Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 09:23, курсовая работа
Актуальность исследования. Воспитание - вторая после научения сторона социалиазации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы использования методов
воспитания детей с нарушением интеллекта………………………………6
1.1 Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности ребенка………………………………………….6
1.2 Определение и классификация методов и приемов воспитания…12
Выводы по первой главе……………………………………………………..17
Глава 2 Воспитание детей с нарушением интеллекта в различных социальных условиях………………………………………………………....18
2.1 Особенности воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе 8 вида………………………………………….18
2.2 Особенности семейного воспитания детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список используемой литературы …………………………………………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Процесс воспитания имеет свои методы и приемы.
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем.
Наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.
Методы воспитания имеют приемы Прием воспитания - совокупности конкретных действий в структуре метода. Среди приемов воспитания выделяют созидающие (похвала, просьба, доверие и др.) и тормозящие (намек, недоверие, осуждение и др.).Если прием достаточно эффективен и входит в систему приемов, которые широко используются в массовом педагогическом опыте, то он может приобрести статус метода.
ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Особенности воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе 8 вида
Воспитание детей с нарушением интеллекта — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни.
Воспитание детей с нарушением интеллекта — одно из основных понятий дефектологии. Оно имеет большое значение для общего развития детей, их общения со сверстниками и взрослыми, формирования личности.
Цели и задачи воспитания определяются общими принципами педагогики — подготовка детей с нарушением интеллекта к активной общественно полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание детей с нарушением интеллекта осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима. Воспитательная работа с ребенком проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры повеления, умения жить и работать в коллективе.
Воспитание детей с нарушением интеллекта требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.
Основные формы руководства специальной (коррекционной) школешколой те же, что во всех школах системы просвещения. Однако цели, задачи и особенности работы с умственно отсталыми детьми, а именно коррекционная направленность обучения и воспитания, определяют ряд специфических сторон руководства ею.
Успех работы специальной (коррекционной) школы во многом определяется уровнем управления, способностью администрации координировать усилия коллектива, направленные на достижение целей, стоящих перед школой, на коррекцию дефектов развития умственно отсталых детей, должную организацию их трудовой подготовки, заботу об их социальной адаптации
Педагоги специальной (коррекционной) школы должны быть нацелены на изучение особенностей поведения и деятельности своих учеников на протяжении всех лет обучения и иметь в виду, что психофизические особенности могут своеобразно проявляться в каждом конкретном возрасте. Кроме того, каждому учителю и каждому воспитателю приходится учитывать влияние на ребёнка социальных факторов, приобретаемого им практического им жизненного опыта и в соответствии с этим осуществлять его обучение и воспитание.
От того, как в специальной (коррекционной) школе организована ежедневная жизнь воспитанников, зависит успех учебно-восстановительной работы. Значительное место в деятельности по руководству специальной (коррекционной) школы следует отводить рациональной разработке режима дня, его научному обоснованию в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями, особенностями учебного плана, с учетом материальной базы спецшколы – интерната. Особое внимание необходимо обратить на организацию специальных коррекционных занятий и общественно полезного, производстводительного труда с тем, чтобы они не вызывали переутомления воспитанников, а также не производились в ущерб другим занятиям. Разработка распорядка дня в специальной (коррекционной) школе – дело весьма сложное и требует от руководителей глубоких знаний особенностей психофизического развития умственно отсталых детей различных возрастных групп и знания конкретных данных о состоянии здоровья и других особенностях детей в каждой воспитательской группе. Распорядок дня должен предусматривать сочетание труда, отдыха и досуга детей, причем следует варьировать интенсивность нагрузки в течение недели в целом. Большое внимание в режиме дня специальной (коррекционной) школы, уделяется отдыху детей, чтобы дети не переутомлялись, больше пребывали на свежем воздухе, не связывая это только со свободным временем дня и досугом учащихся. Различные экскурсии, общественно полезный труд по благоустройству территории и поддержанию порядка используется для увеличения времени пребывания детей на воздухе.
Формы совместной работы учителя и воспитателя
Одним из важнейших вопросов организации работы специальной (коррекционной) школы является взаимосвязь в работе воспитателей, учителей и классных руководителей. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.
I – Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива,
планированию и проведению внеурочной воспитательной работы;
Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков группы и т.д.
II – Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена.
