Методы и средства формирования нравственной культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях глобализирующегося мира всё чаще речь заходит о сохранении традиционной культуры и повышения уровня нравственности личности. В данном аспекте формирование нравственной культуры личности тесно связано с гуманистическим мировоззрением и его устойчивостью. Особенно это актуально при формировании гармонично развитого поколения. В понятие нравственная культура в первую очередь входят такие понятия как: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственной культуры подростков 10
1.1. Сущность и содержание процесса формирования нравственной культуры 10
1.2 Психофизиологические особенности подросткового возраста 12
1.3 Методы и средства формирования нравственной культуры личности 19
Глава 2 Формирование нравственной культуры личности в МБОУ СОШ № 2 35
2.1. Методика оценки уровня нравственной воспитанности подростков 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Заключение 41
Библиографический список……………………………………………....... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ПОИ-303Михайлова 1.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Термин «нравственность» берёт своё начало от слова нравы. Нравы – это те эталоны и  нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих  поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение  нравственности: «Нравственность –  это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [15, с.423]. По-латыни нравы звучат как «морас» – мораль. В древнеримской культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды. Впоследствии от этого слова было образовано другое – «moralis» (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин «moralitas» (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое «ethica» и латинское «moralitas» совпадают.

Часто в качестве синонима слова «мораль» используют понятие  «этика», означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и  в другом значении - как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята она человеком, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается  по степени соответствия определенным правилам распространяющееся на множество  одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек  должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать подростка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Понятия морали, охватывающие все области отношений, побуждая человека руководствоваться ими в разных сферах жизни, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье.

Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нравственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, честности  и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству.

Отношение к своему труду  проявляется в добросовестном, ответственном  исполнении своих трудовых, учебных  обязанностей, развитии творческих начал  в трудовой деятельности, признании  важности своего труда и результатов труда других людей.

Отношение к природе  состоит в бережном отношении  к ней, в нетерпимом отношении  к нарушениям экологических норм и требований. Гуманистическое мировоззрение  как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения [30]. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

Гуманность поэтому  не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных  видах деятельности, в различных  вариантах межличностных отношений. Подросток должен быть включен в  сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у подростков, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно - полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности.

Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует  ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Предполагая элементы подчинения требованиям коллектива, дисциплина должна рассматриваться в контексте свободы личности, как субъективная способность личности к самоорганизации. Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки. Обладая самодисциплиной, подросток защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы [1].

Дисциплинированность  как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности, объединяя культуру общения, культуру внешности, культуру речи и бытовую культуру. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах [19, с.45].

Вопрос о патриотизме  становится сегодня особенно актуальным. По словам В.Ю. Троицкого «Без патриотизма не может быть никакого духовного становления личности. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека» [22, с.14]. Патриотизм опирается на духовные ценности и осознание духовного самоопределения. Опираясь на эту систему ценностей, человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли.

Любовь к Отечеству  и готовность подчинить его интересам  свои частные интересы, гордость за достижения и культуру своей родины, желание сохранять её характер и  культурные особенности, стремление защищать интересы родины и своего народа должны стать приоритетными в общественном сознании, в том числе и в сознании подростков.

Таким образом, каждый поступок человека влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием нравственности и этики. Особое значение в формировании нравственной культуры личности занимает эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих возможностей, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой перемены в мире ценностей. Владение информацией  приобретает значение «новой собственности», изменяющей характер политических, экономических, нравственных отношений.

Поэтому большую роль в формировании нравственной культуры подростков играют кино, телефильмы, а так же средства массовой информации. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить правильно смотреть и понимать кино и телефильмы.

СМИ в настоящее время  не несут абсолютно никакой ответственности  за психологическое и воспитательное влияние на граждан, в том числе и подростков, формирование духовно-нравственной атмосферы общества и развитие отечественной культуры в целом. При этом известно, что влияние СМИ на умы людей и общее состояние культуры нации, по сравнению с другими социальными институтами, неуклонно растет и достигло к настоящему времени беспрецедентных масштабов [8]. В ряде отношений это влияние уже перевешивает воздействие всех прочих факторов, вместе взятых. В первую очередь это относится к федеральным каналам центрального телевидения, превратившимся с 1990-х годов в ключевой, системообразующий элемент не просто информационного поля, но и всего духовно-нравственного пространства страны.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств.

Средства нравственного  воспитания можно объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта  группа средств очень важна в  решении задач нравственного  воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания также является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности подростков многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.

Средством нравственного воспитания является собственная деятельность детей: труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лысина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений [23].

Информация о работе Методы и средства формирования нравственной культуры личности