Перекликаясь с другими элементами, также находящимися в неуравновешенном состоянии, или группируясь возле уравновешенных, они с помощью ритма и других средств гармонизации, прлходят в состояние динамического равновесия.
Информация о работе Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства