Методы обучения рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучить различную литературу, касающуюся темы «Организации учебных занятий по рисованию с натуры», найти и выделить краткие сведения, касающиеся истории возникновения методов обучения рисованию. А также рассмотреть психолого-педагогические аспекты, а именно рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству. Рассмотрев все выше сказанные вопросы, следует определить роль наглядных пособий на уроках рисования, и обозначить основные этапы выполнения натюрморта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. История возникновения методов обучения рисованию……………..4
1.1. Зарубежные методы обучения. …………………………………………….4
1.2. Методы обучения рисованию в России…………………………………....9
1.3. Краткие сведения о методах обучения рисованию в советской школе...11
Глава 2. Психолого-педагогические аспекты…………………………………13
2.1. Рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству.13
2.2. Роль наглядных пособий на уроках изо…………………………………..16
Глава 3. Выполнение натюрморта…………………………………………….18
3.1. Последовательность работы над натюрмортом……………………….....18
3.2 Рисование натюрморта…………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

В России рисование впервые появляется как общеобразовательный предмет в начале 17 века. Ссылаясь на исторические сведения, именно в этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, которое способствует развитию образного представления и умений, в связи с этим его можно применить в любой профессии. В связи с этим, в 1715 году рисование было включено в число учебных предметов в Морской академии. Затем в 1716 году рисованием стали заниматься в хирургических школах, в 1721году – рисование ввели в Карповской школе Феофана Прокоповича. В дальнейшем этот предмет появился во многих других учебных заведениях, но изучали его в целях общего развития.Первыми педагогами так называемые учителя-иностранцы, но уже к началу 19 века Русская Академия художеств выдвинулась в первый ряд среди художественных академий Европы. Как было сказано ранее, Русская Академия была одной из лучших школ рисунка. Иначе говоря, она стала и центром методической работы в России. Именно там зарождались и утверждались новые методы преподавания рисования для целой сети учебных заведений. Со второй половины 19 века вопросам методики преподавания начинают уделять особое внимание не только выдающиеся художники-педагоги, но и рядовые учителя школ. Они понимали, что без специальной подготовки нельзя успешно вести педагогическую работу.(5.61)

В 1872 году рисование вновь включается в круг учебных предметов реальных и городских училищ. И согласно историческим сведениям именно в этот год были учреждены «Бесплатные воскресные классы рисования для народа». Следует отметить, большую ценность для русского искусства представляют идеи Чистякова, которые непосредственно касаются взаимоотношений педагога с воспитанником. Ученик Чистякова М.Г.Платунов писал о мыслях своего учителя: «Прежде всего, говорил он, надо знать ученика, его характер, его развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всем….»(8.425)

 Следует отметить, что для России конца 19-начала20 века был характерен повышенный интерес к методике преподавания рисования. В частности, бурные дискуссии вызывал вопрос о преимуществах геометрического и натурального методов преподавания. Опираясь на исторические данные, можно утверждать, что оба эти метода, на протяжении всего времени, развития методики преподавания рисунка существовали в России. Художники-педагоги всегда пользовались ими, в свою очередь, совершенствовали и развивали их. Также существовали и другие подходы.

Одна из точек зрения была опубликована в «Журнале Министерства народного просвещения» за 1907 год, на странице 71, в этой статье мы можем прочитать: «Учитель не должен никогда насиловать индивидуальности ребенка, напротив, он должен стараться определить, к какому жанру данный ребенок наиболее способен; материалом для этого ему служит произвольная так называемая мазня ребенка. Поощеряя его в этом направлении, учитель должен научить его главным приемам рисования; но никоем образом не прибегать к рисованию геометрических фигур и оригиналов». В те времена были огромные расхождения во мнении о том, какими должны быть цели и задачи преподавания рисования в школах.

Вторая из точек зрения противостоит первой и заключается в том, что в учебной программе должны присутствовать четыре вида занятия: Рисование с натуры, иллюстрированное рисование, декоративное рисование – «составление украшений» - и рассматривании картин. Авторы этой точки зрения считали, что учитель должен активно вмешиваться в деятельность ребенка.

    Третий подход представлен  в работе Векослава Кощевича  «Современное рисование (так называемое  «свободное») в народной школе»  Его подход сводится к тому, что должно быть всего два вида работы, а именно, рисование по представлению и декоративное рисование. Автор считает, что рисование с натуры должно быть исключено. Следовательно, в этом случае роль педагога сводится на нет. «Свободное рисование дает учителю средство узнать, какого рода природа его ученика. Первые «задачи» при свободном рисовании заключаются в предложении: «Рисуйте, что хотите!» Дети рисуют, кто что хочет, а учитель наблюдает». (9.7)

1.3. Краткие сведения  о методах обучения рисованию в советской школе.

    После Великой Октябрьской революции резко изменились задачи воспитания подрастающего поколения. Осуществление новых задач требовало большой теоретической и практической работы, сплочения всех работников народного образования, но единства в этом вопросе нельзя было добиться сразу .В художественной жизни шла напряженная идейная борьба убежденных сторонников реалистического искусства с эпигонами буржуазных формалистических направлений, отвергавших серьезную школу. Среди специалистов, занимающихся проблемой образования, нет единой концепции.    

