Методы и средства духовно-нравственного воспитания в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.
Проблема воспитания детей и молодежи волновала человечество на всех этапах его развития. В каждую эпоху были характерные подходы и методы воспитания, выделялись ценности, присущие этому времени, и определенные идеалы. В те времена, когда в обществе формулировались искаженные цели, основывающиеся только на материальных ценностях, и духовно-нравственным вопросам уделялось недостаточно внимания, выдвигались ложные идеалы, тогда общество оказывалось в состоянии морального кризиса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Изучение проблем духовно-нравственного воспитания в педагогической науке 6
1.1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания 6
1.2. Принципы духовно нравственного воспитания 16
Глава 2. Методы и средства духовно-нравственного воспитания в современной школе 21
2.1. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения 21
2.2. Воспитание духовности и нравственности во внеурочной
деятельности……………………………………………………………………..31
Заключение 37
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Духовно-нравственное воспитание в современной школе.docx

— 84.02 Кб (Скачать файл)

1-й класс – развитие  эмоциональной сферы как отзывчивости  ко всему живому:

2-й класс – развитие  гуманистических отношений к  человеку;

3-й класс – формирование  ценностного отношения к культуре;

4-й класс – развитие  эмоционально-волевой саморегуляции и культуры желаний;

5-й класс – воспитание  нравственного самосознания на  основе самооценки; воспитание ответственности;

6-й класс – воспитание  нравственного самосознания ребенка  в ситуациях выбора; формирование  нравственной позиции по отношению  к детям и взрослым другого  пола, возраста, национальности; выработка  объективной самооценки, самоограничения;

7-й класс – приобщение  к духовным ценностям своего  Отечества; воспитание толерантности,  развитие способности к ответственному  поступку; самовоспитание;

8-й класс – развитие  чувства гражданственности; формирование  нравственной позиции по проблемам  социальной жизни;

9-й класс – развитие  качеств, необходимых для делового  человека: коммуникабельности, трудолюбия, организованности, самодисциплины;

10-й класс – формирование  мировоззренческой позиции учащихся, необходимой для ориентации в  мире; ответственности за нравственный  выбор средств для достижения личных целей;

11-й класс – становление  интеллектуальной творческой личности, способной к самооценочной рефлексии и эмоционально-волевой саморегуляции.

Естественно, что выделенные здесь идеи присутствуют и в предшествующих возрастных группах, подготавливая  школьников к их более глубокому эмоциональному осознаванию и присвоению именно в обозначенный, наиболее сензитивный период.11

В настоящее время  перед педагогами стоит проблема: что следует включать в содержание нравственного воспитания?

Наша страна долгое время  находилась под влиянием марксистско-ленинской  идеологии. Учащимся прививались трудовая и жизненная закалка, у воспитанников  вырабатывали активное стремление участвовать  в решении общенародных задач  и принимать на себя ответственность  за будущее страны. Общество воспринималось важнее индивида. Нравственное воспитание осуществлялось постоянно: в школе, в семье. Тому же способствовали СМИ.12

В период перестройки  мораль общества изменилась, перестала  быть нравственной. СМИ того периода, так же как и в настоящее  время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной  выгоде.

Еще одной проблемой  современной школы является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?

Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков  считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного  цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.

Мы же придерживаемся мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может  стать поводом дать детям урок нравственности.

Наиболее традиционными формами  православного воспитания являются: воскресные школы, социальное служение, православные детские лагеря, паломничество, православные детские и молодежные организации.

Воскресная школа - занятия для детей, где в доступной, игровой форме рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий – воскресенья. Это идея создания некой «семейной атмосферы», которая призвана не заменить ребенку его семью, а помогает ребенку окунуться совсем в иной мир человеческих отношений, во многом альтернативный тому, что окружает его остальные шесть дней в неделю и выдвигает зачастую жесткие жизненные требования, ведущие к внутренним перенагрузкам. Воскресные школы существуют при православных приходах и братствах.13

Религиозное обучение в воскресной школе имеет своей целью передачу знаний, на основании которых учащийся сможет осмыслить свою веру по отношению  к себе, своей жизни, к окружающему  миру, к обществу, в котором он живет. Основное внимание должно уделяться  не тому, чтобы передать детям как  можно больше информации, а тому, чтобы христианство могло быть прожито  и пережито. Немаловажно и отношение  педагога к детям. Оно должно быть благоговейным. Чутко, тактично и деликатно должен учитель подходить к детской душе. Если педагог сам стремится к истинному добру, тогда и дети пойдут за ним.

В качестве вывода хотелось бы сказать  следующее: как когда-то первые воскресные школы были созданы для обучения неграмотных детей и взрослых, так, видимо, и современные православные воскресные школы должны быть ориентированы  не только на детей, но и на взрослых. Ведь ребенку важно чувствовать и понимать, что нравственные идеалы, прививаемые в школе и дома, не имеют разницы между собой. Создание семейной воскресной школы способствовало бы не только укреплению семейных связей, но и развитию ощущения сопричастности более сложным семейным общностям: коллективу школы, приходу своего храма, Церкви и обществу в целом.14

Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность) - это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся.

На каких же категориях основывается организация этой формы  воспитательной работы?

Прежде всего – это  личностный характер общения, которое  строится на уважении молодого человека как свободной личности.

Следующая категория –  это учет индивидуальных и возрастных особенностей, от которых зависит  выбор формы социального служения. Каждому человеку свойственны индивидуальные характеристики: возрастные, психологические, культурные. Игнорирование этих особенностей может пагубно отразится на воспитательном процессе.

Далее можно выделить совместное участие. Организация социального  служения, к которому привлекается молодежь, носит не специфический  воспитательный характер, а обычно строится таким образом, чтобы это  дело являлось в равной степени близким, интересным и важным для всех участников, включая организаторов.

