Методы и средства формирования нравственной культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях глобализирующегося мира всё чаще речь заходит о сохранении традиционной культуры и повышения уровня нравственности личности. В данном аспекте формирование нравственной культуры личности тесно связано с гуманистическим мировоззрением и его устойчивостью. Особенно это актуально при формировании гармонично развитого поколения. В понятие нравственная культура в первую очередь входят такие понятия как: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственной культуры подростков 10
1.1. Сущность и содержание процесса формирования нравственной культуры 10
1.2 Психофизиологические особенности подросткового возраста 12
1.3 Методы и средства формирования нравственной культуры личности 19
Глава 2 Формирование нравственной культуры личности в МБОУ СОШ № 2 35
2.1. Методика оценки уровня нравственной воспитанности подростков 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Заключение 41
Библиографический список……………………………………………....... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ПОИ-303Михайлова 1.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Средством нравственного  воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств [17].

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и  интеллектуального развития, от этапа  развития нравственных качеств

 

Выводы по первой главе

 

Таким образом, нравственная культура – это целенаправленный процесс присвоения подростками общечеловеческих ценностей, культурных норм и эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием прекрасного в действительности.

Для большей эффективности  нравственного воспитания, следует применять комплексный подход, в котором можно выделить два принципа:

- система нравственного воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой;

- нравственное воспитание должно стать органической частью любого воспитания.

Рассматривая процесс  нравственного воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности  ребенка.

В настоящее время  в общеобразовательных учреждениях  нравственное воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

 

 

 

Глава 2 Формирование  нравственной культуры личности  в МБОУ СОШ № 2

2.1. Методика оценки уровня нравственной воспитанности подростков

Муниципальная образовательная школа №2 была основана в 1974 году в п. Энергетике Новоорского района Оренбургской области. Изначально развивалась как педагогическая среда, сочетающая в себе образовательную деятельность с производственным обучением. В основе этого развития лежали принципы комплексного подхода: целенаправленности педагогического процесса, сознательности, активности, самодеятельности, творчества, дифференциации, уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

В 1999 году проведена общественно-государственная экспертиза, на основании которой образовательному учреждению присвоен статус экспериментальной площадки. В течение 7 лет педагогический коллектив работает над научно-методической  проблемой «Развитие социально-педагогических функций общеобразовательной школы», с 2006 г. в школе активно развивается процесс информатизации и темой методической работы является «Медиаобразование, интегрированное в преподавание учебных предметов».

В школе имеются хорошие  условия для активного и целенаправленного развития каждого ребёнка во всех видах деятельности: учебной, спортивной, трудовой, художественной, музыкальной, игровой и других. Предметно-развивающая среда отвечает художественно-эстетическим требованиям.  Также созданы хорошие условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного умственного, физического и нравственного развития.

Основная цель школы – создание условий для формирования всесторонне-развитой, физически-здоровой, духовно-нравственной, социально-компетентной, творческой личности с активной жизненной позицией, патриотическим сознанием и гражданской ответственностью.

Целью воспитательной работы школы является созданий условий, способствующих развитию нравственности, саморазвитию и самореализации учащихся.

За тридцать лет существования СОШ № 2 образовалось немало школьных традиций. Это «Праздник первого звонка», «Посвящение в первоклассники», «Вечер встречи выпускников», «Вечер этикета», «Я – гражданин России»,  конкурсные программы «Папа, мама, я – читающая семья», «Ученик года», «Самый «классный» классный руководитель» и др.

Традиционные праздники  в школе символизируют единение, дружбу, взаимопомощь, культуру общения. В последние годы появились новые  традиции. Среди учащихся был проведён конкурс на лучший Герб и Гимн школы. Гимн школы знают все ученики, он исполняется во время всех торжественных мероприятий.

Школьному краеведческому музею отводится большая роль в культурологическом воспитании детей, их гражданском становлении. Музей  призван восстановить прерванную связь  времен, возродить духовные ценности, воспитать любовь к родной земле, к своему краю, уважительное отношение к своим предкам, к истории своего поселка, обычаям народов населяющего его, чувства национальной гордости.

С 2002 г в СОШ № 2 существует детская организация «Радуга». Её целью является формирование нравственной культуры личности, оказание помощи школьникам в реализации богатства жизненных возможностей, главное из которых - стать  достойными гражданами своей Родины.

Детская организация  «Радуга» решает следующие основные задачи:

  • способствует приобщению к историческому и культурному наследию своей Родины, формирует национальное самосознание гражданина, уважение к символам, учит быть патриотом;
  • способствует объединению воспитательного потенциала семьи и учреждений образования в содействии деятельности детских объединений, приобщению детей к национально-культурным  традициям своей местности, опираясь на реально работающие педагогические кадры, материальную базу системы образования;
  • является уникальным средством продвижения в общество идей толерантности и ненасилия, единства многообразия культурных традиций.
  • и т.д.

