Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:59, реферат

Краткое описание

История школы свидетельствует о том, что в разные периоды её развития цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением. Так, во временна феодализма единственной задачей официальной школы ставилось усвоение преимущественно схоалистических знаний. С возникновением и развитием буржуазного общества, по мере того как в школе стали изучаться знания, имеющие практическое значение, к задаче их усвоения прибавилось требование обучать применению знаний на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие о методе обучения………………………………………………4
Классификация методов обучения……………………………………….6
Характеристика общепедагогических методов………………………..11
Специальные методы обучения………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 31.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Понятие о методе обучения………………………………………………4

Классификация методов  обучения……………………………………….6

Характеристика  общепедагогических методов………………………..11

Специальные методы обучения………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………23

Введение

Всеми возможными способами 

нужно воспитывать в детях горячее

стремление  к знанию и к учению.

Я.А. Коменский.

Методы обучения - категория историческая.

История школы свидетельствует  о том, что в разные периоды  её развития цели обучения менялись и  дополнялись в соответствии с  господствовавшими социальными  целями и мировоззрением. Так, во временна феодализма единственной задачей официальной  школы ставилось усвоение преимущественно  схоалистических знаний. С возникновением и развитием буржуазного общества, по мере того как в школе стали  изучаться знания, имеющие практическое значение, к задаче их усвоения прибавилось  требование обучать применению знаний на практике. И только на современном  этапе первые две задачи дополнены  новой - целенаправленно и последовательно  развивать самостоятельность учащихся, их умения приобретать и творчески  применять новые знания.

В соответствии с  изменением целей менялись и методы обучения.

До тех пор  пока усвоение готовых знаний и их прикладное применение были единственными  задачами школы, на первом месте стояли способы достижения этих целей: с  одной стороны, сообщение и показ  учителя, а с другой - восприятие информации и воспроизводящая практика учащихся. Всё то, что обогащало  эти способы обучения и содействовало  решению основных задач школы  тех социальных эпох, и служило  методами обучения. Когда же в соответствии с новыми социальными условиями  перед школой ставятся вместе с прежними ещё и новые задачи, соответственно разрабатываются новые методы обучения, направленные на решение этих задач.

Понятие о методе обучения

Учащиеся в процессе обучения овладевают определёнными  знаниями, умениями и навыками. Одно и то же содержание учебного материала  может быть усвоено различными способами  с помощью различных средств  обучения. Поэтому перед учителем всегда стоит проблема выбора тех  путей, которые помогут более  успешно и продуктивно обучать  и учить.

Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций  обучения зависит от выбора метода. Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся с заранее определёнными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для дидактических целей.

Метод обучения как  бы раздваивается на две стороны: одна - непосредственно наблюдаемая, внешняя; другая - внутренняя, трудная  для наблюдения и анализа. Первая - это последовательность действий учителя и адекватных действий учеников. Вторая сторона выражает внутреннее состояние ученика, степень его  познавательной активности, его способ усвоения материала, который не совпадает  полностью с методом работы учителя. Ученик мыслит по-своему, хотя, конечно, стремиться рассуждать, как учит учитель. Поэтому возникает вариативность  форм усвоения материала в пределах одного и того же метода преподавания.

Методы обучения часто определяются как способы  деятельности преподавателя, направленные на глубокое, осознанное и прочное  усвоение знаний учащимися и обеспечивающие управление познавательной деятельностью  школьников.

Методы обучения зависят от общих и конкретных целей обучения. Гармоническое, всестороннее развитие личности как цель гуманистического воспитания определяет поиск рациональных методов. Методы обучения зависят от содержания школьного образования. Взаимосвязь методов обучения обеспечивает взаимосвязь и единство всех сторон гармонического развития.

Методы обучения находятся в существенной зависимости  от психологических, возрастных особенностей школьников. Например, выбор методов  обучения в начальных классах, особенно в 1, определяется возможностями развития абстрактных форм мышления на основе связи с чувственным опытом ученика.

Методы обучения зависят от анатомо-физиологических  особенностей организма учащихся, учитывают  их работоспособность, утомляемость, особенность  нервной, сосудистой, костно-мышечной, половой систем организма.

В современных условиях образования предъявляются всё  более глубокие требования к совершенствованию  традиционных и поиску новых методов:

· Направленность метода обучения на выполнение задач  гуманистического воспитания.

· Научность метода.

Чем более научно обоснован метод, тем более ясным  и определённым он становится. Научность  метода обеспечивает правильное понимание  закономерностей окружающего мира, ведёт к правильному научному представлению мира и его сторон.

· Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.

· Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным  материалом.

· Необходимость  систематически изучать, заимствовать, использовать в своей работе передовые  методы.

Классификация методов обучения

Существует большое  разнообразие методов обучения. Многие из них имеют сходные черты, поэтому  объединяются в группы. Так возникает  классификация методов обучения, которая помогает учителю глубже понять сходство и различие форм овладения  школьниками учебным материалом и успешнее организовывать свою преподавательскую  деятельность.

В настоящее время  в педагогике имеется несколько  классификаций методов обучения. Каждая из них рассматривает определённые стороны процесса обучения, поэтому  они не противоречат друг другу, а, наоборот, позволяют увидеть процесс обучения с разных сторон.

Всякая классификация  имеет определённое основание. Методы обучения подразделяются на группы по определённому признаку.

