Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:59, реферат

Краткое описание

История школы свидетельствует о том, что в разные периоды её развития цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением. Так, во временна феодализма единственной задачей официальной школы ставилось усвоение преимущественно схоалистических знаний. С возникновением и развитием буржуазного общества, по мере того как в школе стали изучаться знания, имеющие практическое значение, к задаче их усвоения прибавилось требование обучать применению знаний на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие о методе обучения………………………………………………4
Классификация методов обучения……………………………………….6
Характеристика общепедагогических методов………………………..11
Специальные методы обучения………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 31.90 Кб (Скачать файл)

Среди словесных  методов обучения широкое распространение  в практике массового школьного  обучения имеет беседа. Действительно, беседа позволяет вовлечь всех детей  в учебный процесс, она учит живому общению, позволяет выявить и  закрепить имеющиеся у детей  знания. В то же время ученые-дефектологи, например С.А.Зыков, указывают на целый  ряд негативных сторон этого метода при использовании его в системе  специального образования: зачастую этот метод превращается в универсальный, когда реально продуцируется  лишь один вид деятельности учеников - воспроизведение имеющихся у  них знаний (речь в данном случае не идет об эвристической беседе). При  проведении беседы слабо учитываются  способности и возможности, психологические  возможности каждого отдельного ученика; учитель является центральной  и единственно активной фигурой  на уроке. Ответы обучающихся нередко  бывают формальными, заранее выученными. Многие дети в силу специфики своего развития вообще не владеют навыками беседы. Им требуется значительное время, чтобы научиться словесно формулировать свои высказывания, рассуждать во время беседы, задавать вопросы  учителю, высказывать свое мнение, узнавать новое у учителя и товарищей  по классу или группе, пользоваться специфическими для беседы речевыми конструкциями. Отсюда следует, что  беседа в начальном образовании  ряда категории детей с особыми  образовательными потребностями малопродуктивна  в плане приобретения новых знаний. В то же время она может использоваться для закрепления нового словаря  и оборотов речи, а при ознакомлении с новым материалом - на начальном  этапе (для выяснения, что знают  дети) и на завершающем - для проверки усвоения изложенного.

Для ряда категории  детей с особыми образовательными потребностями метод работы с  учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся  в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходимо собственная  предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным  словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

Психологические особенности  восприятия младших школьников с  отклонениями в развитие, наиболее характерны из которых для всех категории  являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота  анализа и синтеза частей, трудности  в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру, обусловили специфику в реализации наглядных  методов обучения. Так, педагог не только демонстрирует объект, о котором  идет речь, но и должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить  детей способам и приемам такого изучения. В педагогическом процессе важно обеспечить достаточную практику таких наблюдений для накопления необходимого сенсомоторного опыта, закрепление  способов и приемов наблюдения и  изучения объекта, закрепления используемых при этом словесных средств.

Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные  методы сочетаются с практическими  методами. Я.А.Коменский мудро заметил, что лучше всего обучает деятельность, в процессе который показывают. В  условиях специального образования  детей младшего возраста с отклонениями в развитии существует органическое единство наглядных и практических методов обучения, реальным воплощением  которого является предметно-практическое обучение: для развития сенсомоторного и социального опыта, навыков учебно-познавательной деятельности, языка и речи в ее коммуникативной функции создается специально организованная дидактическая среда, вызывающая познавательный интерес и естественную потребность в речевом общении в процессе совместной деятельности, являющейся привлекательной для ребенка. В данном случае целесообразно говорить не о простой комбинации методов, а о специальной коррекционно-образовательной технологии.

Разновидностью  практического метода обучения является использование дидактических игр  и занимательных упражнений. Они  же выступают как метод стимулирования учения. Несмотря на то что игра занимает значительное место в жизни младшего школьника и является творческой целенаправленной деятельностью, ее использованием в качестве способа обучения детей  с ограниченными возможностями  имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недоразвитие психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальная недостаточность вызывают сначала  необходимость обучения таких детей игре и постепенному включению игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.

Таким образом, специальном  образовании практическим всегда используется сложное сочетание нескольких методов  и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического  эффекта. Комбинации таких сочетаний  и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Можно говорить о том, что специальный  образовательный процесс протекает  с применением специальных образовательных (коррекционно-педагогических) технологий, а не просто отдельных сочетаний  методов и приемов работы.

Заключение

Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций  обучения зависит от выбора метода. Методы обучения - это способы организации  учебно-познавательной деятельности учащихся с заранее определёнными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для дидактических целей.

Методы обучения зависят от общих и конкретных целей обучения. Методы обучения находятся  в существенной зависимости от психологических, возрастных особенностей школьников.

Существует большое  разнообразие методов обучения. Многие из них имеют сходные черты, поэтому  объединяются в группы. Так возникает  классификация методов обучения, которая помогает учителю глубже понять сходство и различие форм овладения  школьниками учебным материалом и успешнее организовывать свою преподавательскую  деятельность.

Специальная педагогика различает в процессе образования  человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные  технологии, методы обучения и учения и методы воспитания.

Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом методов и приемов  обучения, так и своими специфическими для каждой категории обучающихся  с особыми образовательными потребностями, методами и приемами коррекционно-педагогической работы, представляющими собой оригинальные образовательные технологии.

Таким образом, специальном  образовании практическим всегда используется сложное сочетание нескольких методов  и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического  эффекта. Комбинации таких сочетаний  и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Можно говорить о том, что специальный  образовательный процесс протекает  с применением специальных образовательных (коррекционно-педагогических) технологий, а не просто отдельных сочетаний  методов и приемов работы.

Список литературы

Информация о работе Методы обучения