Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:20, курсовая работа
В современных условиях глобализирующегося мира всё чаще речь заходит о сохранении традиционной культуры и повышения уровня нравственности личности. В данном аспекте формирование нравственной культуры личности тесно связано с гуманистическим мировоззрением и его устойчивостью. Особенно это актуально при формировании гармонично развитого поколения. В понятие нравственная культура в первую очередь входят такие понятия как: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственной культуры подростков 10
1.1. Сущность и содержание процесса формирования нравственной культуры 10
1.2 Психофизиологические особенности подросткового возраста 12
1.3 Методы и средства формирования нравственной культуры личности 19
Глава 2 Формирование нравственной культуры личности в МБОУ СОШ № 2 35
2.1. Методика оценки уровня нравственной воспитанности подростков 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Заключение 41
Библиографический список……………………………………………....... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств [17].
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств
Выводы по первой главе
Таким образом, нравственная культура – это целенаправленный процесс присвоения подростками общечеловеческих ценностей, культурных норм и эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием прекрасного в действительности.
Для большей эффективности нравственного воспитания, следует применять комплексный подход, в котором можно выделить два принципа:
- система нравственного воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой;
- нравственное воспитание должно стать органической частью любого воспитания.
Рассматривая процесс нравственного воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.
В настоящее время
в общеобразовательных
Муниципальная образовательная школа №2 была основана в 1974 году в п. Энергетике Новоорского района Оренбургской области. Изначально развивалась как педагогическая среда, сочетающая в себе образовательную деятельность с производственным обучением. В основе этого развития лежали принципы комплексного подхода: целенаправленности педагогического процесса, сознательности, активности, самодеятельности, творчества, дифференциации, уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
В 1999 году проведена общественно-
В школе имеются хорошие
условия для активного и
Основная цель школы – создание условий для формирования всесторонне-развитой, физически-здоровой, духовно-нравственной, социально-компетентной, творческой личности с активной жизненной позицией, патриотическим сознанием и гражданской ответственностью.
Целью воспитательной работы школы является созданий условий, способствующих развитию нравственности, саморазвитию и самореализации учащихся.
За тридцать лет существования СОШ № 2 образовалось немало школьных традиций. Это «Праздник первого звонка», «Посвящение в первоклассники», «Вечер встречи выпускников», «Вечер этикета», «Я – гражданин России», конкурсные программы «Папа, мама, я – читающая семья», «Ученик года», «Самый «классный» классный руководитель» и др.
Традиционные праздники
в школе символизируют
Школьному краеведческому музею отводится большая роль в культурологическом воспитании детей, их гражданском становлении. Музей призван восстановить прерванную связь времен, возродить духовные ценности, воспитать любовь к родной земле, к своему краю, уважительное отношение к своим предкам, к истории своего поселка, обычаям народов населяющего его, чувства национальной гордости.
С 2002 г в СОШ № 2 существует детская организация «Радуга». Её целью является формирование нравственной культуры личности, оказание помощи школьникам в реализации богатства жизненных возможностей, главное из которых - стать достойными гражданами своей Родины.
Детская организация «Радуга» решает следующие основные задачи:
Программа организации «Радуга» имеет 7 основных подпрограмм, которые предлагаются для работы детским коллективам. Это: «Россия - родина моя» - подпрограмма освоения и возрождения национальных культурных традиций, военно-патриотического воспитания; «Интеллект» - подпрограмма, способствующая формированию знаний, умений и навыков во внеклассной работе, обеспечивающая их творческое применение в учебной и практической деятельности; «Милосердие» – подпрограмма работы с людьми, нуждающимися в заботе; «Здоровье» - подпрограмма внедрения принципа здорового образа жизни в массовую практику; «Росинка» - подпрограмма экологического воспитания школьников; «Мир профессий» - подпрограмма развития у школьников профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями; «Труд – дело серьёзное» - подпрограмма развития у детей желания трудиться на благо общества и навыков трудовой деятельности.
Для обеспечения практической направленности данных программ проводятся различные общественно-полезные акции. К ним относятся: День пожилого человека, «Скворечник – птиц дом», адресная помощь ветеранам, ежегодная ярмарка для ветеранов, «Благословите женщину» (ко дню матери) и др.
