Методы диагностики школьной дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Для развития концепции социальной работы, воспитания и образования в современных условиях определяющее значение имеют базовые принципы взаимодействия личности, семьи и общества, принятые в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, новым Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС второго поколения. В новой социально-правовой системе приоритет перед обществом, перед профессиональными целями и интересами отдается ребенку и семье, личностной активности и личностному росту.

Содержание

Введение

1.
Понятие школьной дезадаптации
3
2.
Факторы, влияющие на возникновение школьной дезадаптации:
5
3.
Диагностика школьной дезадаптации
6
4.
Методики диагностики школьной дезадаптации.
8
5.
Коррекционные мероприятия
21

Заключение
23

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольн дезадаптация.docx

— 128.43 Кб (Скачать файл)

 

контрольная работа

по дисциплине «Коррекционное-педагогическое воздействие в процессе воспитания младших школьников »

Студентки 404  «Н»курса направления «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» заочной формы обучения

Тема: «Методы диагностики школьной дезадаптации»

 

 

проверил: 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2014

 

 

               Содержание

 

Введение

 

1.

  Понятие школьной дезадаптации

3

2.

Факторы, влияющие на возникновение школьной дезадаптации:

5

3.

 Диагностика школьной дезадаптации

6

4.

Методики диагностики школьной  дезадаптации.

8

5.

Коррекционные мероприятия

21

 

Заключение

23

 

Список литературы

24

 

Приложения № 1

25

 

Приложение № 2

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Для развития концепции социальной работы, воспитания и образования в современных условиях определяющее значение имеют базовые принципы взаимодействия личности, семьи и общества, принятые в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, новым Законом «Об образовании в Российской Федерации»,  ФГОС второго поколения.  В новой социально-правовой системе приоритет перед обществом, перед профессиональными целями и интересами отдается ребенку и семье, личностной активности и личностному росту. 

В этом социальном пространстве находит свое место и современная российская школа, которая стремится реализовать основные  принципы государственной политики в области образования.

  1. Понятие школьной дезадаптации.

Успешным может быть только человек, комфортно чувствующий себя в социуме, живущий в ладу с окружающей его действительностью.

Мы можем назвать школьника адаптированным, если он смог перейти от игровой деятельности к учебной. Если от работы под контролем учителя он может перейти к самостоятельному выполнению задания, если может выполнить задачу от начала до конца — от момента формулирования и построения программы до осуществления контроля над своими действиями.

В норме первоклассник адаптируется к школьным условиям за 5–6 недель. То есть к середине первой четверти организм должен перестроиться без ущерба для физического и психического здоровья. За это время должны начать функционировать по-новому все системы. Происходит коррекция биологических часов, подчинение новому режиму, в который встраиваются самостоятельная работа, домашние задания. Изменяется энергетический баланс организма. Осуществляется переход от игровой и физической деятельности к умственной, усиливается кровоснабжение головного мозга. На психологическом уровне ребёнок приспосабливается к новым взрослым и сверстникам. У него проявляется одна из самых важных черт — готовность к развитию.

Почему ребёнок иногда не хочет учиться, теряет интерес к занятиям, становиться агрессивным или наоборот, замыкается в себе?   Как должны себя вести в подобной ситуации педагоги, родители?

Начать следует  с общего понятия термина «дезадаптация».

 Дезадаптация- какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью. Степень дезадаптации характеризуется уровнем дезорганизации функциональных систем организма. Личностная дезадаптация может привести к формированию суицидального поведения в случае невозможности реализации базовых ценностных установок.[ ]

Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема.

 Под этим углом зрения  школьная дезадаптация и для  родителей, и для педагогов, и  для врачей, как правило, расстройство  в рамках вектора "болезнь/ нарушение  здоровья, развития или поведения". Данная точка зрения явно или скрыто определяет отношение к школьной дезадаптации как к явлению, через которое проявляет себя патология развития и здоровья. Неблагоприятным следствием такого отношения является ориентир на тестовый контроль при поступлении в школу или при оценке уровня развития ребенка в связи с переходом с одной учебной ступени на другую, когда от ребенка требуется, чтобы он доказывал у себя отсутствие отклонений в способности обучаться по программам, предлагаемым педагогами, и в школе, выбранной родителями.

Вторым следствием является устойчиво выраженная тенденция направлять к психологу и к врачу, например, психиатру, ребенка, с которым учитель постоянно встречает затруднения. Крайним выражением этого подхода является "обозначение" детей, испытывающих трудности обучения, диагностическими "ярлыками", идущими от клинической практики в "обыденное сознание" - "инфантил", "психопат", "истерик", "шизоид", "органик" и прочие многочисленные образцы медицинских по происхождению "псевдотерминов", неправомерно используемых в другой, социально-психологической и воспитательной системе отношений для прикрытия или оправдания бездушия, бессилия или непрофессионализма лиц, отвечающих за воспитание, обучение и социальную помощь.

Школьная дезадаптация в ином понимании— невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения.

Существует несколько подходов в трактовке специалистами понятия школьной дезадаптации.

Мы будем рассматривать школьную дезадаптацию как нарушение взаимодействия между личностью ребёнка и школьной средой. Участие психиатров в реабилитации минимально. Основной упор делается на создание адекватной реабилитационной среды, междисциплинарное взаимодействие специалистов.

