Методы диагностики школьной дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Для развития концепции социальной работы, воспитания и образования в современных условиях определяющее значение имеют базовые принципы взаимодействия личности, семьи и общества, принятые в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, новым Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС второго поколения. В новой социально-правовой системе приоритет перед обществом, перед профессиональными целями и интересами отдается ребенку и семье, личностной активности и личностному росту.

Содержание

Введение

1.
Понятие школьной дезадаптации
3
2.
Факторы, влияющие на возникновение школьной дезадаптации:
5
3.
Диагностика школьной дезадаптации
6
4.
Методики диагностики школьной дезадаптации.
8
5.
Коррекционные мероприятия
21

Заключение
23

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольн дезадаптация.docx

— 128.43 Кб (Скачать файл)

 

Фактор «Асоциальность» – 14 пунктов. 
1. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину. 
2. Агрессивен, кричит, угрожает, применяет силу. 
3. Шумно ведёт себя, когда учителя нет в классе. 
4. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность. 
5. Ссорится, обижает других детей. 
6. Находится в плохих отношениях с другими детьми. 
7. Дерётся несоответствующим образом. 
8. Всегда находит предлог задеть учителя своей особой. 
9. Бормочет под нос, если чем-то недоволен. 
10. Временами лжёт без какого-либо повода и затруднений. 
11. Не может удержаться, чтобы не играть перед окружающими. 
12. Работает в школе только тогда, когда над ним стоят или заставляют. 
13. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют. 
14. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

Фактор «Инфантильность» – 12 пунктов. 
1. Играет игрушками, слишком «детскими» для его возраста. 
2. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям. 
3. Играет преимущественно с более младшими детьми. 
4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя. 
5. В классе не может быть внимательным или длительно сосредоточиться на чём-либо. 
6. Непунктуален, нестарателен, часто теряет карандаши, книги, другие предметы. 
7. В играх совершенно не владеет собой. 
8. Ведёт себя по-разному, старательность в учебной работе меняется почти ежедневно. 
9. Выполняя ручную работу, иногда старателен, иногда нет. 
10. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии. 
11. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере её выполнения. 
12. Неорганизован, разболтан, несобран.

Фактор «Подчиняемость» – 10 пунктов. 
1. Ребёнок подчиняется, соглашается на невыигрышные роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят.  
2. Очень охотно выполняет свои обязанности. 
3. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. 
4. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и др. 
5. Другие дети часто пристают к нему, он является козлом отпущения. 
6. Плачет, когда ему делают замечания. 
7. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным. 
8. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем. 
9. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье. 
10. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.

Фактор «Активность» – 7 пунктов. 
1. Проявляет настойчивость и упорство в ручном труде. 
2. Слишком смел (рискует без надобности). 
3. Незастенчив, но никогда не просит о помощи. 
4. Надоедает другим детям, пристаёт к ним. 
5. Исключительно нетерпелив, кроме случаев, когда находится в хорошем настроении. 
6. Любит быть в центре внимания. 
7. Пытается монополизировать учителя.

Фактор «Неуверенность» – 7 пунктов. 
1. Слишком застенчив, чтобы просить о чём-либо. 
2. Вял и безынициативен в классе. 
3. Не подходит к учителю по собственной инициативе. 
4. Легко примиряется с неудачами в ручном труде. 
5. Никогда не предлагает никому помощи, но охотно оказывает её, если его об этом просят. 
6. Говорит невыразительно, бормочет, особенно когда с ним здороваются. 
7. В классе не может длительно на чём-либо сосредоточиться. 
За каждый наблюдаемый поведенческий акт присваивается один балл. Исследователь (педагог, психолог) заполняет протокол и записывает результаты всех детей в общую таблицу, отмечает в списке детей с самыми высокими показателями по каждому из факторов.

Общая таблица результатов наблюдения за поведением детей  
с помощью карты Стотта

Фамилия, имя ученика

Асоци-альность

Инфан-тильность

Подчиня-емость

Активность

Неуве-ренность

             

 

В целях изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением, используются два опросника «Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями.

Опросник для учителей

Показатели тревожности

Часто 
(2б)

Иногда (1б)

Никогда (0б)

1.

Ребёнок боится отвечать у доски

     

2.

Во время ответа начинает заикаться

     

3.

При обращении учителя легко краснеет

     

4.

Не уверен в правильности своих ответов, действий

     

5.

Панически реагирует на неудачи в учёбе

     

6.

Очень боится ошибиться при ответе

     

7.

Считает, что к нему плохо относятся в классе

     

8.

На уроке грызёт ногти, сосёт пальцы, крутит волосы

     

9.

Во время ответа совершает беспокойные движения пальцами

     

 

Опросник для родителей

Показатели тревожности

Часто (2б)

Иногда (1б)

Никогда (0б)

1.

Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние

     

2.

Считает себя плохим учеником

     

3.

Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя

     

4.

Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе

     

5.

В школе неохотно расстается с родителями

     

6.

Бывают ночные страхи со школьной тематикой

     

7.

Избегает разговоров о школе

     

8.

Открыто выражает страх перед школой

     

 

Количественным показателем выраженности школьной тревожности является сумма баллов, полученных при оценивании ребёнка учителями и родителями. Результаты применения опросника «Школьная тревожность» удобно оформить в виде таблицы.

