Методы и средства формирования нравственной культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях глобализирующегося мира всё чаще речь заходит о сохранении традиционной культуры и повышения уровня нравственности личности. В данном аспекте формирование нравственной культуры личности тесно связано с гуманистическим мировоззрением и его устойчивостью. Особенно это актуально при формировании гармонично развитого поколения. В понятие нравственная культура в первую очередь входят такие понятия как: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственной культуры подростков 10
1.1. Сущность и содержание процесса формирования нравственной культуры 10
1.2 Психофизиологические особенности подросткового возраста 12
1.3 Методы и средства формирования нравственной культуры личности 19
Глава 2 Формирование нравственной культуры личности в МБОУ СОШ № 2 35
2.1. Методика оценки уровня нравственной воспитанности подростков 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Заключение 41
Библиографический список……………………………………………....... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ПОИ-303Михайлова 1.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тема беседы на родительском всеобуче: «Как воспитывать нравственность?» (по материалам С.Д.Фокиной)

Цели: Помочь родителям  в определении понятия «нравственность», познакомить с заповедями и нравственными идеалами, определить свод законов, определяющих нравственное воспитание в семье.

Текст беседы:

Уже две тысячи лет  существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать, а чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющих моральное достояние человеческой души.

Каждая нравственная заповедь может стать предметом  отдельного разговора с ребёнком.

«Возлюби ближнего своего, как самого се6я» учит одна из главных нравственных истин. Кто же этот ближний, которого надо любить? Сосед? Одноклассник? Человек, который является твоим родственником? Да. Но не только. Ближний- это человек, который находится в беде и которому нужна помощь. Не отказать, не устраниться от просящего и нуждающегося, проявить милосердие является одной из важнейших человеческих добродетелей. Ребёнку нужно объяснить, что милосердный обращает своё внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы помочь ему. Оказывая помощь, он не делает никаких различий: добрый это или злой, знакомый или чужой, нравится этот человек или не нравится. Человек живёт не для одного себя и не для своей только пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него. Эту истину человек должен понять с детства.

О бережном отношении  к человеку и ко всему живому говорит  заповедь «не убий». Речь здесь идёт не только о физическом убийстве живого, но и о злобе, гневе, ненависти, обращённых к человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть сродни убийству, поэтому, согласно морали, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубые слова, надо быстрее заглушить в сердце злобу и примириться с ним. А как поступать с людьми, которые тебя обидели? Прощение лучше мщения. Детям надо объяснять, что необходимо научиться побеждать свой гнев, не подражать тем, кто тебя оскорбляет. Способность простить, не мстить, не вредить, удержаться от ссоры говорит о великодушии человека.

В нашей жизни много  грубых, бранных слов. Нравственная заповедь о бережном отношении к слову должна быть с детства внедрена в сознание ребенка. Порассуждайте с ребёнком о том, что ложь является злым пороком в человеке. Нет ничего хуже, чем пытаться представить себя хорошим, а на самом деле только и думать о собственной выгоде.

Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать, требуют заповеди «не укради», «не желай ничего чужого». Нельзя брать того, что принадлежит другому. Часто бывает так, что мы берём почитать книгу, и забываем её вернуть, держим, взятые в долг вещи, пока о них не забудут, потихоньку берём то, что не охраняется. Воровство быстро может стать привычкой. Надо уметь радоваться тому, что есть. С удовольствием пользоваться тем, что имеешь. В числе нравственных устоев издавна отмечалась скромность, скромное поведение. Не надо себя считать выше другого человека, возносить себя, хвастаться.

Обязанностью нравственного поведения является строгое почитание тех, кто дал нам жизнь, отечество, воспитание. Поэтому в нравственный закон вложена заповедь «чти отца своего и мать свою». Непослушание всегда считалось преступлением, на которое люди всегда смотрели с отвращением.

Неразрывно связана  с любовью к ближнему заповедь, повелевающая человеку трудиться. С возрастом дети должны понять, что труд, который нужен людям, приносит отрадное удовольствие, а безделье и время, проведенное впустую, оставляет в душе скверный осадок.

Итак, свод законов прост - будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся, но в них многолетний опыт многовековых поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь».

 

 

Приложение 2

МИНИПРОЕКТ

Тема: «Формирование общекультурной компетентности

в воспитательном процессе»

 

Актуальность

Российское  общество переживает в настоящее  время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания “человека культурного” в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни многих стран мира. Такие понятия, как “свобода” и “демократия”, не получив конкретного научного разъяснения, зачастую стали превращаться в синонимы “вседозволенности”.

Сложившееся положение  является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной  политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Вследствие этого ценностные установки, присущие массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), стали деструктивными и разрушительными с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Актуальность  проблемы обусловлена оторванностью  молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением  и утратой культурных традиций; невостребованностью духовного потенциала русской культуры; взаимонепониманием “детей” и “взрослых”, негативным отношением подростков к традициям и ценностям “отцов”.

Проблемы

Поскольку школа  является своеобразным микросоциумом, в ее воспитательной работе, как в зеркале, отражаются некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в обществе:

  • отсутствие у учащихся и родителей правовой культуры;
  • снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям, к саморазвитию в целом;
  • проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающихся высоким качеством и содержательностью;
  • наблюдается спад интереса к массовым школьным и внутриклассным мероприятиям, к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;
  • высокая степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей;
  • низкий уровень толерантности;
  • низкий уровень валеологической культуры.

Цель

Целью школьного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Задачи

В концепции  подчеркивается, что важнейшими задачами воспитания является “формирование  у школьников гражданской ответственности  и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

Приоритетные  задачи по формированию общекультурной компетентности учащихся:

  • воспитание толерантности;
  • применение на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
  • развитие интереса к школьной жизни;
  • развитие в школе КВНовского движения;
  • формирование отношения к себе «Я и Я»;
  • формирование гражданского отношения к искусству;
  • педагогическое просвещение родителей и учащихся о роли науки и религии в жизни человека;
  • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные способности.

Критерии

 Уровень  общекультурного кругозора, воспитанности,  уровень духовно-нравственного развития, ценностные ориентации, уровень  коммуникативной культуры, уровень валеологических знаний, уровень экологической культуры, уровень правовых знаний.

Предполагаемые  результаты

- повышение  уровня воспитанности школьников;

- рост уровня  духовно-нравственного развития  учащихся;

- снижение заболеваний среди школьников и отказ от вредных привычек;

- увеличение  числа учащихся, вовлеченных в  досуговую деятельность;

- повышение  экологической культуры;

<span class="No_



Информация о работе Методы и средства формирования нравственной культуры личности