 

  1. Факторы, влияющие на возникновение школьной дезадаптации

 

  • Индивидуальный фактор. Явные внешние отличия от сверстников. Уродства, серьёзные двигательные проблемы, низкие или, наоборот, высокие умственные способности. Нерешённость логопедических проблем: смазанная речь, заикание. Бедный словарный запас.
  • Соматический фактор. Наличие хронических заболеваний, частые инфекционные заболевания. Снижение слуха, зрения.
  • Психолого-педагогический фактор. Отсутствие индивидуального подхода в обучении. Невозможность личного контакта между учеником и педагогом. Занижение оценок.
  • Коррекционно-профилактический фактор. Слабость взаимодействия специалистов смежных специальностей. Отсутствие или несвоевременность коррекционной работы в школе, нехватка специалистов.
  • Семейный фактор. Педагогическая запущенность. Тяжёлый эмоциональный фон в семье. Недостаток общения. Алкоголизм родителей. Гиперопека или, наоборот, жестокость в обращении. Противоречивость требований взрослых дома, непоследовательность в применении форм поощрения и наказания. Неприятие родителями проблем со здоровьем ребёнка. Выпихивание в школу недолеченного ребёнка, невыявление хронических заболеваний, мешающих успешному обучению. Расхождение родителей между словом и делом. Политика двойных стандартов в отношениях.
  • Средовой фактор. Дурное влияние сверстников, привлекательность ничегонеделания, безнаказанность асоциального поведения. Притягательность острых ощущений. Доступность наркотиков и лёгкого заработка.
  • Социальный фактор. Утрата прежних идеалов в обществе. Пропаганда агрессии, увлечённость виртуальным миром — заменителем реальности. Реклама нездорового образа жизни.
  • Психический фактор. Психические расстройства школьника. Заболевания, либо не выявленные до школы, либо протекающие в стёртой форме. Снижение волевой активности, снижение мотивации к обучению и самостоятельному существованию во взрослом состоянии.
  • Психологический фактор. Несформированность высших психических функций. Нарушения памяти, внимания, расстройства восприятия.

 

3. Диагностика школьной дезадаптации

Первичная диагностика ложится на плечи учителя. Необходимо использовать навыки динамического наблюдения, проанализировать поведение ребёнка, типичные ошибки в устных ответах и письменных работах.

Как выделить группу детей, плохо адаптированных к школе? Для этого необходимо проанализировать, как в целом проходит урок, есть ли дети, которые сильно не успевают за общим темпом работы, есть ли дети, которые сдают работу последними. А есть ли такие, что сдают первыми, но потом оказывается, что они совершили много ошибок, помарок, описок?

Также необходимо оценить время активного внимания на уроке. Время активного внимания — это период от начала занятия до появления признаков истощения. Ученик первого класса может высидеть на уроке не больше 15 минут в начале года и 20 минут во втором полугодии, в пятом классе — 30–45, в девятом классе — 45 минут.

Сигналами дезадаптации ребёнка могут быть признаки истощения, утомляемости, снижение умственной работоспособности, ошибки в письменных работах, повышенный уровень тревожности при хорошей успеваемости и др.

Признаки истощения:

  1. Ребёнок крутится, вертится за партой.

  1. Не может удержать позу. Ложится головой на парту, сутулится, "стекает" по стулу.

  1. Зевает.

  1. Постоянно смаргивает, облизывает губы, совершает другие навязчивые движения.

  1. Перекладывает ручку из руки в руку.

  1. Каждый урок просит разрешения выйти в туалет.

  1. Многократно роняет пишущие предметы.

  1. Не может повторить только что заданный вопрос.

  1. Допускает нехарактерные ошибки как в письменной, так и в устной речи.

  1. К концу урока почерк у него ухудшается.

Признаки утомляемости, проявляющиеся на перемене:

  1. Вегетативные реакции: бледность кожи, ярко-розовые щёки, синева над верхней губой.

  1. Уединяется, не хочет общаться с одноклассниками.

  1. Агрессия по отношению к ровесникам.

  1. Бегает по холлу, не может переключиться на спокойный вид деятельности.

  1. Ходит на цыпочках.

На что следует обратить внимание и как трактовать результаты письменных работ.

  1. Письменные работы идут не по порядку.

  1. Может написать на первой попавшейся странице.

  1. Может начать не с красной строки, а с середины строки или даже с середины листа.

  1. Даже во второй четверти пишет буквы зеркально.

  1. Переставляет буквы в слогах и слоги в слове.

  1. Пропускает буквы.

  1. Заменяет буквы на сходные по звучанию.

  1. Не может пересказать прочитанное.

Если вы встретили в тетради ученика подобные особенности, нужно направить ребёнка на дополнительную диагностику к психологу. Такие особенности письменных работ говорят о том, что у ребёнка снижены функции программирования и контроля. 7-й пункт свидетельствует о нарушении слуховосприятия. Причины того, что ребёнок не может пересказать прочитанное даже по наводящим вопросам, могут быть либо простые — педагогическая запущенность, либо глубокие — несформированность высших корковых функций.

Тревожность при хорошей успеваемости может быть обусловлена различными факторами. Причины тревожности кроются, как правило, в самом ребёнке. Но всё же в некоторых классах уровень тревоги выше, в частности, там, где вообще не оценивают знания и умения, дети не получают обратной связи, им кажется, что всё настолько плохо, что и оценивать нечего. В первом классе формально оценок не ставят, но дети довольно быстро усваивают альтернативную систему: "У меня синяя наклейка, а Петя отвечал лучше — у него золотая".

Признаки тревожности у хорошо успевающих детей:

  1. Ребёнок боится отвечать выученный урок. Лучше отвечает с места, чем у доски. Лучше отвечает учителю наедине, нежели перед всем классом.

  1. Плаксив или агрессивен, если ему делают замечания.

  1. Заикается, причём только на уроке.

Информация о работе Методы диагностики школьной дезадаптации