Ф. И. ученика

Оценка показателей тревожности учителем

Оценка показателей тревожности родителями

Об-щий 
балл

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1

2

3

4

5

6

7

8

   
                                       

 

 

Ещё одной методикой, позволяющей выявить эмоциональные проблемы ребёнка (тревожность, эмоциональное неблагополучие), является методика «Диаграмма «Хорошее – плохое». 
Детям дают лист бумаги с изображенными на нём четырьмя подписанными окружностями с обозначенным центром и предлагают следующую инструкцию.

 «Посмотри на эти кружки. Это необычные кружки. Представь себе, что первый кружок обозначает твой дом (семью), всё, что в происходит в нём, хорошее и плохое.

Второй – это класс, в котором ты учишься, все события, которые происходят при этом.

 Третий – это вся  школа, в которой есть другие  классы и другие дети, события, которые происходят с ними.

Четвёртый кружок – это город (село), в котором живёшь и учишься ты и многие другие люди.

 

  
Везде – и дома, и в классе, и в школе, и в городе, селе – бывает и хорошее, чему ты радуешься, и плохое, чему ты огорчаешься, расстраиваешься. Как ты думаешь, сколько плохого и хорошего? Отметь это на каждом кружке. Долю хорошего не закрашивай, оставь светлым, а плохую часть обозначь тёмным цветом (чёрным, коричневым)».  
Детям показывается, как это можно сделать с помощью радиусов. Продемонстрированные образцы стирают. 
Показателями дезадаптации (эмоционального неблагополучия) являются большие по сравнению с другими детьми доли плохого (особенно в кружках «Класс», «Школа»). Основанием для углубленного изучения является и ситуация, когда ребёнок совсем не фиксирует плохого.

К числу важнейших показателей адаптации к школе относят становление позиции школьника и характер школьной мотивации. Их исследование можно проводить с помощью приведённых ниже методик.

 

  
Методика «Беседы о школе» разработана Т.А.Нежновой и используется чаще всего при поступлении ребёнка в школу.  
Психолог (педагог) знакомится с ребёнком и спрашивает его, нравится ли ребёнку в школе. В зависимости от ответа задаётся первый вопрос беседы.  
1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе? 
Далее психолог говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что случалось с тобой, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой». 
2. Представь себе, что мама сегодня вечером вдруг скажет: «Ребёнок, ты ведь у меня ещё маленький, трудно тебе ещё в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что бы ты ответил маме? 
3. Представь себе, что мама так и сделала, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, а в школу идти не нужно, делай, что хочешь … Что ты стал бы делать, чем бы занялся в то время, когда ребята в школе?.  
4. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика, которому тоже семь лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спросил: «Что нужно, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Как бы ты ему ответил? 
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома? 
6. Представь себе, что ваша учительница уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем вам выделить другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них побывала у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше? 
7. Представь, что есть две школы: школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры, не каждый день. А в школе Б наоборот: каждый день бывают физкультура, рисование, труд, музыка, а чтение, письмо, математика, труд – раз в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться? 
8. В школе А от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя и делали всё, что он говорит, не разговаривали на уроках, поднимали руку, если хотят что-то сказать или выйти. В школе Б не делают замечаний, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться? 
9. Представь себе, что в какой-то день ты старательно отработал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, и я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить». Что бы ты выбрал? 
Классификация ответов производится следующим образом. Все ответы разделяются на категории А и Б.  
А 
Вопрос 1: уроки грамоты, счёта – занятия, по форме и содержанию не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребёнка. 
Вопрос 2: несогласие ребёнка на отпуск. 
Вопрос 3: учебные занятия – высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.  
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счёта, письма. 
Вопрос 5: несогласие обучаться на дому. 
Вопрос 6: выбор учителя. 
Вопрос 7: выбор школы А. 
Вопрос 8: выбор школы А. 
Вопрос 9: выбор отметки. 
Б 
Вопрос 1: дошкольные виды деятельности: уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и др.  
Вопрос 2: согласие на отпуск. 
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятия по хозяйству без упоминания о каких-то учебных действиях.  
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе: приобретение формы, портфеля и т.д. 
Вопрос 5: согласие на обучение на дому. 
Вопрос 6: выбор родителей. 
Вопрос 7: выбор школы Б. 
Вопрос 8: выбор школы Б. 
Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки. 
Преобладание у ребёнка ответов категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание ответов категории Б говорит, соответственно, об ориентации ребёнка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения. Соответственно, первые свидетельствуют о предпосылках более лёгкой адаптации к школе, а вторые – о возможных трудностях в ней.

Анкета для определения школьной мотивации 
(разработана Н.Г.Лускановой)

1.

Тебе нравится в школе?

да; 
нет; 
не очень

2.

Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью; 
бывает по-разному; 
чаще хочется остаться дома

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома?

пошёл бы в школу; 
не знаю; 
остался бы дома

4.

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

не нравится; 
бывает по-разному; 
нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы; 
не знаю; 
хотел бы

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

нет; 
не знаю; 
хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто; 
редко; 
не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель; 
точно не знаю; 
хотел бы

9.

У тебя в классе много друзей?

много; 
мало; 
нет друзей

10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся; 
не очень; 
не нравятся


 

 

Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.  
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.  
25 – 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность. 
20 – 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации). 
15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). 
10 – 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).  
Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).  
Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.

Информация о работе Методы диагностики школьной дезадаптации