Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:10, контрольная работа
Для развития концепции социальной работы, воспитания и образования в современных условиях определяющее значение имеют базовые принципы взаимодействия личности, семьи и общества, принятые в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, новым Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС второго поколения. В новой социально-правовой системе приоритет перед обществом, перед профессиональными целями и интересами отдается ребенку и семье, личностной активности и личностному росту.
Введение
1.
Понятие школьной дезадаптации
3
2.
Факторы, влияющие на возникновение школьной дезадаптации:
5
3.
Диагностика школьной дезадаптации
6
4.
Методики диагностики школьной дезадаптации.
8
5.
Коррекционные мероприятия
21
Заключение
23
Список литературы
№ |
Фамилия, имя ученика |
Асоци-альность |
Инфан-тильность |
Подчиня-емость |
Активность |
Неуве-ренность |
№ |
Показатели тревожности |
Часто |
Иногда (1б) |
Никогда (0б) |
1. |
Ребёнок боится отвечать у доски |
|||
2. |
Во время ответа начинает заикаться |
|||
3. |
При обращении учителя легко краснеет |
|||
4. |
Не уверен в правильности своих ответов, действий |
|||
5. |
Панически реагирует на неудачи в учёбе |
|||
6. |
Очень боится ошибиться при ответе |
|||
7. |
Считает, что к нему плохо относятся в классе |
|||
8. |
На уроке грызёт ногти, сосёт пальцы, крутит волосы |
|||
9. |
Во время ответа совершает беспокойные движения пальцами |
№ |
Показатели тревожности |
Часто (2б) |
Иногда (1б) |
Никогда (0б) |
1. |
Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние |
|||
2. |
Считает себя плохим учеником |
|||
3. |
Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя |
|||
4. |
Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе |
|||
5. |
В школе неохотно расстается с родителями |
|||
6. |
Бывают ночные страхи со школьной тематикой |
|||
7. |
Избегает разговоров о школе |
|||
8. |
Открыто выражает страх перед школой |
Ф. И. ученика |
Оценка показателей тревожности учителем |
Оценка показателей тревожности родителями |
Об-щий | ||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||
Везде – и дома, и в классе, и в школе, и
в городе, селе – бывает и хорошее, чему
ты радуешься, и плохое, чему ты огорчаешься,
расстраиваешься. Как ты думаешь, сколько
плохого и хорошего? Отметь это на каждом
кружке. Долю хорошего не закрашивай, оставь
светлым, а плохую часть обозначь тёмным
цветом (чёрным, коричневым)».
Детям показывается, как это можно сделать
с помощью радиусов. Продемонстрированные
образцы стирают.
Показателями дезадаптации (эмоционального
неблагополучия) являются большие по сравнению
с другими детьми доли плохого (особенно
в кружках «Класс», «Школа»). Основанием
для углубленного изучения является и
ситуация, когда ребёнок совсем не фиксирует
плохого.
Методика
«Беседы о школе» разработана Т.А.Нежновой
и используется чаще всего при поступлении
ребёнка в школу.
Психолог (педагог) знакомится с ребёнком
и спрашивает его, нравится ли ребёнку
в школе. В зависимости от ответа задаётся
первый вопрос беседы.
1. Что тебе нравится (не нравится) в школе
больше всего? Что для тебя самое-самое
интересное, привлекательное, любимое
в школе?
Далее психолог говорит: «Я буду рассказывать
тебе маленькие истории про тебя самого,
но только это будут истории не про то,
что случалось с тобой, а про то, что могло
бы случиться, потому что случалось с другими.
А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал
или сделал, если бы такая история произошла
с тобой».
2. Представь себе, что мама сегодня вечером
вдруг скажет: «Ребёнок, ты ведь у меня
ещё маленький, трудно тебе ещё в школу
ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу,
чтобы тебя из школы отпустили на месяц,
на полгода, на год. Хочешь?» Что бы ты ответил
маме?