III – это совместная работа с родителями
IV – совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно – воспитательных мероприятий.
V – Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету, Режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий,
возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки.
Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для школы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Личные
встречи воспитателей и
Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для
повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с родителями учащихся.
Учителя
и воспитатели готовят и
(изучают:
- домашние условия учащихся;
- устанавливают с родителями хорошие деловые отношения;
- согласовывают индивидуальный подход к детям;
- ведут активную
педагогическую пропаганду
- проводят индивидуальные беседы;
- принимают участие
в общешкольном всеобуче
Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в группе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально.
2.2 Особенности семейного воспитания детей с нарушением интеллекта
Эффективность коррекционно-воспитательной работы в специальном коррекционном образовательном учреждении следует рассматривать в тесной взаимосвязи с эффективностью семейного воспитания.
Еще Демокрит, размышляя о семейном воспитании, указывал: «В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и заботы, а в случае неудачи – горе несравнимо ни с каким другим». Слова философа приобретают особое значение для семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии. Невозможность адекватной оценки ситуации приводит родителей к внутреннему и семейному конфликту, подавленности, безразличию, не позволяет правильно относиться к своему ребенку.
Воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нашей стране Семейное в.оспитание носит общественный характер. Семья — это частица общества, с которым она органически связана едиными интересами и единой целью построения коммунизма.
Наше государство уделяет большое внимание вопросам воспитания молодого поколения и оказывает семье всемерную помощь в воспитаний и обучении детей. В нашей стране существует широкая сеть детских консультаций, яслей, детских садов.
Все эти положения полностью распространяются на семейное воспитание детей с нарушением интеллекта. Однако воспитание детей с нарушением интеллекта имеет свои особенности, обусловленные характером дефекта развития каждого ребенка. Отсутствие или значительное понижение зрения, глухота или резкое снижение слуха, органические поражения мозга, вызывающие снижение интеллекта, оказывают влияние на физическое развитие, познавательную деятельность, поведение ребенка. Поэтому его воспитание имеет наряду с общими и специальные задачи и методы, корригирующие или компенсирующие отрицательные последствия имеющегося дефекта развития.
Между тем в семейном воспитании детей с нарушением интеллекта нередко наблюдаются две крайности. Одна из них состоит в том, что ребенку не уделяют должного внимания. Не понимая особенностей развития такого ребенка, не умея найти правильный подход к нему, родители по существу предоставляют его самому себе. Другая крайность заключается в том, что родители чрезмерно жалеют и балуют ребенка, оберегают его от всех трудностей, стремятся все выполнить за него. В результате такого воспитания дети становятся беспомощными и заметно отстают в своем развитии.
Воспитание аномального
ребенка раннего возраста осуществляется
главным образом в процессе ухода
за ним. Родители приучают его к самостоятельности,
руководят развитием его
Семейное воспитание детей школьного возраста осуществляется в тесном контакте со школой. Большинство спец. школ — интернаты, но каникулы, а иногда и праздничные дни ребенок проводит дома. Надо поддерживать в семье те навыки, которые дети с нарушением интеллекта получили в школе, расширять их кругозор, закреплять речевые, навыки, приобретенные в школе (особенно это относится к глухим, слабослышащим детям, а также к детям с тяжелыми нарушениями речи). Соблюдая общие требования, предъявляемые к воспитанию детей, родители ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, должны учитывать наиболее характерные особенности каждой категории аномальных детей.
Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке умственно отсталых детей к жизни и к труду.
Вместе с тем ввиду
специфических условий работы, связанных
с психофизическими особенностями
контингента учащихся, особенностей
социального положения и
Е.А. Гордиенко и Г.С. Юсупова в работе “Совместная работа школы, семьи и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы” приходят к выводу, что «можно было бы иметь несравненно большие положительные результаты, если бы с момента выявления у ребенка дефектов осуществлялось правильное и корригирующее семейное воспитание. А чтобы это воспитание было правильным и достаточно эффективным, родители должны иметь соответствующую педагогическую подготовку, в известной мере овладеть специальной методикой воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью».
Наличие разных групп родителей
обуславливает
По мнению С.Д. Забрамной: “Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия”.
Наиболее общими линиями, по которым должно идти воспитание умственно отсталого ребенка в семье, являются:
Информация о работе Методы и приемы воспитания детей с нарушением интеллета