Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:59, реферат
История школы свидетельствует о том, что в разные периоды её развития цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением. Так, во временна феодализма единственной задачей официальной школы ставилось усвоение преимущественно схоалистических знаний. С возникновением и развитием буржуазного общества, по мере того как в школе стали изучаться знания, имеющие практическое значение, к задаче их усвоения прибавилось требование обучать применению знаний на практике.
Введение…………………………………………………………………...3
Понятие о методе обучения………………………………………………4
Классификация методов обучения……………………………………….6
Характеристика общепедагогических методов………………………..11
Специальные методы обучения………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………
Форма овладения учебным материалом напоминает научное исследование, поэтому воспитывает у школьников интерес и сообразительность, активность, самостоятельность и ответственность.
Возможны и другие
классификации методов
Все методы обучения, независимо от классификации, имеют общие педагогические положения, которые учителю нужно хорошо знать.
Характеристика
Рассказ - форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер. Рассказ - словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. Рассказ удобен для сообщения впечатлений об экскурсиях, фильмах, произведениях живописи и музыки.
Рассказ включает следующие основные требования:
· Определённость темы и содержания.
Рассказ всегда запоминается лучше и усваивается легче, если сведения, факты, события, примеры объединяются одной общей темой, единой задачей, которая раскрывается последовательно и систематически.
· Эмоциональность.
Связь содержания с личным опытом ученика, с местной природой делает рассказ интересным, вызывает переживания и чувства.
· Структура.
Рассказ должен иметь чёткую структуру: начало, развитие событий, кульминационный пункт, финальную часть. Если учитель заранее не продумает стиль рассказа, то он станет невыразительным, малоинтересным.
Рассказ употребляется на разных этапах урока. Прежде всего, как метод сообщения нового в тех случаях, когда материал не включает теоретических доказательств. Рассказ может быть средством сообщения дополнительных знаний. Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включён в процесс объяснения на разных его стадиях.
Объяснение - форма овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода - теоретические доказательства, которые включают:
· Постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития учащихся;
· Ясно осознаваемое теоретическое положение;
· Строгий, тщательный подбор фактического материала;
· Определённую форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и анализ выводов, индукцию, дедукцию;
· Иллюстративный материал: картины, рисунки, схемы и др.
· Формулировку выводов;
· Дополнительные разъясняющие моменты.
Каждый из этих
моментов требует тщательной подготовки.
Строгое, последовательное изложение
теоретического и фактического материала,
продуманные разъяснения и
Существенным звеном объяснения является получение обратных связей. Нужно предусмотреть ответные реакции учащихся в ходе объяснения. Обратная связь помогает совершенствовать объяснение, вносить необходимые поправки и корректировку.
Беседа - как метод обучения представляет собой вопрос-ответную форму овладения учебным материалом. Метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению цепочки фактов, нового понятия или закономерности.
Вопрос должен быть чётким и ясным по форме. Нельзя включать труднодоступные термины, сложные обороты речи, повторять вопросы несколько раз. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.
Беседа как метод обучения удобна для получения обратной связи. Учитель постоянно видит по ответам, что учащиеся знают, чего не понимают, а также может определить степень усвоения материала.
Беседа как форма овладения знаниями может занимать различное место в учебном процессе: в начале урока как подготовка и усвоение нового, как проверка домашнего задания, как средство сосредоточения внимания; в процессе объяснения для связи нового с изученными знаниями; в конце урока как способ закрепления изученных правил и положений, как итог.
Беседа связана с другими методами и часто включается в их структуру. Кратковременные беседы используются при любых формах овладения материалом.
Работа учащихся с учебником, книгой - является одной из действенных форм овладения учебным материалом.
Умения и навыки работать с книгой сохраняются на всю жизнь. И тот ученик, который в младших классах научиться самостоятельно работать с учебником, сможет и дальше использовать книгу для дополнения своих знаний.
Основное внимание при этом способе обучения уделяется следующим требованиям:
· Каждый ученик должен иметь книгу, быстро находить то место, которое изучается, иметь тетрадь для записи и др.;
· Учитель даёт точный и краткий инструктаж о задании, о том, что должен изучать ученик, какую тему, вопрос, правило. Нельзя называть только страницу и параграф;
· Учащиеся должны ясно представлять характер работы - какой материал нужно воспроизвести, какова последовательность учебных операций и т.д.;
· Учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить всё подряд;
· Учитель учит школьников составлять планы, тезисы, краткие конспекты изученного материала.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником.