В настоящее время  в теории и практике обучения наиболее распространенными являются классификации:

· По преимущественному  источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические);

· По формам деятельности учителя (методы преподавания) и учащихся (методы учения);

· По характеру  мыслительной деятельности и познавательной активности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские);

· По видам умозаключений (индуктивные, дедуктивные).

Словесные, наглядные и практические методы.

Словесные - ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение и др.). Эти методы имеют направленность либо на процесс формирования и усвоение понятий, либо на формирование и воспроизведение чувственных образов.

При словесных методах  обучения очень трудно следить за процессом формирования мыслей у  школьников, поскольку эти методы преимущественно направлены на усвоение содержания материала, а не на процесс  формирования определённой структуры  мысли.

Основными показателями успешности применения словесных методов  являются запоминание и воспроизведение  учащимися новых знаний. Нужно  предусмотреть ряд приёмов и  средств, которые на разных стадиях  урока позволили бы выявить, как  идёт процесс усвоения знаний, что  дети запомнили, и что остаётся вне  их сознания.

В словесных методах  учащиеся повторяют, копируют ход рассуждений  учителя. И чем ближе приближается ученик к логике объяснения учителя, тем успешнее усваивает материал. Самостоятельность ученика, его  познавательная активность в основном ограничена прослушиванием объяснения учителя. Учащиеся мало проявляют собственной  инициативы, самостоятельности рассуждений. У них, по существу, одна проблема: внимательно  слушать учителя и понимать его.

Поэтому сразу после  словесного объяснения на уроке обычно применяются различного вида упражнения, основанные на самостоятельной и  практической деятельности учащихся.

Словесные методы используются преимущественно при  изучении нового материала и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами  овладения знаниями.

Наглядные методы - формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

При этих методах  обучения познавательная деятельность школьников зависит от чувственных  образов, представлений, которые формируются  или воспроизводятся с помощью  наглядных средств. Словесные пояснения  помогают организовать наблюдения, систематизировать  впечатления, связать их с идеей  изучаемого материала. Вне наглядных  пособий словесные объяснения теряют смысл.

Наглядные пособия  имеют различное значение. В одних  случаях они носят иллюстративный характер. В других - облегчают процесс  формирования абстракций.

Наглядные методы обучения требуют глубокого понимания  соотношения образного и логического, конкретного и абстрактного, чувственного и рационального в познавательной деятельности.

Большие возможности  для эффективного использования  наглядных методов обучения предоставляют  кино, радио, телевидение, магнитофоны, компьютерные учебные классы и кабинеты.

Практические методы обучения - формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ. Этими методами формируют практические умения и навыки. Процесс формирования навыка здесь является определяющим в учебной деятельности. Словесные объяснения и наглядные пособия подчинены задаче формирования умений или навыков.

Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые и  исследовательские методы.

В последние годы получила распространение классификация, которая подразделяет методы обучения по репродуктивному, или творческому, характеру мыслительной деятельности учащихся.

Репродуктивные - форма овладения учениками учебного материала преимущественного основывается на воспроизводящей функцией памяти. Поэтому эти методы используются обычно при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала. Обычно с помощью репродуктивного метода на уроке воспроизводятся знания из личного опыта ученика.

Репродуктивные  методы повышают прочность знаний, так как обеспечивают систематическое  воспроизведение учебного материала.

Объяснительно-иллюстративные - находят применение в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и др.).

Структуру объяснительно-иллюстративных методов можно разделить на две  основные части: теоретическую и  иллюстративную.

Первая заключается  в системе теоретических положений, сведений, доказательств, которые сообщаются учащимся в соответствии с учебной  программой.

Вторая сторона  представляет собой систему фактов, описаний, разъяснений, как словесных, так и с помощью наглядных  пособий. Иллюстративный фактический  материал позволяет связать объяснение с личным опытом ученика, делает объяснение доступным.

Правильное соотношение  теоретической и иллюстративной частей сосредотачивает внимание учащихся на теоретическом аспекте как  главном и на фактическом материале  как средстве усвоения главного.

Проблемные формы овладения  учебным материалом.

В сознании ученика  формируется проблемная ситуация или  задача, напоминающая научный поиск. Ученик пытается сам найти ответ  на вопрос, разрешить проблемное задание. Обычно правильный ответ они находят  с помощью учителя. Однако желание, стремление ученика самому искать и  предлагать варианты решения рождает  высокую познавательную активность, приучает мыслить самостоятельно, придаёт  познавательной деятельности творческий характер.

Проблемные методы обучения так называются не потому, что все другие не включают проблем. Всякое обучение носит проблемный характер. Однако учебная проблемная может  не переживаться учеником как познавательная задача, которую он сам должен разрешить. Проблемные методы обучения направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Овладение учебным  материалом есть следствие такой  деятельности.

Усвоение материала  в процессе использования проблемных методов обучения становится следствием поисковой мыслительной деятельности ученика. Однако учителю нужно помнить, что ученики не могут сами всё  открыть и выучить. Под руководством учителя они формулируют выводы, положения правила. Поэтому объяснение учителя не теряет своего значения и при проблемных методах обучения.

Частично-поисковые методы - форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предположений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частых, эвристическую беседу и др. Частично-поисковые методы всегда связаны с другими методами обучения на уроке, особенно с объяснительно-иллюстративными.

Включение отдельных  поисковых ситуаций на уроке повышает познавательную активность учащихся, постепенно приучает их к самостоятельности  мышления и творчеству.

Исследовательские - учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы: изучение свойств почвы, условий роста растений и др.

Информация о работе Методы обучения