3. Представь себе, что мама так и сделала,
и тебя отпустили из школы с завтрашнего
дня. Встал утром, умылся, позавтракал,
а в школу идти не нужно, делай, что хочешь
… Что ты стал бы делать, чем бы занялся
в то время, когда ребята в школе?.
4. Представь себе, что ты вышел погулять
и встретил мальчика, которому тоже семь
лет, но он ходит не в школу, а в детский
сад. Он тебя спросил: «Что нужно, чтобы
хорошо подготовиться к первому классу?»
Как бы ты ему ответил?
5. Представь себе, что тебе предложили
учиться так, чтобы ты не ходил в школу,
а наоборот, к тебе приходила бы каждый
день учительница и учила бы тебя одного
всему, чему учатся в школе. Ты согласился
бы учиться дома?
6. Представь себе, что ваша учительница
уехала в командировку на целый месяц.
Приходит к вам в класс директор и говорит:
«Мы можем вам выделить другую учительницу
на это время, а можем попросить ваших
мам, чтобы каждая из них побывала у вас
в классе вместо учительницы». Как, по-твоему,
будет лучше?
7. Представь, что есть две школы: школа
А и школа Б. В школе А расписание уроков
в 1-м классе такое: каждый день бывают
уроки письма, чтения, математики, а уроки
рисования, музыки, физкультуры, не каждый
день. А в школе Б наоборот: каждый день
бывают физкультура, рисование, труд, музыка,
а чтение, письмо, математика, труд – раз
в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться?
8. В школе А от первоклассников строго
требуют, чтобы они внимательно слушали
учителя и делали всё, что он говорит, не
разговаривали на уроках, поднимали руку,
если хотят что-то сказать или выйти. В
школе Б не делают замечаний, если встанешь
во время урока, поговоришь с соседом,
выйдешь из класса без спросу. В какой
школе ты хотел бы учиться?
9. Представь себе, что в какой-то день ты
старательно отработал на всех уроках,
и учительница сказала: «Сегодня ты учился
очень хорошо, просто замечательно, и я
хочу как-то особенно отметить тебя за
такое хорошее учение. Выбирай сам: дать
тебе шоколадку, игрушку или отметку в
журнал поставить». Что бы ты выбрал?
Классификация ответов производится следующим
образом. Все ответы разделяются на категории
А и Б.
А
Вопрос 1: уроки грамоты, счёта – занятия,
по форме и содержанию не имеющие аналогов
в дошкольной жизни ребёнка.
Вопрос 2: несогласие ребёнка на отпуск.
Вопрос 3: учебные занятия – высказывания,
описывающие распорядок дня, в который
обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки
к школе – освоение некоторых навыков
чтения, счёта, письма.
Вопрос 5: несогласие обучаться на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.
Б
Вопрос 1: дошкольные виды деятельности:
уроки художественно-физкультурно-
Вопрос 2: согласие на отпуск.
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние,
рисование, занятия по хозяйству без упоминания
о каких-то учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки
к школе: приобретение формы, портфеля
и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.
Преобладание у ребёнка ответов категории
А свидетельствует о том, что его внутренняя
позиция имеет содержательный характер.
Преобладание ответов категории Б говорит,
соответственно, об ориентации ребёнка
на дошкольные виды деятельности, на формальные
стороны обучения. Соответственно, первые
свидетельствуют о предпосылках более
лёгкой адаптации к школе, а вторые – о
возможных трудностях в ней.
1. |
Тебе нравится в школе? |
да; |
2. |
Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? |
иду с радостью; |
3. |
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома? |
пошёл бы в школу; |
4. |
Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? |
не нравится; |
5. |
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? |
не хотел бы; |
6. |
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? |
нет; |
7. |
Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? |
часто; |
8. |
Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? |
мне нравится наш учитель; |
9. |
У тебя в классе много друзей? |
много; |
10. |
Тебе нравятся твои одноклассники? |
нравятся; |
Информация о работе Методы диагностики школьной дезадаптации