Учащиеся самостоятельно выполняют упражнения, практически работают, выучивают правила, читают тексты, пересказывают содержание, пишут сочинения и т.п.. Учитель консультирует их, контролирует действия. Однако содержание работы выполняется самим учеником. Этот процесс самостоятельного выполнения учебного задания с большим или меньшим участием учителя является необходимым звеном в системе развития личности учащихся.
Самостоятельные работы
могут быть устными и письменными,
практическими и
Самостоятельная работа тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплину учебного труда. В школе, особенно в начальных классах, почти каждый урок включает упражнения, выполнение которых связанно с самостоятельными действиями ученика.
Наглядные методы обучения - их условно можно разделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций - предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов учёных и пр.
Метод демонстраций - обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К ним также относят показ кинофильмов и диафильмов.
При наглядных методах
используются приемы показа, обсуждения
результатов проведённых
В последние годы
практика обогатилась целым рядом
новых средств наглядности. Созданы
новые, более красочные географические
карты с пластмассовым
Рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большего образовательного и воспитательного эффекта, создаёт благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учащихся.
Методы программированного обучения. Термин «программирование» употребляется тогда, когда учебный материал подразделяется на отдельные порции, каждая из которых может быть усвоена предлагаемыми приемами, действиями, операциями, причём каждая последующая может быть усвоена только в том случае, если ученик овладел предыдущей.
Особенность программирования
в том, что оно создаёт благоприятные
возможности для
Специальные методы обучения
Специальная педагогика
различает в процессе образования
человека с особыми образовательными
потребностями специальные
Рассмотрим основные группы методов обучения, используемых в специальных образовательных технологиях.
В соответствии с
принятой в дидактике и наиболее
распространённой классификацией методов
обучения на основе целостного деятельностного
подхода в процессе обучения детей
с отклонениями в развитии выделяют
методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности;
её стимулирования и мотивации; методы
контроля и самоконтроля. Дидактика
специального обучения пользуется как
общепедагогическим арсеналом методов
и приемов обучения, так и своими
специфическими для каждой категории
обучающихся с особыми
Общепедагогические
методы и приемы обучения используются
специальной педагогикой особым
образом, предусматривающим специальный
отбор и композицию методов и
приёмов, более других отвечающих особым
образовательным потребностям ученика
и специфике коррекционно-
Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении методов обучения детей с отклонениями в развитии существует в группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Как известно, в эту группу входят следующие подгруппы методов:
· Перцептивные (методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы);
· Логические (индуктивный и дедуктивный);
· Гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).
Все эти методы могут реализоваться в практике образования общего назначения, как под руководством учителя, так и самостоятельно обучающимися. В условиях специального образования возможности обучающихся далеко не всегда позволяют реализовать методы самостоятельной работы.
Отбор методов из
указанных групп для
Во-первых, в связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного восприятия учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т.е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей данного человека.
В подгруппе перцептивных
методов на начальных этапах обучения
детей с отклонениями в развитии
на первом месте находятся практические
и наглядные методы, формирующие
сенсомоторную основу представлений
и понятий о познаваемой
Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено развитие речи. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения речь учителя, его словесные объяснения, словесные методы в целом не могут использоваться как ведущие.
В-третьих, разные
типы нарушения развития приводят к
преобладанию наглядных видов мышления,
затрудняют формирование словесно-логического
мышления, что, в свою очередь, значительно
ограничивает возможности использования
в образовательном процессе логических
и гностических методов, в связи,
с чем отдается предпочтение индуктивному
методу, а также методам объяснительно-
При отборе и композиции методов обучения учитываются не только отдаленные коррекционно-образовательные задачи, но и ближайшие, конкретные цели обучения, например формирование определенной группы умений, активизация словаря, необходимого для освоения нового материала и др.
Рассмотрим возможности и особенности применения отдельных методов в системе специального образования на примере обучения детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии.