Методы и средства духовно-нравственного воспитания в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.
Проблема воспитания детей и молодежи волновала человечество на всех этапах его развития. В каждую эпоху были характерные подходы и методы воспитания, выделялись ценности, присущие этому времени, и определенные идеалы. В те времена, когда в обществе формулировались искаженные цели, основывающиеся только на материальных ценностях, и духовно-нравственным вопросам уделялось недостаточно внимания, выдвигались ложные идеалы, тогда общество оказывалось в состоянии морального кризиса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Изучение проблем духовно-нравственного воспитания в педагогической науке 6
1.1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания 6
1.2. Принципы духовно нравственного воспитания 16
Глава 2. Методы и средства духовно-нравственного воспитания в современной школе 21
2.1. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения 21
2.2. Воспитание духовности и нравственности во внеурочной
деятельности……………………………………………………………………..31
Заключение 37
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Духовно-нравственное воспитание в современной школе.docx

— 84.02 Кб (Скачать файл)

Достижение указанной цели осуществляется через решение стратегических и  тактических задач.

Стратегические задачи:

-  служение своему Отечеству и народу;

-  возрождение и формирование  у населения православных ценностей;

- формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; природе страны; людям и природному окружению своей местности; истории и традициям белгородского края;

  • усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;
  • усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;

-  сохранение и приумножение  нравственных, культурных и научных  ценностей общества; распространение  знаний среди населения, повышение  его образовательного и культурного  уровня;

- гармоничное духовное  развитие каждой личности, привитие  ей основополагающих принципов  нравственности: доброты, честности,  желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;

- утверждение в сознании  общества положительного образа  многодетной семьи  и необходимости  защиты священного дара жизни;

- формирование  национального самосознания, ответственного  отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку.

Тактические задачи:

- активизация совместной  просветительской деятельности  всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление  совместных проектов;

  • усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни региональных средств массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия;
  • достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков;
  • сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений.

- изучение географии  и истории своей страны, своей  местности; формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России;

  • утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности; формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства.

                  1.2 Принципы духовно-нравственного воспитания.

  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию;
  • принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации – это те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности, занимая центральное место в системе детерминации ее поведения. Они определяют направленность и характер мировоззрения личности. Новый принцип, делающий человека человеком, не сводит к естественной эволюции жизни, а включает в себя и понятие разума, и мышления в идеях, и созерцание, и такие эмоциональные волевые акты, как доброту, любовь, раскаяние;

- принцип  адресного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в духовно-нравственное воспитание таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом;

-  принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения населения и его ценностных установок, ориентированных на интересы области. В процессе духовно-нравственного воспитания и самовоспитания этот принцип предполагает деятельное отношение человека ко всему, что происходит в стране; способность каждого гражданина проводить социально-значимые преобразования материальной и духовной сферы на различных уровнях: федеральном, региональном, местном при условии освоения накопленного исторического опыта как всего человечества, так и российского народа, отдельной нации или народности. Принцип активности проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды, в волевых качествах, обучении;

- принцип сохранения  исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие. Принцип включает в себя знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти. Историческая память является базой, фундаментом для формирования духовно-нравственной личности. Сформулированный принцип особенно актуален для современной истории России, когда активизировал свою деятельность воинствующий антиисторизм, главной целью которого является искажение истории страны и народа в интересах определенных социальных групп. Отсюда возникает острая необходимость в объективном изучении и интерпретации реальной истории во всем ее конкретном многообразии, выявлении исторических фактов и на их основе мысленное воссоздание исторического процесса, объективных закономерностей и логики его протекания. Соблюдение этого принципа будет способствовать становлению исторического самосознания населения, которое, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально-активной личности, способной усваивать знания истории, осмысливать исторический опыт, его уроки, осуществлять социальный прогноз, исходя из понимания сущности настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего; осознавать историческую ответственность за свою деятельность;

- краеведческий принцип,  требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности (микрорайона, города, села, района, области,  края и т.д.). Особое значение краеведческого принципа заключается в том, что он закладывает основы формирования личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за ее дальнейшее процветание, сопереживание и сопричастность ко всему, чем она живет), воспитания рачительного хозяина своей земли, в целом становления духовно-нравственной культуры. Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в  общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах (краеведческие музеи, выставки, клубы и т.д.);