Принцип «в семье и через  семью», т.е. вовлечение семьи молодого человека в дело социального служения. Это помогает взаимопониманию в  семье, способствует воспитанию гармоничной  личности.

Рассмотрим основные формы деятельности социального служения молодежи:

Работа в социальных учреждениях - уход за больными, работы в муниципальных  учреждениях.

Социальные акции по сбору средств. Эта деятельность например, может также включать в себя: возможность организации при храме силами молодежи точки социальной помощи для лих без определенного места жительства, где они смогут получить еду, одежду; продажа на благотворительных ярмарках поделок или открыток, сделанных воспитанниками детских домов, и расход вырученных денег на нужды детей-авторов, организация утренников в домах сирот и многое другое. Учащиеся воскресной школы могут самостоятельно, осознанно подойти к вопросу пожертвования для детишек-сирот, например, части своих игрушек.15

Миссионерская работа: участие в  издательстве православных газет и  журналов при храмах; создание библиотек  для детей-сирот (сбор духовно- нравственной и интересной литературы); проведение различных миссионерских акций (например, изготовление и распространение  поздравительных открыток), организация  слетов, мероприятий, лекций… 

Служение в церкви: работа по благоустройству  храма и территории возле него, помощь на богослужениях, в реставрационных  мастерских и т. п.

Особенность молодежного служения состоит в том, что молодой  человек, который вовлекается в  церковную жизнь, воспринимается в  церкви как активная личность, которой  предлагается наиболее интересная и  доступная форма социального  служения. Работа в этом направлении  способствует раскрытию его внутреннего  потенциала.

В современном мире существует огромное количество разных государственных  социальных учреждений, которые занимаются поддержкой больных, сирот, и прочих социально - неблагополучных и материально- необеспеченных людей. Церковная социальная работа призвана, по своей сути, не дублировать  систему государственных социальных учреждений, а помочь государству  преобразовать эту систему, а  именно внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, привлекая к делу служения молодежь и заинтересованные организации. В современном обществе глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. Поэтому вовлечение молодежи в социальное служение способствует формированию у молодых людей нравственности. Это одна из возможностей стать добрее, почувствовать себя востребованными, научиться жертвенности и любви.16

Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает  религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой он принадлежит (при этом территориально не обязательно к ней относится).17

Существуют некоторые отличия  православного лагеря от светского. Эти отличия имеют не программный характер, а скорее интонационный.

Во-первых, духовная деятельность (участие в богослужебной деятельности, молитвенная деятельность) обязательно сочетается с другими видами деятельности, наиболее привычными для детского оздоровительного лагеря. Иными словами, цель воспитательная работа определяется сочетанием духовного и физического оздоровления.

Во-вторых, финансово-материальная база в большей степени формируется за счет средств Русской Православной Церкви, а именно епархиальным управлением и частично с благотворительных средств со стороны светских учреждений и частных лиц. Это откладывает свой отпечаток на содержание инвентаря (библиотека с книгами духовно-нравственного содержания; музыка, пробуждающая интерес к нравственным ценностям; имеется ввиду не только религиозная, оформление лагеря).

В- третьих, активное участие всех в планировании работы. Происходит это благодаря личному и доверительному контакту всех участников лагеря со священниками. Большую роль в этом играет «детская исповедь» и частные духовные беседы, на которых перед священником открываются и проблемы воспитания, и причины их возникновения. Священник, являясь положительным примером, становится авторитетом для детей.

Важное отличие православного лагеря заключается в специфическом отношении воспитательной системы с окружающей социальной средой. С одной стороны, налицо закрытость воспитательной системы от негативных проявлений общества в целом и молодежной субкультуры, в частности. С другой стороны, невозможность полностью абстрагироваться от реалий окружающей социальной среды. Следовательно, взаимоотношения с социальной средой носят избирательный характер. Воспитательная система открыта на выход, но дозирована на вход. Подобный баланс во много идеален. Связано это с тем, что члены детского коллектива являются частью двух сред: обычной социальной (общеобразовательная школа, светские образовательные учреждения, микросоциум по месту жительства и т.д.) и православной (общность прихода, воскресная школа и т.д.). Отделить их от одной среды и погрузить целиком в другую невозможно да и нежелательно, так как это может привести к негативным последствиям в развитии личности.18

В некоторых лагерях имеется  опыт проживания детей с ограниченными физическими возможностями. Работа в данном направлении помогает социализировать детей, приспособить к окружающей среде, научить их способам разнообразного общения, взаимопонимания, преодоления психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками.

Современные детские организации  различны по форме, структуре, степени  скоординированности, целям, содержанию и направлениям деятельности. Что касается религиозных детских объединений – это организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Вся разнообразная деятельность православных организаций направлена на воспитание, сплочение, объединение молодежи на основе духовно-нравственных принципов и позиций. Молодежные организации постепенно становятся местом духовно – нравственного просвещения молодежи. Они открыты и общедоступны для всех желающих. В молодежных организациях можно познакомиться с основами Православия, найти доброе и интересное занятие, обрести новые знания и получить необходимые консультацию и помощь, найти новых друзей. Их по праву можно назвать очагами миссионерского служения Церкви.

Таким образом, направлением православной педагогики является воспитание внутренней системы ценностей человека, которая ляжет в основу всей его жизни. Эта система отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в любви к истине.

Специфика и ценность православной педагогики состоит в том, что  ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать  решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность  за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством.     Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Кроме этого, ценность православия заключается еще и в том, что оно является культурообразующей религией для российского общества. Но здесь важно отметить, необходимость взаимодействия светских воспитательных учреждений, государства с религиозными организациями.

Информация о работе Методы и средства духовно-нравственного воспитания в современной школе