Программа организации  «Радуга» имеет 7 основных подпрограмм, которые предлагаются для работы детским коллективам. Это: «Россия - родина моя» - подпрограмма освоения и возрождения национальных культурных традиций, военно-патриотического воспитания; «Интеллект» - подпрограмма, способствующая формированию знаний, умений и навыков во внеклассной работе, обеспечивающая их творческое применение в учебной и практической деятельности; «Милосердие» – подпрограмма работы с людьми, нуждающимися в заботе; «Здоровье» - подпрограмма внедрения принципа здорового образа жизни в массовую практику; «Росинка» - подпрограмма экологического воспитания школьников; «Мир профессий» - подпрограмма развития у школьников профессиональных интересов и склонностей  в соответствии с личными способностями; «Труд – дело серьёзное» - подпрограмма развития у детей желания трудиться на благо общества и навыков трудовой деятельности.

Для обеспечения практической направленности данных программ проводятся различные общественно-полезные акции. К ним относятся: День пожилого человека, «Скворечник – птиц дом», адресная помощь ветеранам, ежегодная ярмарка для ветеранов, «Благословите женщину» (ко дню матери) и др.

Все они реализуются  через деятельность родительского, профсоюзного комитетов, ученического самоуправления.

Проводится родительский всеобуч на тему «Как воспитать нравственность?» (Приложение 1)

В программе развития МБОУ СОШ № 2 также предусмотрено формирование нравственной культуры личности (см. Приложение 2).

Для выявления уровня воспитанности подростков МБОУ СОШ  № 2

нами были использованы такие методики оценки уровня воспитанности подростков:

    1. Методика Н.П. Капустиной «Экспертная оценка уровня воспитанности»;
  1. Тест на выявление самооценки школьника

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

В результате проведенных исследований, мы получили следующие результаты.

Экспертная  оценка уровня воспитанности (Методика Н.П.Капустиной) (Приложение 3).

 

 

Вывод: Проведенный тест показывает, что уровень воспитанности детей ещё недостаточно  высокий, необходимо продолжать работу, которая будет способствовать воспитанию личности с ещё более качественным уровнем воспитанности.

 

Тест на выявление  самооценки школьника (приложение 4)

Цель: Определить качество самооценки учащихся.

Самооценка-компонент  самосознания, включающий наряду со знаниями о себе и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Итог: Работу выполняли 160 человек.

Тестирование показало, что

 

Положительные качества

Отрицательные качества

Реальная самооценка-45%

Завышенная самооценка-42%

Заниженная самооценка-13%

Реальная самооценка-49%

Недооценка, занижение  недостатков-29%

Завышенная самооценка- 22%




 

Вывод: Необходимо содействовать  воспитанию реальной самооценки, пополнять  их знания о себе, помогать воспитывать  нравственные качества, способствовать выработке реальной самооценки, создавать  ситуации, которые дают ученикам почувствовать уверенность в себе, радость от успеха.

 

Вывод по 2 главе

Данные нашего исследования указали на недостаточный уровень  сформированности нравственной культуры школьников в МБОУ СОШ № 2. У подростков недостаточное представление о моральных нормах, что идет в разрез с социальной практикой и свидетельствует о необходимости     нравственного   просвещения    в   школе.    Хотя  наши

школьные годы остаются в целом верными гуманистическим представлениям,   высоконравственным   качествам   личности,   но данные

статистики говорят  и о недостаточном уровне сформированности этих качеств. Такие составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образованию и т.п. заметно  потеряли в своем значении, уступив  самореализации, материальной обеспеченности и семье. В целом это позитивная тенденция, однако, известно, что снижение авторитета ценностей надличностных ведет к примитивизации духовных начал, поэтому учебно-воспитательный процесс МБОУ СОШ № 2  следует направить на развитие и совершенствование потребностей подростков в познании, в творческом труде, активности и самостоятельности, максимально приближая уровень воспитанности школьников к высокому. 

Несмотря на недостаточный  уровень сформированности нравственных качеств все-таки наблюдается положительная динамика. В ходе реализации программ воспитательной организации «Радуга» школьники стали чаще посещать соревнования, спортивные праздники, участвовать в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне школы. Принимать активное участие в различных общественно-полезных акциях таким как «День пожилого человека», «Скворечник – птиц дом», «Благословите женщину» (ко дню матери) и т.д.  Повысился интерес к спортивно-игровым программам, конкурсам, общественно-трудовой деятельности.

Заключение

Проблему нравственности исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно - этическим нормам нации.

Изучив научно-методическую литературу по заявленной теме, мы выявили проблемы, определили методы и средства формирования нравственной культуры личности.

Нравственный мир ребенка  сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Задача преподавателя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети, как и дети всех времён, очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям. И это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними.