- принцип воспитания  на традициях. Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п. Несомненно, что российский народ сумел сохранить богатые традиции в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несмотря на коренные преобразования в жизни нашей страны, во многих сферах сознания и деятельности, продолжают сохраняться следующие традиции: культурные (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России); боевые (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат); трудовые (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства; подготовка квалифицированных кадров для отраслей хозяйства своей местности; использования различных форм хозяйствования и другие). Очевидно, что процесс реформирования повлечет за собой и формирование новых традиций на основе нового наработанного опыта духовно-нравственного возрождения России;

  • лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа. Язык нации - это литературный язык нации, народности, сложившийся на широкой общенародной основе, в устно-разговорной и письменной формах с постепенно вырабатывающимися нормами. Язык нации является одним из обязательных признаков какой-либо нации или народности, средством их общения или развития. Перемены в стране негативно отразились и на состоянии русского языка. 7Ненормативное использование русского языка наблюдается почти повсеместно: в рекламе, в сфере торговли, в официальной речи и т.п. В связи с этим сегодня возникла настоятельная необходимость в очищении русского языка от всего чуждого ему, в защите от разрушения, растворения в других межнациональных языках;
  • принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья.

Все названные принципы взаимосвязаны  и реализуются в единой целостной  системе всей совокупностью воспитательных средств.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы и средства духовно- нравственного воспитания в современной  школе.

2.2. Духовно- нравственное воспитание  в процессе обучения

   Средство воспитательного процесса – то, что использует воспитатель для достижения своей цели. Средство воспитания само по себе нейтрально, оно может служить как добру, так и злу, только воспитатель направляет действие этого средства в нужное русло.

Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает  морально-волевую сферу, содействует  формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать  любые нравственные нормы. Средством  нравственного воспитания может  служить любой предмет, все зависит  лишь от усилий воспитателя.

Методы воспитания –  это педагогическая проекция объективных  факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

При осуществлении нравственного  воспитания наиболее часто используют такие методы формирования сознания, как внушение, призыв, диалог, доказательства, но можно использовать все воспитательные методы, которыми оперирует современная  педагогическая наука.9

Нравственное просвещение  осуществляется различными путями, главным  образом путем проведения этических  бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями  различных профессий, читательских конференций и т. д.

Один из самых действенных  методов воспитания – этическая  беседа. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у  школьников этических представлений  и понятий, воспитанию интереса к  нравственным проблемам, стремлению к  оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической  беседы заключается в том, что  это метод привлечения самих  ребят к выработке у них  правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив  в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

Этическая беседа требует  от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у  них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему  миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.10

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

Содержание нравственного  воспитания определяется концепцией, общими целями воспитания и моралью  общества.

Цели нравственного  воспитания: формирование духовных запасов  личности каждого воспитанника, развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, основы гражданского самосознания.

Как уже было отмечено ранее, нравственное воспитание неотделимо от морали общества, в связи с  этим можно выделить следующие задачи нравственного воспитания:

1) отношение к родине, другим странам и народам: любовь  и преданность родине; нетерпимость  к национальной и расовой неприязни;  доброжелательность ко всем странам  и народам; культура межнациональных  отношений;

2) отношение к труду:  добросовестный труд на общее  и личное благо; соблюдение  дисциплины труда;

3) отношение к общественному  достоянию и материальным ценностям:  забота о сохранении и умножении  общественного достояния, бережливость, охрана природы;

4) отношения к людям:  коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота  о семье и воспитании детей;

5) отношение к себе: высокое сознание общественного  долга; чувство собственного достоинства,  принципиальность;

6) отношение к политике  нашего государства: понимание  хода и перспектив мирового  развития; правильная оценка событий  внутри страны и на международной  арене; понимание моральных и  духовных ценностей; стремление  к справедливости, демократии и  свободе народов.

При осуществлении нравственного  воспитания необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В связи  с этим изменяется основная задача воспитания эмоционально-нравственной культуры:

Информация о работе Методы и средства духовно-нравственного воспитания в современной школе