      В исследовании  данной проблемы можно выделить  несколько направлений. Среди них  можно выделить два основных  направления: Методика развития  «свободного творчества» и «комплексный». Одна из точек зрения принадлежит сторонникам комплексных программ. Согласно их теории знания учащихся проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование.

   Вторая точка зрения противостоит выше указанной. Автором данного направления выступал А.В. Бакушинский. В отличии от предыдущих теоретиков Бакушинский придерживался теории «свободного воспитания». Он утверждал, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние «подсознательный родовой фактор».Крупный искусствовед А.В. Бакушинский писал: «Период изживания родового начала в области творчества, требует от педагога возможно меньшего вмешательства в творческие намерения и действия ребенка. Следует предоставлять полную свободу детскому художественному воображению, детской художественной воле».

   Однако наряду с ранее сказанными подходами существовала такая точка зрения, которая коренным образом отличалась от взглядов предыдущих авторов. Н.К. Крупская считала, что творчество ребенка напрямую связано с развитием его психики, а именно с возрастными особенностями. Согласно историческим данным мы можем сказать, что в конце 20 – начале 30 годов формалистические методы преподавания стали подвергаться широкой и справедливой критике. К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства.

    В 50-е - 60-е годы появляется и целый ряд научно-исследовательских работ, которые во многом обогатили теорию методики преподавания. (5.84) В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала.(5.87)Изучив различные источники, которые касаются истории возникновения и дальнейшее развитие методов обучения рисованию, можно сказать, что на протяжении многих лет методика претерпевала множество изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование. Как говорится, все мнения могут применяться на практике, но с моей точки зрения все-таки лучшим методом является метод рисования с натуры..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Психолого-педагогические аспекты.

   2.1. Рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству. 
    Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки эстетического цикла, ИЗО в том числе.

   Уроки ИЗО не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.

    Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т.д.(5.101) В учебном процессе познание натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. Нужно отметить, что при обучении рисования с натуры у ребенка развиваются умственные способности. Исходя из этого, на занятиях необходимо приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. 

   При анализе детских работ с психолого-педагогической точки зрения можно отметить, что ученики первого класса существенно отличаются от учеников пятого или седьмого класса по уровню как физического, ток и умственного развития. А в изобразительной деятельности разницы в возрасте совершенно не видно.

    В общеобразовательных школах принято обучать детей рисованию с натуры не только средствами рисунка, но, и учат их элементам живописи. Знакомство с живописью включает в себя обучение приемам работы с цветными карандашами, акварелью, гуашью. В первом классе ученики рисуют акварельными красками предметы природы, но еще пока не пользуются приемами смешивание красок. С третьего класса они учатся подбирать цвета путем смешивания красок. В четвертом классе дети рисуют предметы объемной формы. В пятом и шестом классах рисуют с натуры акварелью используя приемы работы по-сырому.

   При обучении живописи  детей необходимо познакомить  с основными положениями цветоведения, научить правильно, пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры, нужно рассказать, как можно передавать игру света и цвета на предметах, при этом не отходить от зрительной достоверности изображаемого. (5.103) Каждый преподаватель имеет право на свой собственный стиль и почерк преподавания. При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения, нет сверх эффективного способа, которым можно заменить все остальные. Методы и приемы не могут быть самоцелью. Стремление включить в учебный процесс новые методы и принципы без достаточного на то основания является не чем иным, как педагогической модой. Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобразительного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию. На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком и живописью.

   Принцип научности как активный фактор развития творческих способностей заключается, прежде всего, в усвоении системы научных знаний, которые помогают правильно понять закономерности строения форм природы и явления реальной действительности, а тем самым и овладеть методом реалистического искусства.

    Для активации творческой деятельности необходимо требовать от каждого ребенка рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры; творчески использовать научные знания из области перспективы, теории теней; рационально использовать рисовальный материал и возможности его тонового и фактурного диапазона. При творческом восприятии натуры преподаватель должен помочь ребенку увидеть главное, сориентировать его на чувственное, образное восприятие.

    На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять Он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно. Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ребенка по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках. Расширение научного кругозора студента позволяет ему смелее и увереннее оперировать имеющимися знаниями, умениями и навыками.

 

2.2. Роль наглядных пособий на  уроках изо

   На уроках изобразительного искусства осуществляются во взаимосвязи все основные принципы: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных особенностей, индивидуальный подход. В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках изобразительного искусства способствует формированию четких пространственных содержательных понятий, развивает мышление и воображение, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

    Применение различных  средств наглядности активизирует  учащихся, возбуждает их внимание  и тем самым помогает их  развитию, способствует более прочному  усвоению материала. Можно выделить несколько видов наглядных пособий, используемых в обучении рисованию:

  • Репродукции картин.
  • Иллюстрации.
  • Таблицы.
  • Слайды.
  • Диафильмы
  • Пед. рисунок

   При раскрытии принципов  построения изображения необходимо  словесное объяснение обязательно  сопроводить педагогическим рисунком  на классной доске, с целью помощи детям справиться с наиболее трудными для них задачами, необходимо указать им правильный путь построения основной формы предмета. Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися. Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. В какой-то момент педагогический рисунок необходимо ради наглядности упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял конструкцию формы, ее структуру, пластические особенности. 
   Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам как источнику познания. (5.135) 
   Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, то есть если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.(5.135)

Информация о работе Методы обучения рисованию