Формирование нравственной культуры личности длительный и трудный процесс. Существует огромное число факторов, влияющих на него как положительно, так и отрицательно. Поэтому в нравственном воспитании очень важно создать целостное воспитательное пространство (школа, семья, учреждения дополнительного образования, СМИ и другие государственные и общественные социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе. Нравственное воспитание способствует возрождению интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитанию свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством ответственности, гуманным отношением к жизни, способных к продуктивной деятельности и творчеству. Идеалом подростка является личность, у которой передовые взгляды, слово и дело находятся в гармонии. Убеждённость и воля к действию составляют силу духа, обеспечивающую единство слова, мысли и действия, которые определяют надёжность человека. Целостность, устойчивость и моральная надёжность личности подростка есть результат её социального развития, нравственного воспитания и самовоспитания.

Библиографический список

  1. Акатов, Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход./ Л.И. Акатов,– Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2009. – 264 с.: ил.
  2. Борев, Ю.Б. Природа исскуства и специфика его воздействия на личность. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи./ Ю.Б.  Борев,–М:МГУ, 1978.-с.165.
  3. Воловикова, М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95-97.
  4. Воловикова, М. И. Нравственно-правомерные представления в российском менталитете/М. И. Воловикова //Психологический журнал.-2004.-Т. 25, № 5. - С. 16-23.
  5. Дементьева, Н.Ф. Социальное самочувствие семьи. [Текст]  / И.Ф. Дементьева // СОЦИС. 2008. - №5. - С. 102-109.
  6. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007. - 479 с.
  7. Журавлев, А. Л., Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды/ А. Л. Журавлев, А. Б.  Купрейченко // Вестник практической психологии образования. – 2007. - №2 (11). – с. 7-13.
  8. Запесоцкий, А.С. Образование и средства массовой информации как фактор социализации современной молодёжи/ А.С.  Запесоцкий,- Спб.: С-Пб.-ГУП, 2009. С.250-259
  9. Казанская, В.Г. - Подросток. Трудности взросления./ В.Г.  Казанская, //Книга для психологов, педагогов и родителей. 2-е изд., доп. 2008, Питер, 288 с.
  10. Коган, Л.Н. Культурная деятельность. Опыт системного исследования/Под ред. Л.Н. Когана./- М.: Наука, 1981.- 238 с.
  11. Кон, И.С. Психология юношеского возраста /Проблемы формирования личности/ И.С Кон,// Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов. - М.: Просвещение, 1979. С.
  12. Лишин, О.В. Подросток в эпоху перемен / О.В. Лишин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 11-26.
  13. Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность./ Н.Ф. Максютин, - Казань, 1995. – С. 21.
  14. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики [Текст]: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования/ А.В. Мудрик.--М.: ACADEMIA, 2006.-- 205 с.
  15. Ожегов, С.И., Толковый словарь русского языка./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М., 1999,с.423.
  16. Ослон, А. "Хорошая школа" - ключевая социальная проблема. [Текст]   /А.Ослон// Социальная реальность.2006. №3
  17. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых./ М. В. Осорина, Изд. 3-е. - СПб.: Речь, 2007.
  18. Розин, В.М. Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения / В.М. Розин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 49-57.\
  19. Сластенин, В.А.; Исаев И.Ф.; Мищенко А.И.; Шиеков Е.Н./Педагогика Учеб.пособие для студ. пед.учеб.заведений/ В.А Сластенин, И.Ф Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.  Шиеков - М.: Школа-Пресс; -1998.
  20. Степанова, Е.Н. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания»/ Е.Н. Степанова, Л.М. Лузина.(Москва, 2002г., Творческий центр.)
  21. Третьякова, Н.В. /Технологии культурно-досуговых программ: технологии рекреационно-развлекательных программ: учебное пособие/АлтГАКИ.-Барнаул:Изд-во АлтГАКИ, 2006,-100с
  22. Троицкий, В.Ю. /О патриотическом воспитании /газета «Русский Вестник» № 16 (644) 2004, с.14.
  23. Фохт-Бабушкин, Ю.У.Человек в мире художественной культуры/ Ю.У. Фохт-Бабушкин,- М., Наука, 1982.- 336 с.
  24. Рахимов, А.З. /Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.
  25. Рахимова, Г. Подготовка родителей к нравственному воспитанию подростков в новых социально-экономических условиях // Молодой ученый (научный журнал)- Чита, 2010.№ 5 (16).- С. 183-188.
  26. Фельдштейн Д.И..  Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 2010. — N 3. — С. 47-56.
  27. Шмерлина, И. Учить или воспитывать?  [Текст] / И. Шмерлина //Социальная реальность. 2008. № 6.
  28. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.
  29. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета “Православная культура” в составе новой образовательной области учебного плана “Духовно-нравственная культура” // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)
  30. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 412 с.
  31. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3 – с.26-37.

Информация о работе Методы и средства формирования нравственной культуры личности