Все они реализуются через деятельность родительского, профсоюзного комитетов, ученического самоуправления.
Проводится родительский всеобуч на тему «Как воспитать нравственность?» (Приложение 1)
В программе развития МБОУ СОШ № 2 также предусмотрено формирование нравственной культуры личности (см. Приложение 2).
Для выявления уровня воспитанности подростков МБОУ СОШ № 2
нами были использованы такие методики оценки уровня воспитанности подростков:
В результате проведенных исследований, мы получили следующие результаты.
Экспертная оценка уровня воспитанности (Методика Н.П.Капустиной) (Приложение 3).
Вывод: Проведенный тест показывает, что уровень воспитанности детей ещё недостаточно высокий, необходимо продолжать работу, которая будет способствовать воспитанию личности с ещё более качественным уровнем воспитанности.
Тест на выявление самооценки школьника (приложение 4)
Цель: Определить качество самооценки учащихся.
Самооценка-компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
Итог: Работу выполняли 160 человек.
Тестирование показало, что
Положительные качества |
Отрицательные качества |
Реальная самооценка-45% Завышенная самооценка-42% Заниженная самооценка-13% |
Реальная самооценка-49% Недооценка, занижение недостатков-29% Завышенная самооценка- 22% |
Вывод: Необходимо содействовать воспитанию реальной самооценки, пополнять их знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества, способствовать выработке реальной самооценки, создавать ситуации, которые дают ученикам почувствовать уверенность в себе, радость от успеха.
Вывод по 2 главе
Данные нашего исследования указали на недостаточный уровень сформированности нравственной культуры школьников в МБОУ СОШ № 2. У подростков недостаточное представление о моральных нормах, что идет в разрез с социальной практикой и свидетельствует о необходимости нравственного просвещения в школе. Хотя наши
школьные годы остаются в целом верными гуманистическим представлениям, высоконравственным качествам личности, но данные
статистики говорят и о недостаточном уровне сформированности этих качеств. Такие составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образованию и т.п. заметно потеряли в своем значении, уступив самореализации, материальной обеспеченности и семье. В целом это позитивная тенденция, однако, известно, что снижение авторитета ценностей надличностных ведет к примитивизации духовных начал, поэтому учебно-воспитательный процесс МБОУ СОШ № 2 следует направить на развитие и совершенствование потребностей подростков в познании, в творческом труде, активности и самостоятельности, максимально приближая уровень воспитанности школьников к высокому.
Несмотря на недостаточный уровень сформированности нравственных качеств все-таки наблюдается положительная динамика. В ходе реализации программ воспитательной организации «Радуга» школьники стали чаще посещать соревнования, спортивные праздники, участвовать в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне школы. Принимать активное участие в различных общественно-полезных акциях таким как «День пожилого человека», «Скворечник – птиц дом», «Благословите женщину» (ко дню матери) и т.д. Повысился интерес к спортивно-игровым программам, конкурсам, общественно-трудовой деятельности.
Проблему нравственности исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно - этическим нормам нации.
Изучив научно-методическую литературу по заявленной теме, мы выявили проблемы, определили методы и средства формирования нравственной культуры личности.
Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Задача преподавателя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети, как и дети всех времён, очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям. И это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними.
Формирование нравственной культуры личности длительный и трудный процесс. Существует огромное число факторов, влияющих на него как положительно, так и отрицательно. Поэтому в нравственном воспитании очень важно создать целостное воспитательное пространство (школа, семья, учреждения дополнительного образования, СМИ и другие государственные и общественные социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе. Нравственное воспитание способствует возрождению интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитанию свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством ответственности, гуманным отношением к жизни, способных к продуктивной деятельности и творчеству. Идеалом подростка является личность, у которой передовые взгляды, слово и дело находятся в гармонии. Убеждённость и воля к действию составляют силу духа, обеспечивающую единство слова, мысли и действия, которые определяют надёжность человека. Целостность, устойчивость и моральная надёжность личности подростка есть результат её социального развития, нравственного воспитания и самовоспитания.
Информация о работе Методы и средства формирования нравственной культуры личности